Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"
план-конспект занятия по математике (младшая группа) по теме

 

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины,  использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые или равные по ширине.  Упражнять в умении ориентироваться во времени, называя временные отрезки в правильной последовательности: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении употреблять слова, отражающие пространственные отношения: за, на, под, над, дальше, ближе.

Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции, внимание, память.

Воспитательные задачи: Воспитывать радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение.

Методические приёмы:

1. динамическая пауза перед занятием в виде подвижной игры;

2. художественное слово;

3. загадки;

4. сюрпризный момент;

5.физкультминутка;

6. иллюстрации, картинки;

7. поисковые вопросы;

8. хоровые и индивидуальные ответы;

9. оценка и самооценка детской деятельности.

 

Предварительная работа:

1. Чтение и драматизация сказки "Репка".

2. Чтение: Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей";

Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться"

3. Игра "Покажем кино" (использование  широкой и узкой  киноленты)

4. Рисование широких и узких дорожек.

5. Игра "Бассейн" (широкий и узкий бассейн)

 

Материал к занятию:

1. "Автобус" из стульев с номерами (узкие и широкие).

2. "Билеты" (широкие и узкие)

3. Дедка (кукла)

4. "Огород" с разметками грядок и полоски коричневого цвета - широкие и узкие; жёлтые кружки, красные треугольники.

5. Картинки, на которых изображен  определённый временной отрезок.

6. Картинки с изображением героев сказки "Репка".

 

Индивидуальная работа:

1. Упражнять Илью, Арину  в различении частей суток, умение называть их по порядку.

2. Вспомнить с Владиком, Лизой, Никитой героев сказки "Репка"

 

Дифференцированный подход:

Высокий уровень - совершенствовать  умение самостоятельно сравнивать  по ширине предметы, расположенные в произвольном порядке. Закреплять умение самостоятельно называть части суток в правильно последовательности, называть их характерные признаки.

Средний уровень - упражнять в нахождении предметов нужной ширины при расположении групп дифференцированно (слева узкие, справа широкие). Упражнять в выполнении действий с подсказкой  воспитателя. Упражнять в различении частей суток по картинкам, с помощью наводящих вопросов воспитателя. Закреплять последовательность появления героев.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no42.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе.

Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ

" ПОМОЖЕМ ДЕДКЕ САЖАТЬ РЕПКУ"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи: Закреплять умение при сравнении предметов выделять параметры ширины,  использовать в речи слова: шире, уже, разные по ширине, одинаковые или равные по ширине.  Упражнять в умении ориентироваться во времени, называя временные отрезки в правильной последовательности: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в умении употреблять слова, отражающие пространственные отношения: за, на, под, над, дальше, ближе.

Развивающие задачи: Развивать мыслительные операции, внимание, память.

Воспитательные задачи: Воспитывать радость от совместных действий, доброжелательность, уважительное отношение.

Методические приёмы:

1. динамическая пауза перед занятием в виде подвижной игры;

2. художественное слово;

3. загадки;

4. сюрпризный момент;

5.физкультминутка;

6. иллюстрации, картинки;

7. поисковые вопросы;

8. хоровые и индивидуальные ответы;

9. оценка и самооценка детской деятельности.

Предварительная работа:

1. Чтение и драматизация сказки "Репка".

2. Чтение: Л. Толстой "Рассказы для маленьких детей";

Е.Благинина "Не мешайте мне трудиться"

3. Игра "Покажем кино" (использование  широкой и узкой  киноленты)

4. Рисование широких и узких дорожек.

5. Игра "Бассейн" (широкий и узкий бассейн)

Материал к занятию:

1. "Автобус" из стульев с номерами (узкие и широкие).

2. "Билеты" (широкие и узкие)

3. Дедка (кукла)

4. "Огород" с разметками грядок и полоски коричневого цвета - широкие и узкие; жёлтые кружки, красные треугольники.

5. Картинки, на которых изображен  определённый временной отрезок.

6. Картинки с изображением героев сказки "Репка".

Индивидуальная работа:

1. Упражнять Илью, Арину  в различении частей суток, умение называть их по порядку.

2. Вспомнить с Владиком, Лизой, Никитой героев сказки "Репка"

Дифференцированный подход:

Высокий уровень - совершенствовать  умение самостоятельно сравнивать  по ширине предметы, расположенные в произвольном порядке. Закреплять умение самостоятельно называть части суток в правильно последовательности, называть их характерные признаки.

Средний уровень - упражнять в нахождении предметов нужной ширины при расположении групп дифференцированно (слева узкие, справа широкие). Упражнять в выполнении действий с подсказкой  воспитателя. Упражнять в различении частей суток по картинкам, с помощью наводящих вопросов воспитателя. Закреплять последовательность появления героев.

ХОД     ЗАНЯТИЯ

Действия  воспитателя                                          Действия  детей

До занятия воспитатель предлагает детям

поиграть   в подвижную игру

"Огуречик-огуречик" (динамическая пауза).

Выбирают мышку.

Воспитатель спрашивает детей:

- Где живёт мышка?                                                       - В норке.

 - Где растёт огурчик?                                                    - На грядке.

- мы будем "огуречками", садитесь на грядку!

                                                                                     Дети присаживаются на корточки.

                                                                                     Затем встают, направляются к

                                                                                     норке.

- Где находится норка?                                              Индивидуальные и хоровые

                                                                                     ответы: - За огородом.

                                                Говорят слова:

                                                                     - Огуречик - огуречик,

                                                                        Не ходи на тот конечик,

                                                                  Там мышка живёт,

                                                                           Тебе хвостик отгрызёт.

Дети убегают от мышки, садятся

                                                     на "грядку".

Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель говорит детям:

- "Мышка убежала", приглашает на коврик.               Дети садятся на коврик

                                                                                     полукругом, вокруг воспитателя.

Неожиданный стук в дверь, появляется

Дедка (кукла-бибабо)

Дедка: - Здравствуйте, дети, вы меня узнали?            - Узнали, дедка!

- Из какой я сказки?

                                                                                      Примерные ответы:

                                                                                     - "Колобок"

                                                                                     - "Курочка Ряба"

                                                                                     - "Репка"

Дедка:

- Молодцы, много сказок знаете.

Но я загадаю вам загадку. чтобы

вы точно догадались:        

      Кругла, не месяц,

      Желта, а не масло,

      С хвостом, а не мышь.                                             Ответ детей: "Репка"

Дед: - Правильно, я из сказки

"Репка" к вам пришёл. А где растёт репка?                   Примерные ответы детей:

                                                                                              - в деревне

                                                                                              -  в саду

                                                                                              - на огороде

                                                                                              - на грядке

Дед: - Молодцы, догадались. За это я приглашаю

вас ко мне в деревню, поедем на автобусе.

Воспитатель: - А где находится автобус?                         Дети:

                                                                                          - На остановке.

Воспитатель  предлагает детям "покупать"

билеты и занимать места в автобусе.

Спрашивает: - Какой билет по ширине?                          Индивидуальные ответы  

                                                                                          детей:

                                                                                             - узкий

                                                                                             - широкий

                                                                                             - билеты разные по ширине

Воспитатель:

- Места в автобусе имеют "номера".

Будьте внимательны, занимайте место с

номером такой же ширины как ваш билет.                    Дети выполняют задание. При

                                                                                       сравнении своего билета с

                                                                                       номером. говорят: "одинаковые,

                                                                                       разные по ширине".

Воспитатель:

- Автобус отправляется!

- По чему автобус едет?                                                 - По дороге.

- А дорога какая?                                                            - Широкая.

- А по узкой дороге сможет автобус поехать?               - не может, потому что он

- Почему?                                                                        большой, широкий.

Воспитатель:

- Вот мы и приехали в деревню! Выходим.

Теперь надо найти, где находится огород.

Дед:

- К огороду ведёт тропинка.

-Где она?                                                                          - За дорогой.

- Какая она по ширине?                                                   - Узкая.

- Идём по тропинке по одному друг за другом.

Кто за кем идёт?                                                               Ответы детей:

                                                                                          - Егор за Лизой,

                                                                                          - Вова за Женей и т.д.

Воспитатель предлагает найти свой огород.

Сначала подгруппе  детей (высокий уровень):

- Ваш огород находится ближе                                       Дети подходят к первому  

                                                                                         ряду  столов, на котором  

                                                                                         размещены "огороды". Говорят:

                                                                                         "Ближе"

Затем воспитатель предлагает другой подгруппе

(средний уровень) подойти к огородам,

которые расположены   дальше.                                     Дети походят ко второму ряду

                                                                                       столов, на котором размещены  

                                                                                      "огороды с грядками". Говорят  

                                                                                        - Наш огород дальше.

Расположение "грядок" на "огороде"

Средний уровень: "Ближе"

Высокий уровень: "Дальше"

Дедка:

- Вот у нас огород.

Что же, что же здесь растёт?

- Что можно посадить на грядках?                                 Дети называют овощи, какие

                                                                                         они знают.

Воспитатель:

- Сначала давайте поможем дедке

вскопать грядки.                                                              - Давайте.

 

- надо посмотреть внимательно, как

размечены грядки и найти подходящую

коричневую полоску, правильно

расположить её.

- Какие грядки?                                                                Ответы детей:

                                                                                          - Разные по ширине

                                                                                          - Широкие и узкие

- На какие грядки мы потом посадим

репки?                                                                               - На широкие.

- на какие грядки посадим морковки?                            - На узкие.

Воспитатель напоминает, как сравнивать

полоски методом наложения и приложения.                 Дети выполняют задание,          

                                                                                          "копают  грядки"

Воспитатель следит за точностью выполнения.

тем детям, которые справились с этим заданием,

предлагает наборы жёлтых  кругов ("репки")

и красных треугольников ("морковки")

и предлагает  их посадить на грядки                              Дети раскладывают на

                                                                                        широкие грядки репки,

                                                                                        на узкие - морковки.

Воспитатель спрашивает, где находятся

"вершки" и "корешки".                                                   - Корешки под землёй

                                                                                        - Вершки над землёй

                                                                                     (хоровые и индивидуальные  

                                                                                      ответы)

Физкультминутка

"Дедке мы вскопали грядки,                                 Дети имитируют "копание грядок"

В огороде много гряд.

Мы посадим здесь рассаду:

И морковку и салат.

Ежедневно прибегаем,

Наши грядки поливаем.                                           Дети "поливают"

Овощей, поверь, ребята,

Урожай соберём богатый"                                   Дети "собирают урожай"

Дедека: (приносит репку)

- Посмотрите, какая репка выросла!

Покажите, какая она по ширине.                           Дети раздвигают  руки в стороны:

                                                                               "Ширину представим -

                                                                                Шире руки ставим!

                                                                                Шире, шире, шире..."

Воспитатель:

"Вот какая репка

выросла большая,

Крепкая и сочная,

Словно налитая"

Воспитатель:

- А вы помните, как дедка вытянул репку?

Кто ему помогал?                                                                - Бабка, внучка, Жучка,        

                                                                                                кошка,  мышка

Воспитатель:

- Долго тянули они репку, почти целые сутки!

Сейчас мы с вами поиграем.

Воспитатель раздаёт одной подгруппе

детей (средний уровень) картинки с

изображением персонажей сказки, а другой

подгруппе (высокий уровень) картинки с

изображением частей суток.

Воспитатель просит одну подгруппу

по очереди показывать картинки в

правильной последовательности

по ходу рассказа воспитателя,

 а  другую - поднимать картинки - отгадки

к загадкам воспитателя.

Первая загадка:

- Первый лучик солнышка

Выглянул в окошко.

Все проснулись: дедка,

Бабка, внучка, Жучка, кошка!"                                 Дети показывают картинку: "утро"

- Какое это время суток? Почему?                         - Утро, потому что солнышко

                                                                                 проснулось и все проснулись.

- Кого позвал дедка?                                              - Бабку (находят и ставят картинки)

                                                                                   Говорят: - Всё утро тянули репку.

- Хотите знать, когда бабка позвала

внучку, а внучка - кошку.

Отгадайте вторую загадку:

- Солнце в небе светит,

На прогулку вышли дети.                                       Дети находят картинку: "день",

                                                                              потому что солнце светит ярко и т.д.

                                                                              Ставят по порядку за дедкой, бабкой,

                                                                              внучку и Жучку.

                                                                             Говорят: - Весь день тянули репку!  

- Хотите знать, когда Жучка позвала

кошку, а кошка - мышку, отгадайте

третью загадку:

- Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь,

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовёт на ужин.                                      Дети ставят картинки кошки и

                                                                               мышки, находят картинку "вечер",

                                                                               говорят: - Вечер, потому что уже

                                                                               темно. - Весь вечер тянули репку.

- Когда закончили тянуть?

Отгадайте загадку:

- Звёзды на небе зажглись,

Спать ребята улеглись.

Вечер, день умчались прочь,

Им пришла на смену ... (ночь)                             Дети находят картинку "ночь",

                                                                             говорят: - ночь, потому что ребята

                                                                             спать  улеглись...

                                                                             - Ночью закончили тянуть репку.  

Воспитатель подводит итог:

Дедка благодарит детей за помощь:

помогли найти узкие и широкие грядки,

вспомнили сказку, позвали героев,

назвали время суток по порядку.

Воспитатель отмечает успехи детей,

хвалит, благодарит.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А.Васильевой/

2. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М., 2000, с. 63.

3. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1997,

4. Журнал "Дошкольное воспитание".                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: "Сравнение предметов по ширине "Путешествие на лесную поляну"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Образовательные задачи:-Учить сравнивать два предмета по ширине;-Продолжать сравнивать предметы по длине;-Упражнять в различении и назывании геометрических фигур;-Находить...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе. Тема: Сравнение предметов по ширине "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКАМ И РУЧЕЙКАМ"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Образовательные  задачи: Продолжать учить сравнивать  два предмета по ширине, используя слова шире, уже;Упражнять в сравнении двух групп путём наложения, от...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ПО ШИРИНЕ "НАУЧИМ МЫШЕК ПРЯТАТЬСЯ ОТ КОТА"

ПРОГРАММНОЕ  СОДЕРЖАНИЕОбразовательные задачи:Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине, увеличив их количество (до трёх);Активизировать  детей в ис...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: «Трансформер – грузовик».

Формирование у детей первоначального интереса к транспорту, через математические представления....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений /вторая младшая группа/ Тема: «У ЗАЙЧИКА В ГОСТЯХ»

Программное содержание:1.  Закрепить понятия много, один, по одному, ни одного; понимать вопрос «Сколько?»2.  Закрепить понятие о величине, ширине, длине, высоте.3.  Уточнит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: «Сравнение двух предметов по ширине».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группеТема: «Сравнение двух предметов по ширине»....