Конспекты занятий по развитию ЭМП для детей с ЗПР подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Благодерова Инна Ивановна

     У детей с ЗПР отмечается недостаточная готовность к решению мыслительных задач. Часто они недостаточно осмысливают ее условие и, не наметив плана, стремятся к ее решению. Сравнение с образцом часто происходит только на заключительном этапе работы. Они часто на видят свои ошибки и недостаточно способны оценить результаты своей деятельности. Преобладающим оказывается нарушение регулятивного компонента мыслительной деятельности.

 Динамика развития мыслительной деятельности детей с ЗПР находится в тесной связи с характером их обучения. Отсутствие специальной коррекционной помощи может затормозить их развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_razvitiyu_emp_dlya_detey_s_zpr.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

     Знакомьтесь, это – я и моя дружная семья

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

       «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД СЧИТАЛОВО»

ТЕМА: Счет в пределах 7. Образование числа 7.

ЦЕЛИ: 1.Закреплять знания детей об образовании числа 7 путем                                 прибавления и убавления. Тренировать детей в устном счете: прямом, обратном, порядковом и счете заданными отрезками. Закреплять и уточнять знания о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Закреплять знания о составе чисел 6 и 7. Продолжать тренировать детей в написании цифр. Закреплять правильное употребление знаков «больше», «меньше», «равно».

2. Развивать память, восприятие, мелкую моторику, математически правильную речь, активизировать словарь.

3. Воспитывать у детей учебные навыки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Д/М: Наборное полотно, 7 разноцветных флажков, две корзины, изображения грибов и ягод (по 7), игрушки Заяц и Медвежонок, рисунки домов с этажами в виде клеток, карточки с цифрами от 1 до 9 и знаками «больше», «меньше», «равно».

Р/М: набор геометрических фигур, конфеты (по 14 шт.).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Устный счет.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в город Считалово. Кто догадается, почему он так называется?

- Потому что там все любят считать.

- Для того, чтобы получить пригласительные билеты, нужно правильно посчитать.

Задание: Посчитать прямым и обратным счетом от 2 до 7. От 3 до 9 и т. д.

Дети получают пригласительные билеты и проходят на свои места.

2. Порядковый счет.

- В городе в честь нашего приезда устроен праздник. На площади развешаны разноцветные флажки. Просчитайте по порядку все флажки.

Дети называют порядковые номера флажков.

- Которым по счету стоит красный флажок? Синий? Желтый? И т. д.

- Вдруг подул ветер, и один флажок унесло. Которого по счету флажка нет?

Учитель убирает 1 флажок и дети по памяти называют какой улетел.

3.Работа с геометрическими фигурами.

- В городе Считалове жители очень любят создавать картины из мозаики. Но мозаики у них это геометрические фигуры. Возьмите свои наборы и «нарисуйте» картинку из них. Мы подарим ее жителям.

Дети складывают картинку, говорят что у них получилось и называют геометрические фигуры, которые они использовали.

4. Образование числа 7 путем убавления и прибавления по 1.

- Какое сейчас время года?

- Осень.

- Вот и в Считалове наступила осень. Зайчик и Мишутка отправились в лес за грибами и ягодами. Поможем им?

На доске две корзины. Учитель «кладет» в 1 корзину грибы в количестве 6 штук. Дети хором считают.

- Сколько грибов нашел Мишутка.

- Мишутка нашел 6 грибов.

Учитель «кладет» ягоды во вторую корзину. Дети считают.

- Сколько ягод нашел Зайчонок.

- 7 ягод.

- Чего больше нашли зверюшки, грибов или ягод?

- Ягод.

- Почему вы так думаете?

- Потому что грибов 6, а ягод-7, а 7 больше 6.

- На сколько 7 больше 6?

- На 1.

- Как сделать поровну грибов и ягод?

- Надо добавить еще один гриб.

- Сколько стало грибов?

- 7.

- Как мы получили число 7?

- Нужно к 6 добавить 1.

5. Физминутка.

Дети стоят, руки на поясе. Маршируют.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идем искать.

Останавливаются, загибают пальцы левой руки, помогая правой.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик встал, все съел,

Оттого и потолстел.

6.Работа с раздаточным материалом.

- Все сладкоежки города Считалова очень любят пересчитывать свои конфеты. Помогите им.

- Положите перед собой по 6 конфет. Сколько конфет лежит перед вами?

- 6.

- Все сладкоежки хотят, чтобы конфет было хоть на одну больше. Сколько получится, если добавить еще одну конфету?

- 7.

- Как получили число 7?

- К 6 прибавили 1.

- Сладкоежки не утерпят, если перед ними столько конфет. Они съели 1. Сколько осталось?

- 6.

- Как мы получили число 6?

- От 7 отняли 1.

7.Работа по закреплению знаний о составе чисел 7 и 6.

- Мы с вами на улице города Считалова. Дома здесь тоже необычные, в них живут числа. В одном доме число 7, в другом-6. Расселите «соседей», чтобы на этаже было число 7 (6).

Дети вписывают в клеточки- этажи Цифры.

8.Составление и чтение неравенств.

- Футболисты города Считалова провели несколько матчей. Вот их результаты.

На наборном полотне карточки с цифрами попарно.

- Давайте поможем футболистам разобраться кто победил. Поставьте нужный знак и прочитайте неравенство.

9.Итог занятия.

- Где мы с вами побывали?

- В городе Считалове.

- С какими числами мы работали в этом путешествии?

- С числом 7 и 6.

Учитель оценивает участие каждого ребенка в работе, раздает поощрительные призы. Дети прощаются со «считаловцами».

ПУТЕШЕСТВИЕ ОКОНЧЕНО.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП

«ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬЯ»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Закреплять представления о числах, цифрах от 1 до 7. Упражнять называть числа 1-7 и 7-1.
  2. Учить называть предыдущее и последующее число.
  3. Учить соотносить количество предметов с числом и цифрой. Знать и применять математические термины: столько-сколько, прямой обратный, порядковый счет и т. д.
  4. Развивать логическое, аналитическое мышление в загадках, математических стихах.
  5. Закреплять геометрические фигуры в д/и.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Постановка темы.

- Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, нас окружают друзья и мы нашей дружной кампанией попутешествуем.

Пришел муравей (игрушка): Я вас приглашаю в удивительное путешествие на луг. Давайте вспомним как правильно вести себя на природе.

- Не рвать цветы, не ловить насекомых, не нарушать тишину. Наш девиз: «Любить и охранять природу».

2. Мы с вами путешественники. На чем же мы будем путешествовать, ведь до леса путь не близкий. (Машина, самолет).

- Давайте быстро построим транспорт. Делятся на подгруппы и строют.

- Какие геометрические фигуры вам понадобились?

- Чем отличается треугольник от квадрата, квадрат от прямоугольника. Для чего можно использовать круг, овал?

- Садимся в наш транспорт и отправляемся в путь.

- Наш чудесный транспорт доставил нас туда, куда мы и хотели.

3.

- Давайте оглядимся вокруг. Что нас окружает.

- Деревья, цветы, насекомые, птицы.

- Давайте приглядимся к деревьям. Одинаковые ли они по названию, по толщине, высоте, количеству веток, листьев и т.д.?

- А что у них одинаковое? (Ствол, ветки).

- Подойдите к дереву у которого столько веток, какую цифру я покажу: Сколько веток у березы, почему вы подошли к этому дереву?

- Потому что показали цифру 6.

- Какое число меньше чем 6 на один? Какое больше?.

- Найдите дерево у которого 7 веток. Какую цифру надо показать,

- Посчитайте прямым и обратным счетом.

4.

Послушайте загадку:

Шевелились у цветка

все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

- Какое число прозвучало в загадке?

- Посадите бабочек на цветки. Сколько бабочек? Сколько цветков?

- Сравните, обозначьте цифрой.

- Возьмите еще одну бабочку.

- Сколько бабочек? Какой цифрой обозначили?

- Бабочки на каждом цветке? Сделайте вывод.

5. Физминутка.

Три медведя шли домой.

Папа был большой – большой.

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

 Очень маленький он был,

С погремушками дружил.

Дзинь-дзинь-дзинь.

6.

- Что-то тучки набежали, погода портится. Я думаю мы можем это исправить. Вспомним примету, обещающую хорошую погоду.

- Муравьи спешат домой, к дождю.

- Ой-ой-ой какие тучи сгущаются, сейчас дождь хлынет.

- Птички высоко летают, к хорошей погоде.

- На фланелеграфе солнышко. Расположите птичек выше солнышка, муравьев ниже, справа и слева от солнца тучки.

- Вот и погода ясная. Нам повезло, дети работают быстро и правильно отвечают.

- А вы обратили внимание, что мы подошли к муравейнику. Тут и живет наш муравей. Давайте поблагодарим его за интересное путешествие, попрощаемся и – домой.

7. Итог занятия.

- Где мы были? Что запомнилось в путешествии? Что мы все время делали? (считали). Вам понравилось?

Подведение итога учителем.

 

                                                     

  «ВОЛШЕБНЫЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА ВСЕЗНАЙКИ»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с разнообразными свойствами предметов.
  2. Закрепить счет и отсчитывание предметов по заданному числу
  3. Развивать мелкую моторику рук, действие с предметами на скорость; развивать цветовое восприятие.
  4. Развивать умение создавать пары по цвету, объединять оттенки (красный, багровый, лиловый, розовый и др.)
  5. Самостоятельно проводить простые опыты с бумагой, тканью, ватой, пластилином деревом и водой.
  6. Учить делать выводы исходя из опыта и знаний.
  7. Расширять кругозор детей.
  8. Воспитывать любознательность, творчество фантазию.

Оборудование:

Профессор Всезнайка, куклы, карточки-пропуски, пуговицы, прищепки, стаканы с водой, капельницы, пластилин, деревянные кубики, разноцветные цветы, обручи, ткань, вата, бумага, ножницы, набор картинок к дидактической игре.

                                              ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Сюрпризный момент. Приходит профессор Всезнайка с пропусками для детей. Приглашает всех в гости в научную лабораторию. Но чтобы туда попасть надо правильно назвать цифру на пропуске.
  2. Работа с картой- пропуском.

- Отложите и отсчитайте столько пуговиц, какая цифра написана на вашей карточке.

- Сколько ты, Юля, отсчитала пуговиц? А ты, Никита?

- У кого число пуговиц больше (меньше), чем у Юли и Никиты.

(Взаимопроверка детей)

  1. В лаборатории.

- Как вы думаете, из какого материала сделаны пуговицы? (Из пластмассы)

- «Из меня предметов масса

    Называюсь я пластмасса»

  1. Игра «Прищепки» (пластмассовые)

- Что это? Для чего нужны? Из какого материала? Легкие или тяжелые?

- Возьмите по прищепке, разбейтесь на группы так, чтобы в каждой группе было на одну прищепку больше, чем в предыдущей.

- А сейчас поиграем. Кто быстрее прищепнет свою прищепку на край коробки по сигналу и отщепнет.                                                                                                     5. Профессор Всезнайка предлагает посмотреть на тарелочки, где он приготовил сюрпризные задания. Из пластилина: колбаска и шар и деревянный кубик.

 Задания профессора: Определите где больше пластилина в колбаске или в шаре. Как можно узнать?

Взвешивают на весах. Примерно определяют вес на руках.

- А из чего сделан кубик? Что тяжелее пластилин или кубик? Как мы можем определить? (на весах).

- А с помощью воды?

- Что произошло? (Дерево не тонет, а пластилин идет ко дну).

Вывод.

Физминутка: игра «Найди пару».

Назови цвет.(Цветы).

Подбери оттенки.    

6.В гости приходят две куклы. Даша и Маша в красивых платьях. Даша в          бумажном, а Маша в ситцевом..

     «Подарила мама Маше

      удивительное платье.

      На зеленом новом ситце

      Снегири, дрозды, Синицы».

     -  Взялись подружки спорить у кого наряд лучше?

     - Маша говорит, у меня. Даша говорит, у меня. Кто из них прав?

     - Расскажите о свойствах бумаги, ткани.

     - Опыты с бумагой и тканью. Мнут, рвут, Режут, мочат в воде.

     Выводы и умозаключения.

7. Дидактическая игра. (Разрезные картинки)

     Предметы из бумаги, стекла, резины, ткани разрезаны на 6 частей. Дети собирают картинки и определяют материал, из которого сделаны предметы.

Работа в группах.

Дети благодарят профессора и идут в группу.

  1. Итог занятия.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК: ЭКСКУРСИЯ НА КОСМОДРОМ

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей умение находить числа второго десятка. Увеличение и уменьшение на один. Состав числа из двух меньших чисел, числовых выражений при помощи знаков «больше», «меньше».
  2. Продолжать учить детей составлять задачи по иллюстрации, числовому примеру.
  3. Развивать логику, мышление, внимание. Создать эмоциональный настрой.
  4. Воспитывать интерес к занятиям.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.- У нас сегодня необычное занятие – математический праздник. У нас в гостях Журналист, она хочет у вас взять интервью.

Ж. – Сегодня День Космонавтики. Я бы хотела поговорить с вами об этом.

- Кто такие космонавты?

- Что такое космос?

- Какими должны быть космонавты?

- Кто из вас хочет быть космонавтом?

2. Читают стихи о космосе.

3. Дети идут в зал. Зал оформлен как космодром.

- Нас должны принять в юные космонавты, если мы справимся со всеми заданиями.

- На табло зашифровано слово. Мы его должны определить. Каждое правильно выполненное задание дает возможность открыть одну букву.

- Посмотрите, сколько шаров, а на них цифры. Давайте составим число, которое состоит из одного десятка и 5 единиц.

- Найдите зеленый и красный шар. Скажите, какое число составляют их цифры?

- Составьте число, которое будет меньше, чем 19 на 1. (больше на…)

Появилась буква В.

4. РАБОТА ПО СХЕМЕ.

5. На стартовой площадке телепузики выдают карточки с числами, где нужно поставить знаки «больше», «меньше».

6. Состав чисел: 6, 7, 8, 9, 10.

Появилась буква.

7. Составление задач на тему «Космос».

Буква.

8. Игра «Какой фигуры не хватает».

9. Окончание праздника. Раздача сувениров.

10. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе ФФНР. Тема: Пересказ рассказа "Стрекоза Соня" Учителя-логопеда Беловой Т.Ю.

В данном конспекте используется мнемотаблица, позволяющая дошкольникам с речевой патологией  удерживать в памяти последовательность изложения материала....

Конспек открытого занятия по развитию речи для детей с ОНР подготовительной группы"Цветы".

Тема: «Цветы»Цель занятия:Уточнение и расширение словаря по теме.Практическое усвоение словообразования и словоизменения.Обучение составлению предложений.Употребление  предлогов.Согласование суще...

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе (Тема: «Долгое путешествие»)

Конспект занятий по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе     Тема: «Долгое путешествие» Цель: лексическая работа: учить детей понимать образный смыс...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи старшей/подготовительной группы на тему "Путешествие по голубым улицам"Автор - Мурахина Ирина Петровна...

Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе детей с ОНР "Звук и буква К. Путешествие с Красной шапочкой"

Задачи:Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам, познакомить с буквой К;Коррекционно-развивающие: развивать...

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе "Эти удивительные животные"

Цель:  Формировать умение учиться, прививать навыки учебной деятельности, закреплять полученные знания.Задачи:  1. Продолжать расширять представления детей о многообразии животного  мир...