"Лекарственные растения"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Никитина Ольга Федоровна

Мастер-класс в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikitina_o.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина О.Ф., воспитатель

высшей квалификационной категории

13.Мастер-класс «Лекарственные растения»

( конспект комплексного занятия  в подготовительной к школе группе)

 

Цель: воспитание у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о понятии «природа» и ее видах.

2.Формировать представления детей о пользе и представлении лекарственных растений, правильно называть и узнавать их.

3. Закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, схемами-моделями, план-схемой; совершенствовать умения решать проблемные ситуации, создавать условия для использования на практике информации, полученной от организованной деятельности; расширять границы своего опыта, обогащать восприятия мира.

4.Развивать речь, память, логическое и образное мышление, коммуникативность, эмоциональную сферу общения. Комбинаторские способности.

 Методические приемы:

Беседа; дидактические  игры «Заряд бодрости», «Что где растет?», «Расскажи все растении»; работа со схемами-моделями, сигнальными карточками, работа по опорным карточкам, физминутка,  составление рассказа по план-схеме, загадывание загадок, чтение стихов, пение песни.

Предварительная работа

Экскурсия в аптеку,   чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, рассматривание иллюстративного материала, просмотр диафильма «Волшебные травы» сюжетно-ролевые  игры, игры- эксперименты.

Словарная работа:

Фитотерапия, фармацевт.

Оборудование

Схемы-модели, опорные карточки, картина «Что где растет?», карточки с лекарственными растениями, засушенные лекарственные растения, план-схема, чайник.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я представляю мастер-
класс из раздела «Формирование основ здорового образа жизни у детей с
использованием нетрадиционных методик оздоровления». Этот мастер-класс
будет показан в рамках реализации проекта «Здоровее дети - здоровая
нация». Так, как наше дошкольное учреждение работает в инновационном
режиме по теме:

«Экологизация социально-активной позиции детей дошкольного возраста» и осознавая, всю важность взаимодействия и взаимосвязи экологического воспитания и оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста я разработала познавательное эколого-оздоровительное занятие «Лекарственные растения». Целью, которого, является:

  1. воспитание у детей экологической культуры и здорового образа жизни. В содержании мастер - класса я включила следующие инновационные методы и приемы оздоровления детей:
  2. элементы музыкотерапии;
  3. игра-релаксация с применением точечного массажа и дыхательных упражнений;
  4. пальчиковая игротерапия;
  5. офтальмотренаж;
  6. самомассаж;
  7. кинезиологическая гимнастика;
  8. элементы ароматерапии;
  9. элементы фитотерапии.

Содержание мастер - класса я разделила на четыре блока: Цель первого блока:

-        Расширять и углублять знания детей о понятии «природа» и ее видах;
закреплять умение детей работать с сигнальными карточками, схемами-
моделями; развивать память, логическое мышление, коммуникативность,
слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Дети здороваются с гостями с музыкальным сопровождением.

-        Здравствуйте (поют три раза в разном тембре и высоте голоса).
(Элементы музыкотерапии).

Воспитатель: Ребята, а теперь все внимание на меня, смотрите и делайте как я.

Игра- релаксация с применением точечного массажа и дыхательных упражнений «Заряд бодрости»:

  1. Мои ушки слышат все! (массаж «козелков ушей»)
  2. Мои глазки видят все! (массаж надбровных дуг)
  3. Я вдыхаю красоту!
  4. Я вдыхаю силу!

(руки вверх - потянуться, затем опустить их - 2р. дыхательные упражнения).

Теперь я вижу, что вы готовы видеть, слышать, познавать.

Ребята, послушайте стихотворение Ф. Тютчева и скажите о чем оно?

Сияет солнце, воды плещут

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом

Поют деревья, плещут воды

Любовью воздух растворен

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Дети: Это стихотворение о природе        

Воспитатель:  Что такое природа?

Дети: Все что нас окружает, не созданное руками человека.

Воспитатель:  На какие два вида делится природа?

Дети: На «живую» и «неживую»

Воспитатель: Что относится к «живой»?

Дети: Растения, животные, человек.

Воспитатель: Что относится к «неживой»?

Дети: Камни, вода, солнце.

Воспитатель: Почему мы называем вид природы «живая»?

Воспитатель: Почему «неживая»?

Воспитатель: Составьте схему природы, но прежде мы

подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая игротерапия «Наши пальцы»

  1. Пальцы встали дружно в ряд (показывают ладони с выпрямленными  пальцами)
  2. Десять крепленых ребят (сжимают пальцы в кулаки)
  3. Эти два - всему указки

Все покажут без подсказки (показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими)

-Пальцы - два середнячка

Два здоровых бодрячка (показывают средние пальцы)

-Ну, а эти - безымянны

Молчуны всегда упрямы (показывают безымянные пальцы)

-        Два мизинца - коротышки

Непоседы и плутишки (показывают мизинцы)

-Пальцы главные средь них -

Два больших и удалых! (показывают два больших пальца)

(составление схемы природы с использованием схем-моделей. Один ребенок у мольберта, другие на своих местах)).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно ли ... составил схему и оцените ответ товарища сигнальными карточками

(дети оценивают и говорят почему они так оценили ответ).

Цель второго этапа:

-        систематизировать знания детей о лекарственных растениях, их пользе и
применении, совершенствовать умения решать проблемные ситуации,
закреплять умения работать с опорными карточками, расширять границы
своего опыта; развивать речь, речевую деятельность, память, наглядно-
образное мышление, зрительное восприятие, эмоциональную сферу общения.

Воспитатель: Дети, вы сказали, что к «живой» природе относится растения, животные, человек. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но ни об обыкновенных, а о лекарственных. Что это за растения? Расскажите об истории лекарственных растений и науке о них.

(Один ребенок рассказывает.)

Воспитатель: Назовите лекарственные растения?

(Дети называют.)

Воспитатель: А вот где они произрастают и что лечат, мы выясним с помощью игры «Что, где, отчего?»

  1. У каждого из вас лежит карточка с изображением лекарственных растений. Вы должны выйти, но не говорить названия растений и загадать о нем загадку.

(Ребенок выходит,  загадывает загадку, а остальные отгадывают и говорят, что это растение лечит. Ребенок показывает карточку и прикрепляет ее, говорит, в каком месте произрастает это растение.)

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в очень интересную и необычную

игру-молчанку «Пойди и найди». (Офтальмотренаж.)

Воспитатель: о  правилах поведения при сборе лекарственных растений мы узнаем с помощью опорных карточек.

Правила поведения при сборе лекарственных растений:

  1. Нельзя рвать много растений
  2. Нельзя собирать растения возле железных дорог
  3. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
  4. Нельзя пробовать растения на вкус
  5. Нельзя собирать растения возле автомобильных дорог
  6. Собирать лекарственные растения надо днем, в сухую, ясную погоду
  7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
  8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Детивыходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)

  Физминутка (самомассаж)

-Головушка-соловушка

-Лобик-бобик

-Носик-абрикосик

-Ушки-непослушки

-Голышко- колоколышко

-Грудка-прибаутки

-Животик-бегемотик

-Ручки-крылышки

-Ножки-топотушки

Целью третьего этапа является:

-создание условий для использование на практике информации, полученной от организованной деятельности; обогащать восприятия мира: развивать умственную деятельность детей, память, креативность, эмоциональную сферу общения.

Выходит ребенок, берет букет лекарственных растений и рассказывает стихотворение.

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать

Есть в травах и цветах

Целительная сила

Для всех, имеющих

Их тайну разгадать.

(Ребенок отдает букет воспитателю.)

Воспитатель: Действительно, есть в лекарственных растениях целительная сила. Как можно еще охарактеризовать их достоинства.

Дети: Травы жизни

Дети :Растения - целители

Дети: Живая сила

Дети: Растения, дарящие здоровье

Дети: Кладовая здоровья

Дети: Творения природы

Дети: Удивительные помощники здоровья

Дети: Растения, приносящие радость и счастья.

Кинезиологическая гимнастика.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Да-нет».

(Дети загадывают растение, а ребенок должен отгадать.)

  1. Это растение?
  2. Да.
  3. Оно лекарственное?
  4. Да-
  5. Оно растет дома?
  6. Нет.
  7. Оно растет красивыми красными цветками?
  8. Нет.
  9. У нее листья колючие?
  10. Да.
  11. Крапива? Да!

Целью четвертого блока является:

-        Систематизировать и обобщить знания детей о лекарственных растениях,

используя при этом план-схему; развивать речь, память, логическое и наглядно-образное мышление, вариативность в суждениях, умение анализировать, делать выводы.

Воспитатель: Дети, мы сказали, как и где можно собирать растения, а если мы не смогли их собрать, то где можно приобрести лекарственные растения?

Дети: В аптеке.

Воспитатель: Недавно мы были на экскурсии в аптеке, люди каких профессий там работают?

Дети: Фармацевты, провизоры.

Воспитатель: А вот о чем рассказала вам фармацевт, вы вспомните при помощи план-схемы.

Дети: Фармацевт рассказала нам, что лекарственные растения собирают с корнями в ясную, сухую погоду. Затем их сушат в пучках в затемненных

местах. Потом лекарственные растения перерабатывают и хранят их в тюбиках, коробочках, баночках, флаконах в темном, прохладном, сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей. Еще из лекарственных растений можно готовить отвары, настои, целебные чаи.

Воспитатель: Вот и мы с вами сегодня приготовим целебный напиток «Здоровье»  (Заваривание чая)

Воспитатель: Пока наш чай заваривается, вспомним, о чем мы говорили на нашем занятии?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь я вас приглашаю на чаепитие к столу.


http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,61740/Itemid,118/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Картотека подвижных игр на тему "Лекарственные растения" в рамках проекта "Лекарственные растения"

Через подвижные игры можно закреплять с детьми знания о лекарственных и полезных для человека растениях...

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»в подготовительной к школе группеЦели:1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.2....

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...