Доклад
статья по математике (подготовительная группа) по теме

Храброва Галина Алексеевна

Развитие познавательной активности и математических способностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14 «Белочка»

«Развитие познавательной активности и математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

                        (Из опыта работы)

Воспитатель: 1 квалификационной категории Храброва Г. А.

Моршанск 2013 г

Понятие «развитие математических способностей детей»-  является довольно сложным, комплексным и многоаспектным.

Оно состоит из взаимосвязанных  и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Обучению детей началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком, повышенным вниманием к компьютеризации, желании сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются, принимать самостоятельные решения. Основное усилие и педагогов,  и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений, к достижению поставленной цели. 
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и др.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;

- выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата

 Я работаю по программе Е. В. Колесниковой: «Математические ступеньки». 

Задания сгруппированы по следующим разделам: 

1. Количество и счет

2. Геометрические фигуры

3. Величина

4. Ориентировка во времени

5. Ориентировка в пространстве 

6. Логические задачи

Задачи раздела «Количество и счет» - развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решении простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Для реализации поставленной цели использую следующие игры:

- «Назови следующее, предыдущее число»;
- «Назови соседей числа»;
- «Назови больше на 1,меньше на 1»;
- «Вверх, вниз по числовой»;
- «Составь и реши задачу».

Данные игры помогают совершенствовать навыки, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

В разделе «Геометрические фигуры» закрепляю представления о многоугольниках, их свойствах, развиваю умения классифицировать геометрические фигуры по определенным признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. 
В работе использую игры, помогающие реализовать задачи раздела:
- «Назови предметы заданной формы»;
- «Что общего и чем отличаются фигуры»;
- «Найди предметы такой же формы»;
- «Подбери предметы по цвету, размеру и форме»;
- «Найти лишнюю фигуру»;
- «Конструктор»;
- «Почини одеяло»;
- «Танграм».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знания ребенка о геометрических фигурах, их свойствах, вызывает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Следующий раздел- «Определение величины». Задачи раздела - развивать умение сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. В работе по данному разделу использую игры-эксперименты:
- «В каком сосуде больше воды?»;
- «Что легче, что тяжелее?»;
-«Что тонет, что плавает»;
-«Подбери шарфик для кукол»;
-«Короче -длиннее»;
-«Подбери мебель для трех медведей».

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путем сравнивать массу, объем, количество жидких, сыпучих и твердых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы. Игры развивают память, внимание, глазомер, совершенствуют мыслительную активность.

В разделе «Ориентировка во времени» развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлюсь с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяц года. В работе использую следующие дидактические игры: 
- «Вчера, сегодня, завтра»;
- «Дни недели»;
- «Мой режим дня по часам»;
- «Определи время по часам»;
- «Когда это бывает?»;
- «Что перепутал художник?».

Используемые игры способствуют развитию ориентировки детей во времени: последовательность дней недели, частей суток, месяцев времен года; совершенствую представление детей о режиме дня, развиваю чувство времени, умение определять время по часам.

Особенно выделяю логические задачи. Они развивают у детей приемы мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Использую пособие («Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Монгольская игра», головоломки, кроссворды, задачи в стихах).
Эти игры развивают у детей самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление. 
Организуя занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание у детей заниматься математикой.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.)

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего, разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий - сравнение,  обобщение,  анализ, синтез,  классификация,  сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,  характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

 По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, выбираю тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними дополнительно вне занятий.  Особенности этой работы заключаются в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут,  не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. У детей формируется важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. 
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество.

Таким образом,  развитие познавательной активности и математических способностей   активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Используемые информационные ресурсы:

1. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". -М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.

2. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. - СП., 2004.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А.А.Столяра. М., Просвещение, 1988.-303с.

4.Л. А. Венгер  «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» (книга для воспитателей детского сада), Москва «Просвещение», 1989 г.

5. «Чего на свете не бывает?». Под редакцией О. М. Дьяченко, Москва «Просвещение», 1991г.

6. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва «Просвещение», 1990 г.

7. «Играя, учимся математике», Москва, «Просвещение», 1993 г.

8. И. В. Смолярчук «Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников», Тамбов, 1995 г.

9. «Давайте поиграем». Под редакцией А. А. Столярова, Москва, «Просвещение», 1991 г.

!0. https://www.google.ru/#newwindow=1&q=nsportal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...