Конспект занятия "Автоматизация звука [Л]"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Пяткина Анна Сергеевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_avtomatizatsiya_zvuka_l.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                  

«Средняя общеобразовательная школа №8»

(дошкольное отделение д/с «Росинка»)                                  

 городского округа Ступино Московской области

Конспект

индивидуального

логопедического занятия

«Автоматизация звука [л]»

Учитель-логопед: Пяткина А.С.

г. Ступино

Тема: Звук [л].

Цели: - образовательные: автоматизировать звук [л] в изолированном виде, слогах, словах;                            

           - коррекционные: активизация мышц речевого аппарата, развитие голоса и дыхания, фонетико-фонематического восприятия, зрительного восприятия и прослеживающей функции глаза, общей и мелкой моторики, психических процессов:  внимания, памяти, мышления;                                                                                                                                                            

           - воспитательные: воспитывать усидчивость, наблюдательность, активность на занятии.                                

Оборудование: большое зеркало, артикуляционный профиль звука, «Звуковой куб», «Звуковые дорожки», «Завитки», «Камушки», «Волшебный мешочек», мяч, речевой и наглядный материал к заданиям.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

- Поздоровайся с гостями. Сядь красиво, смотри в зеркало. Сегодня будем продолжать учиться красиво произносить звук [л]. Но сначала выполним следующие упражнения.

2. Развитие мимических мышц (упражнение: «Колобки»).

- Удивись (подними бровки), рассердись (нахмурили брови),

погрусти, улыбнись.

3. Артикуляционная гимнастика. (Специальные артикуляционные упражнения.)

1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 7).

2. «Накажем непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя.

3. «Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (удерживать под счет до 7).

4. «Качели» – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать. Так, поочередно, менять положение языка.

5. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

6. «Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы (удерживать под счет до 7).

7. «Пароход» - слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы».

- Хорошо. Молодец!

4. Упражнение на дыхание: «Сдуй снежок с варежки».

- Для того чтобы воздушная струя была сильной и длительной, выполним следующее упражнение «Сдуем снежок с варежки».

Сдуй снежок с варежки (поднесем варежку к губам, губы вытягиваем трубочкой вперед, дуем, щечки не надуваются).

- Умница!

5. Анализ артикуляции. (По артикуляционному профилю звука.)

- Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [л]:

- Что делают губы?   [Улыбаются.]

- Где находится язык?   [За верхними зубками (между зубками)].

- Голосовые связки работают или отдыхают?    [Работают.]

- Воздух теплый или холодный? [Теплый.]

- Хорошо.

6. Характеристика звука. (По карточкам-подсказкам.)

- Дай, пожалуйста, характеристику звука [л], какой он? Выбери правильную карточку.

- Согласный или гласный?    [Согласный.]

- Почему?   [Есть преграда.]

- Что является преградой?   [Язык и зубы.]

- Он твердый или мягкий?   [Твердый.]

- Звонкий или глухой?   [Звонкий.]

- Почему?   [Есть голос.]

- Правильно. Молодец!

7. Произношение изолированного звука. («Звуковые дорожки»)

- Медленно веди пальчиком по дорожке от парохода и произноси звук [л].

- Молодец!

- А сейчас медленно веди пальчиком по завитку и произноси звук  [л] громко по большим завиткам и тихо – по маленьким. («Завитки»)

- Идем по камушкам и четко произносим звук [л]. («Камушки»)

- Умница!

8. Развитие фонематического слуха.

- Игра: «Поймай звук!»

- Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [л]: л, р, м, н, л, л, р, ш, л.

- Отлично.

9. Закрепление звука в слогах «Здравствуй, пальчик».

- А теперь поиграем с пальчиками.

Правая рука – ал-ол-ул-ыл, левая рука – ла-ло-лу-лы; каждый палец дотрагивается до большого пальца.

- Молодец.

10. Закрепление звука в словах.

- Назови картинки, которые находятся над.., под.., справа.., слева...

11. Физкультминутка.

- Мы похлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп,

  Мы потопаем ногами: топ-топ-топ,

  Покачаем головой.

  Мы руки поднимаем,

  Мы руки опускаем,

  И бегаем кругом.

12. Развитие фонематического слуха. Игра: «Зоркий глаз»

(Предметные картинки.)

- Отцепи только те картинки, в которых есть звук [л]. Сколько слов со звуком [л] ты снял(а)?

- Молодец! 

13.  Закрепление звука в словах.

- «Чудесный мешочек».

Угадай на ощупь предмет и назови его.

-  «Зашумленные картинки»

Назови спрятанные предметы.

- Отгадай загадки (с картинками-подсказками).

1. Само с кулачок,

    Красный бочок.

    Тронешь пальцем – гладко,

    А откусишь - сладко?  [Яблоко.]

2. Я прихожу с подарками,

    Блещу огнями яркими,

    Нарядная, забавная,

    На новый год я главная?   [Елка.]

3. Все время стучим,

    Деревья долбим.

    Но их не калечим,

    А только лечим?   [Дятлы.]

- Верно. Молодец!

14. Зрительная гимнастика.

- «Витамины» - сильно-сильно зажмурили глазки, открыли (кормим глазки витаминами).

- «Мотылек» - часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами.

- «Погреем глазки» - сильно-сильно потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глаза.

- «День – ночь» - закрыть глазки: ночь, открыть: день. 

15. Развитие фонематического слуха. («Звуковой куб»)

- Вращай куб и называй картинки, изображенные на нем; определи, где находится звук  [л] в словах, в начале, середине или в конце слова.

- Молодец!

16. «Чего не стало?»

- Посмотри внимательно на картинки и запомни их. Закрой глаза, открой, скажи, чего не стало?

17. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (анализ, характеристика)

- Что делали?

- Что было интересным?

- Что было трудно, легко?

18. Оценка работы на занятии с положительной направленностью.

- Ты очень хорошо сегодня занимался, молодец! Наше занятие закончилось. Давай попрощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Автоматизация звука [Р]

Индивидуальное  занятие по звукопроизношению. Задачи занятия:уточнять представления ребенка о звуке [Р]. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, уточнить представления об артикуляционном...

Конспект Дифференциация звуков и букв С-Ш.

Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...

Конспект Автоматизация звука Ш

Индивидуальное занятие по звукопроизношению.Автоматизация звука Ш. Задачи: Развитие подвижности артикуляционного аппарата, развивать мелкую моторику рук. Развитие фонематического слуха. Упражнять в пр...

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...