Конспект занятия "Автоматизация звука [Л]"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
(дошкольное отделение д/с «Росинка»)
городского округа Ступино Московской области
Конспект
индивидуального
логопедического занятия
«Автоматизация звука [л]»
Учитель-логопед: Пяткина А.С.
г. Ступино
Тема: Звук [л].
Цели: - образовательные: автоматизировать звук [л] в изолированном виде, слогах, словах;
- коррекционные: активизация мышц речевого аппарата, развитие голоса и дыхания, фонетико-фонематического восприятия, зрительного восприятия и прослеживающей функции глаза, общей и мелкой моторики, психических процессов: внимания, памяти, мышления;
- воспитательные: воспитывать усидчивость, наблюдательность, активность на занятии.
Оборудование: большое зеркало, артикуляционный профиль звука, «Звуковой куб», «Звуковые дорожки», «Завитки», «Камушки», «Волшебный мешочек», мяч, речевой и наглядный материал к заданиям.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Поздоровайся с гостями. Сядь красиво, смотри в зеркало. Сегодня будем продолжать учиться красиво произносить звук [л]. Но сначала выполним следующие упражнения.
2. Развитие мимических мышц (упражнение: «Колобки»).
- Удивись (подними бровки), рассердись (нахмурили брови),
погрусти, улыбнись.
3. Артикуляционная гимнастика. (Специальные артикуляционные упражнения.)
1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 7).
2. «Накажем непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя.
3. «Лопаточка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу (удерживать под счет до 7).
4. «Качели» – улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать. Так, поочередно, менять положение языка.
5. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.
6. «Парус» - улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы (удерживать под счет до 7).
7. «Пароход» - слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы».
- Хорошо. Молодец!
4. Упражнение на дыхание: «Сдуй снежок с варежки».
- Для того чтобы воздушная струя была сильной и длительной, выполним следующее упражнение «Сдуем снежок с варежки».
Сдуй снежок с варежки (поднесем варежку к губам, губы вытягиваем трубочкой вперед, дуем, щечки не надуваются).
- Умница!
5. Анализ артикуляции. (По артикуляционному профилю звука.)
- Давай вспомним, что мы делаем, когда произносим звук [л]:
- Что делают губы? [Улыбаются.]
- Где находится язык? [За верхними зубками (между зубками)].
- Голосовые связки работают или отдыхают? [Работают.]
- Воздух теплый или холодный? [Теплый.]
- Хорошо.
6. Характеристика звука. (По карточкам-подсказкам.)
- Дай, пожалуйста, характеристику звука [л], какой он? Выбери правильную карточку.
- Согласный или гласный? [Согласный.]
- Почему? [Есть преграда.]
- Что является преградой? [Язык и зубы.]
- Он твердый или мягкий? [Твердый.]
- Звонкий или глухой? [Звонкий.]
- Почему? [Есть голос.]
- Правильно. Молодец!
7. Произношение изолированного звука. («Звуковые дорожки»)
- Медленно веди пальчиком по дорожке от парохода и произноси звук [л].
- Молодец!
- А сейчас медленно веди пальчиком по завитку и произноси звук [л] громко по большим завиткам и тихо – по маленьким. («Завитки»)
- Идем по камушкам и четко произносим звук [л]. («Камушки»)
- Умница!
8. Развитие фонематического слуха.
- Игра: «Поймай звук!»
- Закрой глаза. Хлопни громко в ладоши, когда услышишь звук [л]: л, р, м, н, л, л, р, ш, л.
- Отлично.
9. Закрепление звука в слогах «Здравствуй, пальчик».
- А теперь поиграем с пальчиками.
Правая рука – ал-ол-ул-ыл, левая рука – ла-ло-лу-лы; каждый палец дотрагивается до большого пальца.
- Молодец.
10. Закрепление звука в словах.
- Назови картинки, которые находятся над.., под.., справа.., слева...
11. Физкультминутка.
- Мы похлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп,
Мы потопаем ногами: топ-топ-топ,
Покачаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И бегаем кругом.
12. Развитие фонематического слуха. Игра: «Зоркий глаз»
(Предметные картинки.)
- Отцепи только те картинки, в которых есть звук [л]. Сколько слов со звуком [л] ты снял(а)?
- Молодец!
13. Закрепление звука в словах.
- «Чудесный мешочек».
Угадай на ощупь предмет и назови его.
- «Зашумленные картинки»
Назови спрятанные предметы.
- Отгадай загадки (с картинками-подсказками).
1. Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь - сладко? [Яблоко.]
2. Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На новый год я главная? [Елка.]
3. Все время стучим,
Деревья долбим.
Но их не калечим,
А только лечим? [Дятлы.]
- Верно. Молодец!
14. Зрительная гимнастика.
- «Витамины» - сильно-сильно зажмурили глазки, открыли (кормим глазки витаминами).
- «Мотылек» - часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами.
- «Погреем глазки» - сильно-сильно потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими глаза.
- «День – ночь» - закрыть глазки: ночь, открыть: день.
15. Развитие фонематического слуха. («Звуковой куб»)
- Вращай куб и называй картинки, изображенные на нем; определи, где находится звук [л] в словах, в начале, середине или в конце слова.
- Молодец!
16. «Чего не стало?»
- Посмотри внимательно на картинки и запомни их. Закрой глаза, открой, скажи, чего не стало?
17. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (анализ, характеристика)
- Что делали?
- Что было интересным?
- Что было трудно, легко?
18. Оценка работы на занятии с положительной направленностью.
- Ты очень хорошо сегодня занимался, молодец! Наше занятие закончилось. Давай попрощаемся с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Автоматизация звука [Р]
Индивидуальное занятие по звукопроизношению. Задачи занятия:уточнять представления ребенка о звуке [Р]. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, уточнить представления об артикуляционном...

Конспект Дифференциация звуков и букв С-Ш.
Фронтальное занятие по обучению грамоте.Задачи: развивать фонематическое восприятие, учить выделять звуки , развивать слуховое восприятие, фонематический слух, развитие тактильных ощущений, чтение, на...

Конспект Автоматизация звука Ш
Индивидуальное занятие по звукопроизношению.Автоматизация звука Ш. Задачи: Развитие подвижности артикуляционного аппарата, развивать мелкую моторику рук. Развитие фонематического слуха. Упражнять в пр...
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...

