Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"
    план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

     

    ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

    Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины,  использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые или равные по ширине.  Упражнять в умении ориентироваться во времени, называя временные отрезки в правильной последовательности: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении употреблять слова, отражающие пространственные отношения: за, на, под, над, дальше, ближе.

    Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции, внимание, память.

    Воспитательные задачи: Воспитывать радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение.

    Методические приёмы:

    1. динамическая пауза перед занятием в виде подвижной игры;

    2. художественное слово;

    3. загадки;

    4. сюрпризный момент;

    5.физкультминутка;

    6. иллюстрации, картинки;

    7. поисковые вопросы;

    8. хоровые и индивидуальные ответы;

    9. оценка и самооценка детской деятельности.

     

    Предварительная работа:

    1. Чтение и драматизация сказки "Репка".

    2. Чтение: Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей";

    Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться"

    3. Игра "Покажем кино" (использование  широкой и узкой  киноленты)

    4. Рисование широких и узких дорожек.

    5. Игра "Бассейн" (широкий и узкий бассейн)

     

    Материал к занятию:

    1. "Автобус" из стульев с номерами (узкие и широкие).

    2. "Билеты" (широкие и узкие)

    3. Дедка (кукла)

    4. "Огород" с разметками грядок и полоски коричневого цвета - широкие и узкие; жёлтые кружки, красные треугольники.

    5. Картинки, на которых изображен  определённый временной отрезок.

    6. Картинки с изображением героев сказки "Репка".

     

    Индивидуальная работа:

    1. Упражнять Илью, Арину  в различении частей суток, умение называть их по порядку.

    2. Вспомнить с Владиком, Лизой, Никитой героев сказки "Репка"

     

    Дифференцированный подход:

    Высокий уровень - совершенствовать  умение самостоятельно сравнивать  по ширине предметы, расположенные в произвольном порядке. Закреплять умение самостоятельно называть части суток в правильно последовательности, называть их характерные признаки.

    Средний уровень - упражнять в нахождении предметов нужной ширины при расположении групп дифференцированно (слева узкие, справа широкие). Упражнять в выполнении действий с подсказкой  воспитателя. Упражнять в различении частей суток по картинкам, с помощью наводящих вопросов воспитателя. Закреплять последовательность появления героев.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_no42.docx24.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе.

    Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ

    " ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"

    ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

    Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины,  использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые или равные по ширине.  Упражнять в умении ориентироваться во времени, называя временные отрезки в правильной последовательности: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении употреблять слова, отражающие пространственные отношения: за, на, под, над, дальше, ближе.

    Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции, внимание, память.

    Воспитательные задачи: Воспитывать радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение.

    Методические приёмы:

    1. динамическая пауза перед занятием в виде подвижной игры;

    2. художественное слово;

    3. загадки;

    4. сюрпризный момент;

    5.физкультминутка;

    6. иллюстрации, картинки;

    7. поисковые вопросы;

    8. хоровые и индивидуальные ответы;

    9. оценка и самооценка детской деятельности.

    Предварительная работа:

    1. Чтение и драматизация сказки "Репка".

    2. Чтение: Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей";

    Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться"

    3. Игра "Покажем кино" (использование  широкой и узкой  киноленты)

    4. Рисование широких и узких дорожек.

    5. Игра "Бассейн" (широкий и узкий бассейн)

    Материал к занятию:

    1. "Автобус" из стульев с номерами (узкие и широкие).

    2. "Билеты" (широкие и узкие)

    3. Дедка (кукла)

    4. "Огород" с разметками грядок и полоски коричневого цвета - широкие и узкие; жёлтые кружки, красные треугольники.

    5. Картинки, на которых изображен  определённый временной отрезок.

    6. Картинки с изображением героев сказки "Репка".

    Индивидуальная работа:

    1. Упражнять Илью, Арину  в различении частей суток, умение называть их по порядку.

    2. Вспомнить с Владиком, Лизой, Никитой героев сказки "Репка"

    Дифференцированный подход:

    Высокий уровень - совершенствовать  умение самостоятельно сравнивать  по ширине предметы, расположенные в произвольном порядке. Закреплять умение самостоятельно называть части суток в правильно последовательности, называть их характерные признаки.

    Средний уровень - упражнять в нахождении предметов нужной ширины при расположении групп дифференцированно (слева узкие, справа широкие). Упражнять в выполнении действий с подсказкой  воспитателя. Упражнять в различении частей суток по картинкам, с помощью наводящих вопросов воспитателя. Закреплять последовательность появления героев.

    ХОД     ЗАНЯТИЯ

    Действия  воспитателя                                          Действия  детей

    До занятия воспитатель предлагает детям

    поиграть   в подвижную игру

    "Огуречик-огуречик" (динамическая пауза).

    Выбирают мышку.

    Воспитатель спрашивает детей:

    - Где живёт мышка?                                                       - В норке.

     - Где растёт огурчик?                                                    - На грядке.

    - мы будем "огуречками", садитесь на грядку!

                                                                                         Дети присаживаются на корточки.

                                                                                         Затем встают, направляются к

                                                                                         норке.

    - Где находится норка?                                              Индивидуальные и хоровые

                                                                                         ответы: - За огородом.

                                                    Говорят слова:

                                                                         - Огуречик - огуречик,

                                                                            Не ходи на тот конечик,

                                                                      Там мышка живёт,

                                                                               Тебе хвостик отгрызёт.

    Дети убегают от мышки, садятся

                                                         на "грядку".

    Игра повторяется 2 раза.

    Воспитатель говорит детям:

    - "Мышка убежала", приглашает на коврик.               Дети садятся на коврик

                                                                                         полукругом, вокруг воспитателя.

    Неожиданный стук в дверь, появляется

    Дедка (кукла-бибабо)

    Дедка: - Здравствуйте, дети, вы меня узнали?            - Узнали, дедка!

    - Из какой я сказки?

                                                                                          Примерные ответы:

                                                                                         - "Колобок"

                                                                                         - "Курочка Ряба"

                                                                                         - "Репка"

    Дедка:

    - Молодцы, много сказок знаете.

    Но я загадаю вам загадку. чтобы

    вы точно догадались:        

          Кругла, не месяц,

          Желта, а не масло,

          С хвостом, а не мышь.                                             Ответ детей: "Репка"

    Дед: - Правильно, я из сказки

    "Репка" к вам пришёл. А где растёт репка?                   Примерные ответы детей:

                                                                                                  - в деревне

                                                                                                  -  в саду

                                                                                                  - на огороде

                                                                                                  - на грядке

    Дед: - Молодцы, догадались. За это я приглашаю

    вас ко мне в деревню, поедем на автобусе.

    Воспитатель: - А где находится автобус?                         Дети:

                                                                                              - На остановке.

    Воспитатель  предлагает детям "покупать"

    билеты и занимать места в автобусе.

    Спрашивает: - Какой билет по ширине?                          Индивидуальные ответы  

                                                                                              детей:

                                                                                                 - узкий

                                                                                                 - широкий

                                                                                                 - билеты разные по ширине

    Воспитатель:

    - Места в автобусе имеют "номера".

    Будьте внимательны, занимайте место с

    номером такой же ширины как ваш билет.                    Дети выполняют задание. При

                                                                                           сравнении своего билета с

                                                                                           номером. говорят: "одинаковые,

                                                                                           разные по ширине".

    Воспитатель:

    - Автобус отправляется!

    - По чему автобус едет?                                                 - По дороге.

    - А дорога какая?                                                            - Широкая.

    - А по узкой дороге сможет автобус поехать?               - не может, потому что он

    - Почему?                                                                        большой, широкий.

    Воспитатель:

    - Вот мы и приехали в деревню! Выходим.

    Теперь надо найти, где находится огород.

    Дед:

    - К огороду ведёт тропинка.

    -Где она?                                                                          - За дорогой.

    - Какая она по ширине?                                                   - Узкая.

    - Идём по тропинке по одному друг за другом.

    Кто за кем идёт?                                                               Ответы детей:

                                                                                              - Егор за Лизой,

                                                                                              - Вова за Женей и т.д.

    Воспитатель предлагает найти свой огород.

    Сначала подгруппе  детей (высокий уровень):

    - Ваш огород находится ближе                                       Дети подходят к первому  

                                                                                             ряду  столов, на котором  

                                                                                             размещены "огороды". Говорят:

                                                                                             "Ближе"

    Затем воспитатель предлагает другой подгруппе

    (средний уровень) подойти к огородам,

    которые расположены   дальше.                                     Дети походят ко второму ряду

                                                                                           столов, на котором размещены  

                                                                                          "огороды с грядками". Говорят  

                                                                                            - Наш огород дальше.

    Расположение "грядок" на "огороде"

    Средний уровень: "Ближе"

    Высокий уровень: "Дальше"

    Дедка:

    - Вот у нас огород.

    Что же, что же здесь растёт?

    - Что можно посадить на грядках?                                 Дети называют овощи, какие

                                                                                             они знают.

    Воспитатель:

    - Сначала давайте поможем дедке

    вскопать грядки.                                                              - Давайте.

     

    - надо посмотреть внимательно, как

    размечены грядки и найти подходящую

    коричневую полоску, правильно

    расположить её.

    - Какие грядки?                                                                Ответы детей:

                                                                                              - Разные по ширине

                                                                                              - Широкие и узкие

    - На какие грядки мы потом посадим

    репки?                                                                               - На широкие.

    - на какие грядки посадим морковки?                            - На узкие.

    Воспитатель напоминает, как сравнивать

    полоски методом наложения и приложения.                 Дети выполняют задание,          

                                                                                              "копают  грядки"

    Воспитатель следит за точностью выполнения.

    тем детям, которые справились с этим заданием,

    предлагает наборы жёлтых  кругов ("репки")

    и красных треугольников ("морковки")

    и предлагает  их посадить на грядки                              Дети раскладывают на

                                                                                            широкие грядки репки,

                                                                                            на узкие - морковки.

    Воспитатель спрашивает, где находятся

    "вершки" и "корешки".                                                   - Корешки под землёй

                                                                                            - Вершки над землёй

                                                                                         (хоровые и индивидуальные  

                                                                                          ответы)

    Физкультминутка

    "Дедке мы вскопали грядки,                                 Дети имитируют "копание грядок"

    В огороде много гряд.

    Мы посадим здесь рассаду:

    И морковку и салат.

    Ежедневно прибегаем,

    Наши грядки поливаем.                                           Дети "поливают"

    Овощей, поверь, ребята,

    Урожай соберём богатый"                                   Дети "собирают урожай"

    Дедека: (приносит репку)

    - Посмотрите, какая репка выросла!

    Покажите, какая она по ширине.                           Дети раздвигают  руки в стороны:

                                                                                   "Ширину представим -

                                                                                    Шире руки ставим!

                                                                                    Шире, шире, шире..."

    Воспитатель:

    "Вот какая репка

    выросла большая,

    Крепкая и сочная,

    Словно налитая"

    Воспитатель:

    - А вы помните, как дедка вытянул репку?

    Кто ему помогал?                                                                - Бабка, внучка, Жучка,        

                                                                                                    кошка,  мышка

    Воспитатель:

    - Долго тянули они репку, почти целые сутки!

    Сейчас мы с вами поиграем.

    Воспитатель раздаёт одной подгруппе

    детей (средний уровень) картинки с

    изображением персонажей сказки, а другой

    подгруппе (высокий уровень) картинки с

    изображением частей суток.

    Воспитатель просит одну подгруппу

    по очереди показывать картинки в

    правильной последовательности

    по ходу рассказа воспитателя,

     а  другую - поднимать картинки - отгадки

    к загадкам воспитателя.

    Первая загадка:

    - Первый лучик солнышка

    Выглянул в окошко.

    Все проснулись: дедка,

    Бабка, внучка, Жучка, кошка!"                                 Дети показывают картинку: "утро"

    - Какое это время суток? Почему?                         - Утро, потому что солнышко

                                                                                     проснулось и все проснулись.

    - Кого позвал дедка?                                              - Бабку (находят и ставят картинки)

                                                                                       Говорят: - Всё утро тянули репку.

    - Хотите знать, когда бабка позвала

    внучку, а внучка - кошку.

    Отгадайте вторую загадку:

    - Солнце в небе светит,

    На прогулку вышли дети.                                       Дети находят картинку: "день",

                                                                                  потому что солнце светит ярко и т.д.

                                                                                  Ставят по порядку за дедкой, бабкой,

                                                                                  внучку и Жучку.

                                                                                 Говорят: - Весь день тянули репку!  

    - Хотите знать, когда Жучка позвала

    кошку, а кошка - мышку, отгадайте

    третью загадку:

    - Стало за окном темнеть,

    Птицы стали тише петь,

    Убирать игрушки нужно,

    Мама всех зовёт на ужин.                                      Дети ставят картинки кошки и

                                                                                   мышки, находят картинку "вечер",

                                                                                   говорят: - Вечер, потому что уже

                                                                                   темно. - Весь вечер тянули репку.

    - Когда закончили тянуть?

    Отгадайте загадку:

    - Звёзды на небе зажглись,

    Спать ребята улеглись.

    Вечер, день умчались прочь,

    Им пришла на смену ... (ночь)                             Дети находят картинку "ночь",

                                                                                 говорят: - ночь, потому что ребята

                                                                                 спать  улеглись...

                                                                                 - Ночью закончили тянуть репку.  

    Воспитатель подводит итог:

    Дедка благодарит детей за помощь:

    помогли найти узкие и широкие грядки,

    вспомнили сказку, позвали героев,

    назвали время суток по порядку.

    Воспитатель отмечает успехи детей,

    хвалит, благодарит.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой/

    2. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М., 2000, с. 63.

    3. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997,

    4. Журнал "Дошкольное воспитание".                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: "Сравнение предметов по ширине "Путешествие на лесную поляну"

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи:-Учить сравнивать два предмета по ширине;-Продолжать сравнивать предметы по длине;-Упражнять в различении и назывании геометрических фигур;-Находить...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "НАУЧИМ МЫШЕК ПРЯТАТЬСЯ ОТ КОТА"

    ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕОбразовательные задачи:Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);Активизировать  детей в ис...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: «Трансформер – грузовик».

    Формирование у детей первоначального интереса к транспорту, через математические представления....

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений /вторая младшая группа/ Тема: «У ЗАЙЧИКА В ГОСТЯХ»

    Программное содержание:1.  Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»2.  Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте.3.  Уточнит...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе тема: «Кукла в гостях у ребят»

    - формировать умения у детей сравнивать предметы одинаковых размеров по ширине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами (широкий, узкий, одинаковый по ширине)...