«Бусы – как средство ознакомления детей раннего и младшего возраста с объемными геометрическими фигурами (телами)»
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме

Ильчук Ольга Вадимовна

Игровые моменты очень важны в педагическом процессе, особенно  в период адаптации детей  в детском саду.Начиная  с двух-трех лет основная задача- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_programma_busy.odt554.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Пуровское

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Детский сад «Полянка»

План-программа интегрированных занятий .

«Бусы – как средство ознакомления детей

раннего и младшего возраста

с объемными геометрическими фигурами (телами)»

воспитателя    Ильчук Ольги Вадимовны

Бусы – как средство ознакомления детей раннего и младшего возраста

с объемными геометрическими фигурами (телами).


«Отечественное образование нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. смысл всех ФГОС общего образования, включая ФГОС дошкольного образования, заключается в достижении не столько знаниевых, сколько деятельностных образовательных результатов в соответствии с возрастными особенностями обучающихся (воспитанников)...Новые требования к специалисту включают его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций, его готовность осваивать новые технологии,...решать новые профессиональные задачи. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.»

«Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.»

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием...

В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы».(из ФГОС образования)

У нас в саду появился набор крупных бус. Диаметр примерно 3 см. Это приобретение естественно вызвало неподдельный интерес детей. Во время использования их в качестве материала для экспериментирования я заметила, что детям это очень нравится. Я решила предложить их сначала рассортировать по цветам, затем по форме. Впоследствии приобрела, разноцветные шнурки и поняла, что это может очень помочь мне в работе по ФЭМП, художественному творчеству и в приобщении к народным промыслам Ямала. Я начинала с простых упражнений, которые организовывала индивидуально, повторяя и постепенно усложняя задачи, добилась того, что у детей возник устойчивый интерес к работе с бусами, развилась моторика, улучшились показатели по развитию речи и конечно, по художественному творчеству.

Упражнения с крупными бусинами , помимо развития моторики ,помогают воспитывать в детях умение сосредоточиться, развивают внимание и конечно фантазию. Постепенно к ней присоединились не только девочки, но и мальчики. Так как размер бусин крупный и его можно предлагать даже самым маленьким детям (конечно под постоянным контролем взрослых) и имеет форму бисера: колечки, кубики, шарики, цилиндры, бочонки, то можно с уверенностью говорить о том, что дети осваивают азы бисероплетения. Мы живем на Ямале и бисероплетение является неотъемлемой  частью ознакомления детей с культурой и бытом коренных народов Севера.

На примере куб-шар я составила план-программу по ознакомлению детей раннего и младшего возраста с объемными геометрическими фигурами (телами).

Работу я разбила на несколько этапов.

1-4 этапы: освоение работы с бусинами,

5-7 этапы: ознакомление детей с некоторыми способами крепления бусин на шнурке,

Каждый этап заканчиваю самостоятельной  работой детей - по замыслу. Не скрою,  для меня это самый интересный этап детской деятельности. Вот где проявляется фантазия детей

Планируемые промежуточные результаты освоения программы.

К четырехлетнему возрасту при успешном освоении ребенок :

Умеет различать количество предметов: один, два и много

Различает и правильно называет  куб и шар; количество предметов один, два, много, ни одного.

Подбирает цвета и форму бусин,  по собственному желанию;

Умеет аккуратно использовать материалы.

Программно-методическое обеспечение

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Комаарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

Комаарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

План-программа интегрированных занятий .

«Бусы – как средство ознакомления детей раннего и младшего возраста с объемными геометрическими фигурами (телами)»

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

1

1.Нарядный шнурок Красные бусы Обследование.Разные формы одного цвета

№1 Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму выбранной бусины,знакомить с понятиеим один и много

1.Предложить детям по несколько бусин одного цвета (шарики и кубики) и один шнурок, обратить внимание на отверстие, показать, что в него легко входит шнурок. Предложить нанизать бусины на шнурок (в хаотичном порядке)

№1

2. Предложить детям по несколько бусин одного цвета (шарики и кубики) и два шнурка. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, на другую - шарики и нанизать бусины на разные шнурки.

№1

3. Предложить детям по несколько бусин одного цвета (шарики и кубики) и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме. (1 кубик-1 шарик)

№2 Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму выбранной бусины,знакомить с понятиеим один, два  и много

4. Предложить детям по несколько бусин одного цвета (шарики и кубики) и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме.( 2 кубика-2 шарика)

№2

5. Предложить детям по несколько бусин одного цвета (шарики и кубики) и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме.( 1 кубик-2 шарика)

№2

6. Предложить детям по несколько бусин одного цвета (шарики и кубики) и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме.( 2 кубика -1 шарик)

№2

7.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность.

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

2

Разные бусы

(сравнение по форме.Куб, шарРазные формы разного цвета)

№3

Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму и цвет выбранной бусины

1.Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить нанизать бусины на шнурок (в хаотичном порядке)

№3

2.Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и два шнурка. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые кубики, на другую - красные шарики и нанизать бусины на разные шнурки.

№3

3. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета и кубики другого и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме и цвету (1 кубик -1 шарик)

№4

Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму и цвет выбранной бусины знакомить с понятиеим один, два  и много

4. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме.(2 кубика-2 шарика)

№4

5. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме.(1 кубик-2 шарика)

№4

6. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета и кубики другого и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить кубики, в другую - шарики и нанизать бусины на один шнурок чередуя по форме.(2 кубика -1 шарик)

№4

7.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

3

Разноцветные круглые бусы.

(сравнение по цвету)

Одна форма разного цвета

№5 Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить шарик нужного цвета и правильно его называть

1.Предложить детям по несколько бусин: шарики двух цветов один шнурок. Предложить нанизать бусины на шнурок (в хаотичном порядке)

№5

2.Предложить детям по несколько бусин: шарики двух цветов и два шнурка. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, на другую - красные и нанизать бусины на разные шнурки.

№5

3. Предложить детям по несколько бусин шарики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (1 красный -1 зеленый)

№5

4. Предложить детям по несколько бусин шарики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (1 красный -1 зеленый)

№6

Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить шарик нужного цвета и правильно его называть Уточниять представления детей о количестве предметов- 1,2 и много

5. Предложить детям по несколько бусин шарики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (1 красный - 2 зеленых)

№6

6. Предложить детям по несколько бусин шарики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (2 красных -1 зеленый)

№6

7.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

4

Разноцветные бусы из кубиков

(сравнение по цвету.Одна форма разного цвета)

№7

Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить кубик нужного цвета и правильно его называть

1.Предложить детям по несколько бусин: кубики двух цветов,  один шнурок. Предложить нанизать бусины на шнурок (в хаотичном порядке)

№7

2.Предложить детям по несколько бусин: кубики двух цветов и два шнурка. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые , на другую - красные и нанизать бусины на разные шнурки.

№7

3. Предложить детям по несколько бусин: кубики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки: в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (1 красный -1 зеленый)

№8

Развивать внимание, мелкую моторику, тактильные ощущения, учить находить кубик нужного цвета и правильно его называтьУточниять представления детей о количестве предметов- 1,2 и много

4. Предложить детям по несколько бусин: кубики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (2 красных -2 зеленых)

№8

5. Предложить детям по несколько бусин: кубики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (1 красный - 2 зеленых)

№8

6. Предложить детям по несколько бусин: кубики двух цветов и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки в одну сложить зеленые, в другую - красные и нанизать бусины на один шнурок чередуя цвету (2 красных -1 зеленый)

№8

7.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

5

У шнурка два конца (сравнение по форме)

Куб, шар

Разные формы разного цвета

№9

Развивать внимание, мелкую моторику, глазомер тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму и цвет выбранной бусины

1.Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Сначала показать детям, как найти середину шнурка. Шнурок продеть в кубик и приподнять за концы, кубик сам передвинется на середину шнурка. Рассмотреть концы шнурка, предложить нанизать бусины на шнурок (в хаотичном порядке) с двух сторон.

№9

2.Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разделить их на тарелочки: в одну сложить зеленые кубики, на другую - красные шарики. Найти середину, предложить нанизать бусины с разных концов шнурка: на один кубики, на другой шарики.

№9

3. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разложить их на тарелочки: в одну с кубики, в другую - шарики. Найти середину, предложить нанизать бусины на оба конца (соединенные вместе) хаотично

№9

4. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разложить их на тарелочки: в одну с кубики, в другую - шарики. Найти середину, предложить нанизать бусины на оба конца (соединенные вместе)  чередуя по форме

№10

Развивать внимание, мелкую моторику, глазомер тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму и цвет выбранной бусины, закреплять понятие о количестве предметов  «1,2 и много»

5.. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разложить их на тарелочки: в одну с кубики, в другую - шарики. Найти середину, предложить нанизать бусины на оба конца (соединенные вместе)  чередуя по форме (1 кубик-2 шарика)

№10

6. Предложить детям по несколько бусин шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Предложить разложить их на тарелочки: в одну с кубики, в другую - шарики. Найти середину, предложить нанизать бусины на соединенные концы чередуя по форме . (2 кубика -1 шарик)

№10

7.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

6

Гусеница

(У шнурка два конца. Соединяем- раздвигаем)

(Куб, шар Разные формы разного цвета)

№11

Развивать внимание, мелкую моторику, глазомер,

тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму и цвет выбранной бусины.Закреплять понятие о количестве предметов  «1,2 и много»

1.Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком).На один конец шнурка нанизать кубик . Приподнять шнурок за концы, кубик сместится точно на середину шнурка. На каждый конец нанизать  по одному  шарику, затем соединив концы вместе, нанизать кубик, снова раздвинуть концы нанизать шарики на каждый, кубик нанизываем на оба конца одновременно и т.д. предложить нанизать бусины на шнурок (получилась Гусеница)

Хитрая гусеница

№11

2. Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком) на каждый конец нанизать шарики, затем соединив концы вместе, нанизать 2 кубика, снова раздвинуть концы нанизать шарики на каждый, 2 кубика нанизываем на оба конца одновременно и т.д. Предложить нанизать бусины на шнурок (получилась Хитрая гусеница)

Очень Хитрая гусеница

№11

3. Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком) на каждый конец нанизать по 2 шарика, затем соединив концы вместе, нанизать 1 кубик, снова раздвинуть концы нанизать по 2 шарика на каждый, 1 кубик нанизываем на оба конца одновременно и т.д. Предложить нанизать бусины на шнурок. (получилась Очень Хитрая гусеница)

Самая Хитрая гусеница

№11

4. Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком) на каждый конец нанизать по 2 шарика, затем соединив концы вместе, нанизать 2 кубика, снова раздвинуть концы нанизать по 2 шарика на каждый, 2 кубика нанизываем на оба конца одновременно и т.д. Предложить нанизать бусины на шнурок. (получилась Самая Хитрая гусеница)

№11

5.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность

этапа

Наименование деятельности

Цель

Ход

7

Поезд и цепочка

У шнурка два концаи они встречаются

Куб, шар

Разные формы разного цвета

№12 Развивать внимание, мелкую моторику, глазомер,

тактильные ощущения, учить находить шарик, кубик и правильно называть форму и цвет выбранной бусины, находить середину шнурка

1. Предложить детям по несколько бусин- кубики одного цвета и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком), затем раздвинув концы, нанизать следующий кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу, снова раздвинуть концы, нанизать следующий кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу и т.д. предложить нанизать бусины на шнурок (получился Поезд)

Разноцветный Поезд

№12

2. Предложить детям по несколько бусин- кубики двух цветов и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком), затем раздвинув концы, нанизать следующий кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу, снова раздвинуть концы, нанизать следующий кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу и т.д. предложить нанизать бусины на шнурок (получился Разноцветный Поезд)

Яркая  цепочка

№12

3. Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета , кубики другого и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком), на каждый конец нанизать по 1 шарику, затем раздвинув концы, нанизать кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу. Снова раздвинуть концы нанизать шарики на каждый, затем нанизать кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу и т.д. предложить нанизать бусины на шнурок (получилась Яркая  цепочка)

№12

4. Предложить детям по несколько бусин: шарики одного цвета, кубики другого и один шнурок. Найти середину шнурка, (кубиком), на каждый конец нанизать по 2 шарика, затем раздвинув концы, нанизать 1 кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу. Снова раздвинуть концы нанизать по 2 шарика на каждый, нанизать 1 кубик так, чтобы концы шнурка входили навстречу дуг другу и т.д. продолжить нанизывать бусины на шнурок (получилась Широкая цепочка)

№12

5.По замыслу. Самостоятельная, творческая деятельность

МКДОУ «Детский сад»Полянка» п.Сывдарма .

воспитатель О.В.Ильчук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности усвоения детьми раннего и дошкольного возраста форм и геометрических фигур

- В этой работе мы рассмотрели психологические особенности воспириятия геометрических фигур и формы предметов.- Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов....

Игра как средство профилактики агрессивного поведения у детей раннего и младшего возраста.

Что такое агрессия, каковы причины агрессивного поведения у детей. Игра как средство профилактики агрессии....

Презентация: Использование дидактической игры как средства ознакомления детей раннего возраста с правилами безопасного поведения

Проблена сохранения здоровья детей и охрана их жизни на сегодня одна из актульных. Дидактические игры помогут детям узнать и запомнить правила безопасного поведения в экстримальнвх ситуациях....

Перспективный план по самообразованию на тему_ _Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром

Детское экспериментирование как средство ознакомления детей раннего дошкольного возраста с окружающим миром...

Технологическая карта Организация НОД детей в первой младшей группе «В стране геометрических фигур» конструирование с блоками Дьенеша

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТАОрганизация НОД детей в первой младшей группе  «В стране геометрических фигур» конструирование с блоками Дьенеша...