НОД в рамках образовательной области «Познание» «Путешествие по сказкам» в подготовительной группе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
совершенствование элементарных математических представлений у детей; развитие речи, наблюдательности, познавательного интереса, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_12.docx | 175.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевска
Структурное подразделение «Детский сад «Дружная семейка»
НОД в рамках образовательной области «Познание»
«Путешествие по сказкам»
в подготовительной группе «Незабудка»
2013г.
План – конспект непосредственной образовательной деятельности.
Цель: совершенствование элементарных математических представлений у детей; развитие речи, наблюдательности, познавательного интереса, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
Задачи:
1) совершенствовать умение детей отсчитывать и выкладывать предметы по заданному числу («Познание»);
2) учить понимать и отгадывать загадки, повторить пословицы о дружбе
(«Чтение художественной литературы»);
3) расширять словарь детей через речевые игры; способствовать развитию внимания, логического мышления детей в процессе игры («Коммуникация», «Познание»);
4) совершенствовать конструктивные навыки детей; закрепить названия геометрических фигур («Познание»);
5) совершенствовать умение ориентироваться в пространстве; развитие движений («Физическая культура»);
6) упражнять в определении объема жидких тел с помощью условной мерки , воспитывать интерес к математическим занятиям («Познание»);
7) закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10, совершенствовать умение решать логические задачи («Познание»);
8) воспитывать отзывчивость, прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды), поддерживать положительные эмоциональные отношения детей от встречи с любимыми героями сказок («Социализация»);
9) развивать связную речь, доказательство, уметь обобщать, делать выводы, высказывать свое мнение «Коммуникация»).
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы.
Методы и приемы: -практические
-наглядные
-словесные
-игровые
Материалы и оборудование: Цифры от 1 до 10, корзины и пирожки на каждого ребенка, счетные палочки, мяч, сундук с иллюстрациями сказок, конфеты, различные дома, цветик-семицветик, картинки игрушек, картинки: шапка, ключ, облако, лейка, арбуз, два сосуда, два тазика, мерный стакан, камешки.
Предварительная работа: рассказывание сказок, беседы о сказочных героях, разгадывание загадок, изучение пословиц.
Ход НОД:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Внимание! Внимание!
Спешу вам сообщить
Сегодня путешествие хочу я с вами совершить!
-Авы любите, ребята, путешествовать? (ответы детей). Сегодня нам предстоит большое путешествие с приключениями, загадками, с заданиями на смекалку и сообразительность. Хотите узнать, что за путешествие нас ждет? (ответы детей).
Проводится игра «Расшифруй слово».
-Итак, сегодня, ребята, мы будем путешествовать по сказкам и помогать героям, попавшим в трудную ситуацию под девизом «Помоги всем и всегда».
Предлагаю вспомнить пословицы о дружбе:
1. Один за всех и все за одного.
2. Человек без друзей, что дерево без корней.
3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
4. Старый друг лучше новых двух.
5. Сам погибай, а товарища выручай.
-Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей). Какие из них для вас самые любимые? А хотели бы вы прямо сейчас очутиться в мире сказок? Тогда не будем медлить, скажем волшебные слова и отправимся на встречу с любимыми сказочными персонажами. Для этого нам нужно произнести такие волшебные слова:
«Ножкой топнем, в ладоши хлопнем.
Вокруг себя повернёмся, дружно за руки возьмёмся.
Глаза закроем, скажем: «Ах! »
И окажемся в гостях.
Раз, два, три (хлопки в ладоши)
Сказка, дверь нам отвори!
Звучит музыка, на метле «влетает» Баба Яга.
Баба Яга: Здравтвуйте, детишки!
Шалуны да шалунишки!
-Куда путь держите? Слышала по сказочным местам? (ответы детей).
-Провожатого умнее меня вам не найти, ребята. Сказки, я скажу вам это вовсе не пустяк! Здесь с умом и с головою надо к делу подходить. А иначе можно смело в неприятность угодить!
Воспитатель: Ну, что скажете, ребята? Возьмем бабу Ягу проводить нас по сказкам? (ответы детей).
-Только, чур, вести себя хорошо! И чтоб никаких бабы-ежкиных хитростей!
Баба Яга: Конечно-конечно! О чем вы говорите? Какие там хитрости?!
Воспитатель: Тогда, прямо сейчас отправляемся в путь.
Баба Яга: Погодите! Ишь, какие быстрые! В сказки ведь кого попало не пускают. Прежде надобно проверить, знаете ли вы сказки? Ежели знаете, можно смело отправляться в путь, а ежели нет, нечего вам там делать.
Воспитатель: Мы с ребятами много читаем, много разных сказок знаем.
Баба Яга: А вот мы и поглядим, как вы с моими загадками справитесь.
Я запутала названия всех сказок. Постарайтесь навести порядок!
Дидактическое упражнение «Угадай».
(“Царевна-индюшка”, “По собачьему велению”, “Сивка-будка”, “Петушок-золотой пастушок”, “Сестрица Аленушка и братец Никитушка”, “Лапша из топора”, “Баба-Бяка”, “Василиса Преглупая”, “Жар-муха”, “Кощей Бесстрашный”, “Крошечка-горошечка”, “Сестрица Гуленушка”, “Сивка-Мурка”.)
Баба Яга: Что ж, вижу, со сказками вы дружите. Посмотрите, ребята, что это у меня в руках? (сундучок). Только он не простой. Как вы думаете, что там? (сказки). Баба Яга достает свертки из сундучка.
-Чтобы узнать в какую сказку вы сначала попадете, вам нужно, ребята, взять сверток под номером 1и внимательно его рассмотреть. Готовы, ребята? Тогда в путь!
(Дети достают сверток под номером 1. Рассматривают иллюстрацию к сказке «Красная Шапочка»).
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали? (ответы детей).
Звучит фонограмма песни из кинофильма «Про красную Шапочку».
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Жила была девочка, звали ее Красная шапочка, жила она в домике у которого крыша не треугольной формы и окна не круглые. Отгадайте, в каком домике жила Красная Шапочка? (в домике с крышей формы трапеция и окном овальной формы.) Однажды испекла мама пирожки и попросила положить нужное количество в корзину.
Дидактическая игра «Корзина с пирожками».
(дети кладут пирождки в корзину в соответствии с данным числом).
-Ребята, а все ли пирожки одинаковые? Чем они отличаются? (цветом- желтые, коричневые, формой-круглые, овальные, размером- большие, маленькие).
Мама попросила Красную Шапочку отнести пирожки бабушке, которая жила в соседней деревне. Взяла девочка корзинкуи пошла к бабушке через лес.
По дороге Красная шапочка увидела разных животных. Они громко о чем-то спорили. Она подошла и спросила "В чем дело", "Что случилось"? Животные отвечали:
-Не можем определиться кто из нас больше, а кто меньше, вот и спорим.
И Красная шапочка предложила им помочь.
Воспитатель: Поможем разрешить спор животных, определим "Кто больше"?
-маленький слон или большая мышка;
-маленький лев или большая лягушка;
-маленькая корова или большой зайчик;
-маленький верблюд или большая лиса.
Воспитатель: Ну, молодцы! Помогли Красной шапочке! Пора дальше отправляться!
(Дети достают свертокпод номером 2. Рассматривают иллюстрацию к сказке К.Чуковского «Краденое солнце». Гаснет свет.)
Воспитатель: Что случилось?
Баба Яга: А это мой друг Крокодил, если вы помните, солнце красное проглотил. Вот какая красота! Теперь всюду темнота!
Воспитатель: Ты же обещала нам без своих проделок и пакостей обойтись.
Баба Яга: Я обещала, я и передумала.
Воспитатель: Так не пойдет. Я знаю, что нам делать, ребята. Сейчас мы свое солнышко сделаем.
Баба Яга: Колдавать будете?
Воспитатель: Зачем колдовать. Конструировать с помощью счетных палочек и геометрических фигур.
Дидактическая игра «Солнышко».
(как только «солнышко» будет сконструировано, включается свет).
Баба Яга (ворчит): Ишь, справились. Ну, посмотрим, отгадаете ли вы следующую сказку.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался…(колобок).
Воспитатель: Ребята, Колобок предлагает вам с ним поиграть.
Проводится физминутка «Колобок».
Колобок, Колобок, дети на корточках идут по кругу
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился бегут на носочках друг за другом
И назад не воротился.
Встретил Мишку, Волка, Зайку - изображают медведя, волка, зайца
Всем сыграл на балалайке. - показывают игру на балалайке
У Лисы спел на носу - танцуют присядку
Больше нет его в лесу. - разводят руки в стороны.
Воспитатель: С новыми силами отправляемся дальше, ребята, путешестовать по сказкам и помогать героям.
(Дети достают сверток под номером 3. Рассматривают иллюстрацию к сказке В.Катаева «Цветик – семицветик».)
Воспитатель: Ребята, в какую сказку мы попали? (ответы детей).
-Итак, отправляемся в сказку «Цветик-семицветик». Жила-была девочка Женя. Мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. Сколько баранок купила Женя? (6). Но пока Женя шла домой и смотрела в витрины магазина, собака съела баранки. Когда Женя спохватилась, баранок не было. Побежала девочка за собакой, не догнала её, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. Посмотрите на цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (7).Почему он так называется? (Семь лепестков разного цвета).
Воспитатель: Каждый лепесток хранит в себе занимательные задачки. Открываем первый лепесток.
Какого он цвета? (Первый лепесток жёлтого цвета).
Воспитатель: Слушайте внимательно задание: Скажите, сколько дней в неделе? Как называется первый день недели? Четверг, какой день недели? Назовите выходные дни недели.
Воспитатель: Отрываем второй лепесток.
Какого он цвета? Задание: покажите соседей числа 8, 1, 6.(показывают с помощью набора цифр)
Открываем еще один лепесток. Ребята, скажите, что дети больше всего любят на свете? (Больше всего на свете дети любят игрушки).
Сколько здесь стоит игрушек? Заяц, который по счету? Рыба, которая по счету? Между машиной и кошкой кто стоит? Кто третий по счету? Кто крайний слева, справа?
Воспитатель: Отрываем еще один лепесток. Какой он по счету? (четвертый)
Дети рассматривают, прикреплённые на доске картинки: ШАПКА, КЛЮЧ, ОБЛАКО, ЛЕЙКА, АРБУЗ.
Необходимо по первым буквам этих слов составить новое слово.
-Что получилось? (ШКОЛА).
Следующий лепесток какого цвета? Задание: назовите средства передвижения героев сказок (метла, ступа, ковер-самолет, сапоги – скороходы, печь, карета, гуси лебеди…)
Воспитатель: Сколько лепестков мы оторвали?(5)
Сколько лепестков еще осталось? (ответы детей).
Оторвем еще один лепесток и послушаем следующую задачу: Сколько голов у девяти коров? (9) .
-Какие линии вы знаете в математике?
-У нас остался последний лепесток. Он предлагает мальчикам сосчитать хором от 1 до 10, а девочкам обратно от 10 до 1.
Баба Яга: Ого! Какие вы детишки сообразительные! Можно с вами и дальше идти по сказкам.
(Дети достают свертокпод номером 4. Рассматривают иллюстрацию к сказке «Иван-Царевич и серый волк»).
Воспитатель: Ребята, волк жалоб нопросит у вас помощи. Помогите ему пожалуйста оживить Ивана-Царевича. У него два сосуда с водой, в одном – живая, в другом – мертвая вода. Он забыл, в каком сосуде живая вода, знает только, что живой воды больше.
-Поможем волку отыскать живую воду? (ответы детей) А как это можно сделать?
-Правильно, мерным стаканом переливаем воду в тазики и каждую мерку отмечаем камешком, положенным около сосуда. Около какого сосуда камешков будет больше, там и живая вода.
Экспериментальная деятельность «Живая вода».
Воспитатель: Ребята, последняя сказка ждет нас в гости. В путь!
(Дети берут последний сверток. Рассматривают иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди»).
Ребята, как начинается эта сказка?
Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький.
Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась». Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой. А что же было дальше? Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
А хотите узнать сколько было гусей? Послушайте загадку и узнаете:
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
(Педагог выкладывает на доске гусей, дети сверяют ответ).
Бежит девочка, видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ: - Я скажу, если ты справишься с моим заданием. Ребята, поможем девочке? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» с мячом в кругу.
Воспитатель: Ребята, я вам буду бросать мяч, а вы быстро отвечайте…
Широкий-узкий
Грязный-чистый
Толстый-тонкий
Сладкий-соленый
Горячий-холодный
Черный-белый
Голодный-сытый
Веселый-грустный и т. д.
-Ребята и последнее задание от яблони. Нужно внимательно рассмотреть картинку и найти отличия, нарисовать столько кругов, сколько нашли отличий.
Баба Яга: Ах, какие же вы молодцы, ребята! Быстро помогли всем героям справиться с заданиями. За это я обязательно вас отблагодарю. Вы очень смелые и дружные ребята. Вы справились со всеми трудностями. Ведь дружба всегда помогает в беде и в радости. А сейчас пришло время подарки раздавать. (Воспитатель и баба яга раздают конфеты детям).
Воспитатель и дети благодарят Бабу Ягу и прощаются с ней. Баба Яга садится на метлу, и «улетает».
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего понравилось? Ребята, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.
Наше путешествие подошло к концу. Но прежде нужно пройти через волшебную полянку и посадить цветочек с таким настроением, какое у вас сегодня было на занятии. Если вам было интересно и всё получалось, посадите цветок с улыбкой, если вам было грустно и скучно – грустный цветок, если вас ничто не заинтересовало и не удивило, - посадите цветок с эмоцией «спокойствие».
Дети выбирают цветок и «сажают» его на полянку.
Конец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная область. Познание Путешествие в зимний лес. средняя группа
Расширение представлений детей о жизни диких животных Хакасии зимой...
Конспект НОД Образовательная Область "Познание" "Путешествие в математическое царство" средняя группа
Предлагаю вашему вниманию НОД по формированию элементарных математических понятий в средней группе на тему: "Путешествие в Математическое царство". Хочу поделиться опытом, как с помощью различных прие...
Экскурсия Образовательная область "Познание"Тема "Лекарственные растения"в подготовительной группе
: Познакомить детей с лекарственными растениями: ромашка, водяная лилия, тысячелистник. Развивать познавательные интересы. Воспитывать любовь к природе , бережное отношение к ней....
Проект мероприятия НОД в образовательной области «Познание (ФЭМП)» и «Коммуникация» в подготовительной группе «Что? Где? Когда?»
Цель: Формировать у детей математические способности, через игровую деятельность....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: "Путешествие с капелькой" (в старшей группе)
Занятие дает возможность уточнить и расширить знания детей о свойствах воды. Дети путем проведения опытов, личного участия в опытах с водой узнают свойства воды....
Итоговое занятие по интеграции образовательных областей - познание и художественный труд в подготовительной группе.
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество.Методы и приемы: словесный метод ( беседа, объяснение, пояснение, отгадывание загадок),практический метод (самостоятельная работа...
Конспект занятия по разделу «Мир природы» Образовательная область «Познание» Тема: «Удивительное в камне» (подготовительная группа)
Программное содержание:продолжать формировать представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими; познакомить детей с использованием камн...