Конспект речевая деятельность "Птицы "описательный рассказ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Киселева Мария Михайловна

Формировать представления детей о  перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy._opisatelnyy_rasskaz.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы.

Тема. "Птицы. Описательный рассказ."

Задачи: Учить образовывать новые слова типа «белокрылый». Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить составлять описательные рассказы о перелетных птицах. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, картинно-графический план описательного рассказа, наборное полотно или магнитная доска.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришел сказочный герой, а кто вы угадайте:

В шляпе синенькой мальчишка,

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка

А зовут его … (Незнайка).

Незнайка пришел к нам в гости, чтобы узнать много нового и интересного.

А ещё Незнайка, хочет научиться составлять рассказы.

Простановка цели детьми

Поможем Незнайке?

Что мы для этого можем сделать?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности.

1.Артикуляционная гимнастика.

Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно - артикуляцнонных мышц

«Голодные птенчики».

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу».

 Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц».

Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу». Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

«Птенчики ждут пищу».

Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!»

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист»

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

2.Беседа о перелётных птицах.

Давайте сначала вспомним, а что это за птицы такие? Правильно, перелётные птицы осенью улетают в тёплые края, а весной к нам возвращаются, вьют гнезда, выводят птенцов и живут у нас до наступления холодов.

Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Осенью становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы, птицам становится трудно добывать корм)

Ребята, а каких перелётных птиц вы знаете?

Игра «Скажи одним словом»

У аиста и цапли длинные лапы, поэтому их называют длиннолапыми.

У аиста тонкая шея – тонкошеий.

У соловья звонкий голос, поэтому его называют…звонкоголосый.

У ласточки хвост длинный, поэтому ее называют…длиннохвостой.

У грача острый клюв и черные крылья, поэтому его можно назвать…остроклювый и чернокрылый.

Игра «Скажи наоборот»

Аист большой, а соловей …..

У цапли длинная шея, а у скворца … .

У соловья серая грудка, а у ласточки … .

Лебедь белый, а грач … .

Упражнение «Расскажи, какая птица?».

Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану.

-Рассмотреть картинно-графический план.

- Вспомнить новые слова о кукушке (пестрогрудая, серокрылая, длиннохвостая) и подобрать

другие прилагательные к существительному «кукушка».

- Уточнить, чем питается.

- Послушать рассказ логопеда.

Кукушка - это перелетная птица. Она маленькая, серая, пестрогрудая, длиннохвостая,

остроклювая, серокрылая, хорошо летает, питается гусеницами.

- Составить аналогичные рассказы о журавле, лебеде, граче.

Подведение итога

-Мы помогли Незнайке?

-Что для этого сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект речевой деятельности для детей подготовительной группы с ТНР "Игра-драматизация "Гуси-лебеди"

Задачи:- вспомнить русскую народную сказку "Гуси-лебеди";- упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных;- закреплять целостное восприятие при составлении разрезной картинки;- ...

КОНСПЕКТ речевой деятельности с элементами театрализованной игры «Зайка, мишка и лиса из Машиного рюкзака»

Данный конспект полезен для воспитателей детских садов в группе раннего возраста....

Конспект речевой деятельности в старшей группе «Мамин день»

Конспект речевой деятельности в старшей группе «Мамин день»Цель: Развитие грамматического строя речи детей. Повышение социальной значимости материнства.Задачи: Формировать у детей представ...

Конспект речевой деятельности

Для II младшей группы «Путешествие язычка»...

Конспект образовательной деятельности составление рассказа по картине «Прогулка по осеннему парку »

Образовательные области : «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» ,«Художеств...

Конспект речевой деятельности с детьми среднего возраста. Тема . Составление описаний персонажей сказки «Теремок».

Конспект речевой деятельности  с детьми среднего возраста.Тема . Составление описаний персонажей сказки «Теремок».Цель. Развитие речи посредством составления описаний персонажей сказк...