Информационно-аналитический отчёт
методическая разработка по математике по теме

Бондаренко Светлана Викторовна

Информационно-аналитический отчёт

по теме:  «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами развивающих игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-аналитический отчёт

по теме:  «Интеллектуальное развитие дошкольников средствами развивающих игр»

Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, сензитивный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и дифференциация отдельных участков коры головного мозга, установление связей между ними. Это создаёт благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.

С введением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным, на мой взгляд, представляется  развитие активности, самостоятельности, инициативности детей (формирование интегративного качества – любознательный, активный).

        Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной инициативной и продуктивной жизнедеятельности детей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

        Поэтому основные усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы воспитать у ребёнка интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.

        Всестороннее развитие дошкольника можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у ребёнка формируется воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических и развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка.        Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.

        В 2009 году, начав работать с группой детей младшего дошкольного возраста, обратила внимание на то, что большинство детей не умеют играть, общаться друг с другом.

        Педагог-психолог провела вводную психологическую диагностику уровня развития психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, и  дала рекомендации: обратить внимания на все виды мышления, воображения, внимания, и мелкую моторику.

        Таким образом, обозначилась проблема отбора наиболее эффективных форм, методов и приёмов с детьми, позволяющих сделать труд дошкольников в познании математики  интересным  и доступным.

        Цель моей работы в данном направлении:  разработка системы развивающих образовательных ситуаций, способствующих своевременному интеллектуальному  и креативному развитию дошкольников.

        Объект исследования: интеллектуальное и креативное развитие дошкольников.

        Предмет: развивающие образовательные ситуации, способствующие своевременному интеллектуальному и креативному развитию дошкольников.

        Гипотеза: использование чётко продуманной системы образовательных ситуаций, построенных на использовании развивающих игр и заданий, ведёт к повышению эффективности работы по интеллектуальному и креативному развитию дошкольников.

        В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

        1. В процессе  анализа существующих технологий и методик интеллектуального развития дошкольников определить соответствующие условиям нашего ДОУ.

        2. Пополнить, разнообразить и систематизировать дидактические игры, задания и упражнения по интеллектуальному развитию дошкольников.

        3. Разработать и апробировать образовательные ситуации, построенные на использовании развивающих игр и заданий.

        Исследовательская работа проходила в три этапа:

        I этап - подготовительный. Анализ научной литературы, опытов работы коллег, современных технологий и методик познавательного развития дошкольников, позволил обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования.

Результатом этого этапа явились формулировка гипотезы, выбор методов исследования, обоснование его программы, подбор методик и технологий, позволяющих выстроить систему работы с дошкольниками по интеллектуальному и креативному развитию дошкольников:

        - технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича;

- «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П. Никитина;

- «Веселая геометрия» – наглядное пособие для дошкольного возраста;

- «Развитие творческого мышления» Ю.Б. Гатанова;

- «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайловой;

- «Развитие логического мышления детей» Л.Ф.Тихомировой,

А.В. Басова.

        II этап - формирующий эксперимент включал блоки:

1. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды:

  • подобрала и систематизировала материал для удовлетворения познавательной активности детей;
  • создала условия для апробации и внедрения технологии интенсивного интеллектуально   -   творческого    развития    «  Сказочные    лабиринты   игры В.В. Воскобовича »;
  • изготовила игры для развития детей («Чудо-цветик», «Чудо-соты», «Игровизоры», «Конструктор цифр», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Квадрат  Воскобовича» (четырёхцветный);

2. Работа с детьми:

  • разработала сценарии развивающих игровых ситуаций с использованием игр В.В. Воскобовича;  Б.П. Никитина и других авторов;
  • составила учебно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений в подготовительной группе;
  • разработала методические рекомендации для педагогов ДОУ «Упражнения направленные на знакомство с геометрическими понятиями»;
  • составила перспективные планы использования игр В.В. Воскобовича;
  • организовала работу кружка «Учимся играя»;
  • разработала планы работы кружка с использованием развивающих игр и упражнений.

                Разрабатывая образовательные ситуации, широко использовала дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляю личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации занятий  воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Сценарии игровых ситуаций разработаны с учётом интеграции образовательных областей. Интеллектуальные задания, дидактические игры, физминутки, задания творческого характера тематически связаны, что позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, коммуникативную) не выходя из образовательной ситуации.

Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений об окружающем мире. Ребенок решает интеллектуальные и нравственные проблемы, помогая сказочным персонажам преодолевать препятствия.

Для активизации познавательной деятельности и повышения интереса у детей, использую: наглядность, индивидуальную работу, различный дидактический, иллюстративный, раздаточный материал.

В образовательной деятельности использую упражнения, задания и игры направленные на развитие психических процессов.

Для развития произвольного внимания детей, использую задания и игры на внимание: «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Что изменилось», «Какой рисунок лишний», «Зачеркни нужную фигуру», «Убери лишнее» и другие.

На развитие и совершенствование восприятия использую задания:

        - моделирование геометрических фигур разной формы (используя счетные палочки, веревочку, мягкую проволоку, развивающую игру В.В. Воскобовича  «Геоконт»);

        - обводка контуров различных геометрических фигур;

        - определение взаимного расположения фигур в пространстве;

        - зарисовка различных геометрических фигур сложной конфигурации с использованием точечной основы.

Для развития воображения наиболее характерны задания:

        - на дорисовку заданной геометрической фигуры (чтобы сначала получить как можно больше рисунков различных предметов на одной основе, а затем и различных картинок);

        - задания на отыскивание в абстрактных картинках заданных фигур, (на составление из элементов простейших плоскостных и пространственных фигур);

        - задания на деление фигуры на части, на составление заданной фигуры из других фигур или их частей с постепенным усложнением за счет увеличения числа деталей  («Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифр», «Чудо-крестик», «Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный круг»);

        - задания на трансформацию одной фигуры в другую, определение взаимного расположения фигур: внутри, вне, на.

        На развитие памяти наиболее характерными заданиями этой группы являются:

  • зрительные и слуховые диктанты, в содержании которых используются математические термины, геометрические фигуры, величины и материал, который постепенно усложняется как в качественном отношении, так и по количеству используемых объектов;
  • проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа;
  • большую роль в развитии памяти играют дидактические игры типа «Внимание», «Внимание Угадай-ка», «Запомни, что показала», «Дорожка», «Волшебные огоньки».

        Приоритетное внимание уделяю развитию мышления:

  • для развития умения проводить сравнение использую задания, в которых предлагается сравнить два предмета; затем сравниваются группы предметов;
  • для определения свойств геометрических фигур использую задания с введением символического обозначения и таблицы.

Особую радость и оживление создают задания из палочек, геометрических мозаик, проволоки, картона, развивающих игр В.В. Воскобовича: «Геоконт», «Геовизор», «Чудо-крестик», «Чудо-цветик», "Конструктор цифр", дидактических игр: «Геометрическое созвездие», «Телефонная связь», «Найди вход», «Убери лишнее».

Разнообразить занятия помогал «Шнур–Затейник». Дети вышивали не только узоры и дорожки,   геометрические фигуры но и  цифры.

 Использование кубиков Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», кубиков «Косса» расширяют возможности творчески отнестись к проведению занятий, развитию конструктивных способностей у детей, способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.

Широко использую игры головоломки З.А. Михайловой: «Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Листик»,  «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино».

Развивающие игры дают возможность самостоятельно придумывать и тут же творчески воплощать все задуманное в действительность. Дети, переключаясь с одного вида деятельности на другой, чувствуют себя свободно, раскованно, игра их увлекает.

Одну и ту же игру использую и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает как упражнения в одно - два действия для малышей, так и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей.

Многофункциональность развивающих игр позволяет решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, математические представления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности, дают возможность реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждой игре, когда взрослые и дети что-то придумывают и тут же воплощают свои «задумки» в действительность.

        В ходе игр и упражнений с занимательным развивающим материалом, дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно (опираясь на схемы), мыслить, комбинировать, конструировать, сочетая форму и цвет. Систематическое упражнение в решении задач таким способом   развивает  умственную активность, творческое отношение к учебной задаче, инициативу, формирует глубокий интерес к играм, развивающим заданиям и упражнениям.

Особое значение придаю контрольным занятиям. Они помогают выявить успехи и недостатки в освоении детьми умений, наметить индивидуальную работу.

С целью развития творческого мышления, логики и сообразительности, а также для развития психических процессов детей организовала работу кружка «Учусь играя». В содержание заданий включаю развивающие игры В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, игровые упражнения и занимательные задачи  З.А. Михайловой, ребусы, головоломки.

3. Повышение компетентности родителей по  интеллектуальному и креативному развитию дошкольников:

        Параллельно работе  с детьми велась и работа с родителями, которые активно принимали участие:

        • в родительском  собрании  на тему «Роль семьи  в развитии интеллектуальных способностей детей»;

        •  просмотрели открытое занятие «Путешествие в сказочный город»;

        • прослушали консультации «Как развивать математические способности», «Чему научит клетка», «Нужно ли дополнительно водить ребёнка на подготовительные курсы к школе?»;

        • участвовали в   изготовлении  материалов   и   пособий   к занятиям (тактильные рукава,  развивающие игры В.В. Воскобовича «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо-цветик», «Чудо-соты» и другие игры.);

        • выполняли вместе с детьми творческие задания дома.

        Родители присутствовали на всех открытых мероприятиях.  Для них проводились выставки работ детей. Совместно с детьми готовила подарки родителям к различным праздникам. Родители свободно могли посещать любые занятия, это помогло им глубже понять своих детей и познакомиться с различными развивающими играми.

         Свое мнение о работе нашей группы родители высказывали как в устной, так и в письменной форме.

        4. Работа с педагогами:

        - Выступления на педагогических советах;

        - Показ открытых занятий;

        - Участие в методических конкурсах.

Диссеминация педагогического опыта происходит через участие в мероприятиях разного уровня:

  • Всероссийский конкурс дошкольных образовательных учреждений "Изюминка"- 2 место (г. Москва, 2010 год);
  • V Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений - Диплом III степени (г. Москва,  2011 год);
  • Городской смотр-конкурс по безопасности дорожного движения "Мы в ответе за каждую жизнь" - 1место среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений (г. Благовещенск, 2011 год);
  • Конкурс "Мои лучшие занятия"- 1место (г. Благовещенск, МДОАУ ДС№66  2011год);
  • Выступление на курсах повышения квалификации по теме: "Интеллектуальное развитие дошкольников средствами развивающих игр" - 2012 год;
  • Презентация опыта работы перед педагогами  МДОАУ ДС №66 -2012 год;
  • Репортаж ко дню "Спасибо" (первый областной канал, 2013 год);
  • Открытый межрегиональный дистанционный турнир способностей "Росток"  - Диплом за подготовку призёров (г. Москва,  2013 год).

III этап  исследовательской работы - заключительный.

Анализируя работу за период с 2009 по 2013 учебные года, пришли к выводу, что результаты соответствуют поставленным цели, гипотезе и задачам исследования.

В группе созданы условия для внедрения технологий развивающего обучения (В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина и других авторов) в образовательный процесс группы и соблюдения дифференцированного подхода к детям.

Проведенная работа дала положительные результаты в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы,  интенсивного развития интеллектуальных способностей детей по сравнению с традиционным обучением.

В конце 2011 – 2012 учебного года (старшая группа) и конце 2012 – 2013 учебного года (подготовительная группа) по результатам исследования основных психических процессов у детей получены следующие результаты:

Старшая группа:

          - высокий уровень - 25%

        - средний уровень - 57%

        - ниже среднего - 18%

Подготовительная группа:

         - высокий уровень - 45%

         - средний уровень - 49%

         - ниже среднего - 6%

Можно отметить, что у детей повысился уровень развития восприятия, произвольного внимания, логического мышления, мыслительных операций обобщения и классификации,  способности к моделированию, зрительной памяти. Хорошо развита мелкая моторика рук. Дети уверены в своих силах и способностях. Повысилась познавательная активность детей. Сформировано умение работать, мыслить творчески, не ждать дополнительных указаний, принимать решение, самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять её в соответствии с планом, сформирована мотивация на обучение, желание заниматься и приобретать знания.        Дети освоили конструктивные умения, научились ориентироваться в графических схемах, овладели пространственными отношениями, научились пересказывать произведения, пользуясь условными обозначениями.        Они стали более активными, любознательными, эрудированными, организованными.

        Таким образом, я сделала вывод, что при использовании развивающих игр можно достигнуть высоких результатов в развитии познавательных процессов, а главное в развитии возможности применять полученные знания, умения и навыки, а также, подготовить дошкольников к школьному обучению.

        Мои  воспитанники и их родители принимают активное участие в мероприятиях разного уровня:

Учебный год

Название

мероприятия

Уровень

Ф.И.участника

Результат

2012 год

Городской фестиваль самодеятельного творчества "Юные патриоты"

г.Благовещенск

Зайцева Катя,

Киселёв Максим

Сертификат

победителя

2012 год

Городской

Конкурс детского рисунка "Амурская осень"

г.Благовещенск

Щеглов Паша

Похвальный лист за I место

2013 год

Участие в городском фестивале самодеятельного художественного творчества дошкольников "Музыкальный калейдоскоп"

г.Благовещенск

Школа №28

Щеглов Паша

Борисовская Соня

Похвальная грамота за победу в отборочном туре

Благодарность за участие

2013 год

Второй международный детский творческий конкурс "Сказки красивого сердца"

г.Москва

Бризе Лера

Сертификат участника

2013 год

Открытый межрегиональный дистанционный турнир способностей "Росток"

г.Москва

Тимченко Вадим

Щеглов Паша

Андриевская Регина

Юшкова Маша

Гладышев Дима

Диплом

I степени

Диплом

II степени

Сертификат

участника

Сертификат

участника

Сертификат

участника

2013 год

Конкурс «Кормушек для зимующих птиц»

МДОАУ

ДС № 66, г.Благовещенск

Семья Юшковых

Семья Борисовских

Семья Щегловых

Семья Сакирко

Второе место в номинации «Природа и фантазия»

Первое место в номинации «Функцио-нальность»

Третье место в номинации «Функцио-нальность»

Третье место в номинации «Дом-столовая»

        В 2009 году была награждена  Грамотой управления образования за заслуги по развитию дошкольного образования, и большой личный вклад в формирование нравственных основ детей дошкольного возраста; 2013 году награждена Почётной грамотой управления образования за высокие заслуги в развитии дошкольного образования, личный вклад в формирование нравственных основ воспитанников.

        Научить ребенка учиться, учиться с интересом и удовольствием, применять полученные знания, умения и навыки, верить в свои силы - в этом вижу главную задачу своей работы по развитию интеллектуального развития средствами развивающих игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О МБДОУ

Работая в должности старшего воспитателя, мне часто приходится составлять информационные справки о своем учреждении, которые затем сопровождают различные плановые документы стратегического и тактическ...

Анализ информационно-аналитической деятельности с педагогическими кадрами МДОУ Детский сад «Чебурашка»

В данной презентации дан анализ информационно- аналитической деятельности с педагогическими кадрами, информация  систематизирована в пять блоков (уровень профессионального мастерства педагогов; н...

заполнил оценочный лист -напиши информационно-аналитическую справку!!!!

Информационно–аналитическая справка  Быковой Марины Ивановны  воспитателя МБДОУ детский сад №57 города Белово 1 квалификационной категории ...

информационно - аналитический отчёт педагога доу

информационно - аналитический отчёт педагога доу...

Информационно-аналитический отчёт о работе за 2018 - 2019 учебный год во второй группе раннего возраста № 1 «Ладушки»

Информационно-аналитический отчёт о работе  за 2018  - 2019  учебный год во второй  группе раннего возраста  № 1 «Ладушки» + мониторинг...

Информационно – аналитический отчёт об использовании в образовательном процессе современных технологий

Педагогическая технология - функционирует и в качестве науки, исследующей и проектирующей наиболее рациональный путь обучения, и в качестве системы алгоритмов, способов и результатов деятельности и в ...

" Информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в старшей группе №4".

Информационно-аналитические. Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.  «Почтовый ящик», анкетирование. Тетрадь отзывов.Наглядн...