КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ: «ЧЕТЫРЕ ПРИНЦЕССЫ»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Познакомить детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью, значением для жизни всего живого.

Научить определять части суток по признакам деятельности человека, положения солнца и других небесных тел, состоянию природы, тени, стрелкам часов.

Закреплять умение пользоваться и понимать знаки и символы, выразительные средства искусства.

Развивать логику, образное мышление, воображение, творчество.

Воспитывать интерес к математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4_printsessy.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

НА ТЕМУ: «ЧЕТЫРЕ ПРИНЦЕССЫ»

Старший воспитатель:

Елена Петровна Ткачева

Программные задачи: 

Познакомить детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью, значением для жизни всего живого.

Научить определять части суток по признакам деятельности человека, положения солнца и других небесных тел, состоянию природы, тени, стрелкам часов.

Закреплять умение пользоваться и понимать знаки и символы, выразительные средства искусства.

Развивать логику, образное мышление, воображение, творчество.

Воспитывать интерес к математике.

Предварительная работа: ознакомление с часами (развивающая игра «Часы»), наблюдение за природой и трудом взрослых в разные части суток, знакомство с карточками-символами, наблюдение за движением солнца, тенью, освещением.

Демонстрационный материал: математическое табло, четыре плоскостные куклы-принцессы в черном, желтом, красном и фиолетовом нарядах, кукла - придворный ученый, 4 фланелеграфа, карточки-символы частей суток, деятельности человека, положения солнца, тени, стрелок часов, 4 плоскостных кувшина разных цветов: красный, желтый, фиолетовый, черный, макет замка из двенадцати башен.

Раздаточный материал: карточки-символы идентичные демонстрационным, карта-лото: верхний ряд, обозначающий столбцы – символы солнца, деятельности человека, тени, стрелок часов, строки – цвета – красный (утро), желтый (день), фиолетовый (вечер), черный (ночь).

Зрительный ряд: репродукции картин А.И. Куинджи «Днепр утром», К.Ф. Юон «Весенний солнечный день», А.А. Пластов «Первый снег», В.Е. Маковский «Игра в бабки», И.К. Айвазовский «Девятый вал», К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.С. Арсланов «Встрача М. Гафури с Г. Тукаем», Д.Д. Бурлюк «Казак Мамай», Д.Д. Бурлюк «Красный полдень», А.П. Лежнев «Синие тени» и т.д.

 Литературный ряд: Л. Мезинов «Рассвет», В. Жуковский «Летний вечер», загадки.

Ход  непосредственно-образовательной деятельности:

Сегодня у нас необыкновенные гости. Это четыре принцессы – принцессы безграничной, мистической страны, страны, которой нет на карте, которую нельзя увидеть, но в которой мы все живем. Это страна Времени. В этой стране бесконечное множество разных замков, но живут эти принцессы только в одном в замке с названием ГОД. Они живут в замке, который каждый год обрушивается и отстраивается снова. В замке ровно двенадцать башен, в каждой из которых двадцать восемь – тридцать этажей. Вот эти принцессы (воспитатель показывает на лица принцесс, которые видны из окон макета замка). А как их зовут, вы сейчас попробуете отгадать. Я зачитаю вам отрывки стихотворений, а вы ответьте на вопрос: когда это происходит? Ответ и будет именем.

                Рассвет

Медвежонок сонный вышел

И застыл на задних лапах.

И увидел и услышал,

И учуял теплый запах.

Запах радостный и свежий

Ветра,

Что листву колышет…

А туман все реже, реже,

А рассвет все ближе, ближе,

Солнце – ярче,

Сосны – гуще,

Сосны - чаще,

Солнце – ближе,

Пробирается по чаще,

Как медведь огромный, рыжий.

И все звонче,

И все чаще,

И все громче, и все пуще

Голоса в сосновой чаще,

Заповедной темной пуще.

                               Л. Мезинов

Ребята, о чем говорится в стихотворении? Правильно, об утре. Так как зовут первую принцессу? (достает принцессу из замка и вывешивает на фланелеграф) Это Утро. В каком она платье? В красном. Почему именно в красном? Потому что утром солнце яркое, красное.

Теперь отгадайте загадку:

Вечером умирает

Утром оживает. (день)

Как зовут вторую принцессу? День. Какое у неё платье? Желтое, потому что днем самое яркое солнце.

Отгадайте, как зовут третью принцессу:

        Летний вечер

Знать солнышко утомлено;

За горы прячется оно,

Луч погашает за лучом

И, алым тонким облачком

Задернув лик усталый свой,

Уйти готово на покой…

                        В. Жуковский

Вечер. Так зовут третью принцессу. Она в фиолетовом платье.

Осталась последняя и вы уже знаете её имя:

Махнула птица крылом,

Закрыла весь свет одним пером. (ночь)

Ночь, эта принцесса в черном платье.

Принцессы выходит к людям в строгом порядке. Сначала Утро, затем День, За ней Вечер, а самой последней выходит Ночь. Так как у нас на фланелеграфе.

Ребята, а как вы узнаете, что на улице утро, день, вечер, ночь. Расскажите об этом.

Дети рассказывают о признаках, по которым они определяют части суток.

Теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Здесь на табло карточки с изображением различных действий людей, положения солнца, тени, стрелок часов. Мы разделимся на четыре команды. Первая команда – команда красной принцессы, вторая – желтой принцессы, третья – фиолетовой, четвертая – черной. Ваша задача рассортировать карточки так, чтобы они относились к той или иной части суток. Затем мы проверим ваше задание и определим победителя.

Итак, давайте, проверим, правильно ли команды справились с заданием.

Что изображено на картинке?

В какое время суток это бывает?

Правильно ли отложена карточка?

Что изображено на карточках оставшихся на столе?

Когда это бывает?

К какой принцессе необходимо поместить эту карточку?

Все ли карточки у желтой (фиолетовой, красной, черной) принцессы распределены правильно? Почему? Куда нужно разместить эту карточку? И т.д.

Команда-победитель выигрывает билет в картинную галерею принцесс. Надеюсь, они возьмут с собой и остальных.

Оказывается у принцесс, как и у многих королевских особ, есть свои художники, которые пишут их портреты. Давайте рассмотрим картины представленные на нашей выставке и попробуем определить, какая из принцесс на них изображена.

Какое это время суток?

Как вы это определили?

Что делает человек?

Он это делает только утром или вечером?

Молодцы, ребята. Надеюсь, вам понравилась картинная галерея. Посмотрите, что за новый персонаж объявился в нашей группе. Это придворный ученый. Он занимается тем, что готовит для принцесс волшебное снадобье, выпив которое они остаются всегда молодыми и красивыми. Но вот незадача, он очень стар и забыл куда положил формулы, рецепты этих отваров и магическую фразу. Он только помнит, что фраза начинается со слов: «Утро(день, ночь, вечер), это когда…» и что в первом красном сосуде готовится отвар для принцессы Утро, во втором – желтом для принцессы День, в третьем – для Вечера и в четвертом – для ночи. И что для того, чтобы приготовить снадобье надо смешать положение солнца в данную часть суток, положение тени, стрелок часов и то, что делает человек (воспитатель выкладывает на доске символы этих понятий), но только все взять по одному и не перепутать, что к чему относится. Выложите свою формулу для каждой принцессы на своих столах, а потом мы проверим, правильно ли вы все сделали. На строке, окрашенной в красный свет по изображением человека, солнца, тени, часов положи соответствующие для утра карточки, на желтой – для дня, на фиолетовой – для вечера, на черной – для ночи, на красной – для утра.

Ой, и придворный ученый нашел свои рецепты, по ним вы можете проверить правильно ли вы все сделали. Если что-то не правильно – исправьте.

Катя, какую карточку ты положила на желтую клетку под изображением человека? На фиолетовую под изображением часов?

На красную под изображением тени?

На черную под изображением солнца?

Ребята, а что бы делали, если бы на земле не было утра? Для человеку и природе нужна ночь? День? Вечер?

Примерные ответы детей:

«Ночь нужна для того, что бы и люди и животные и растения отдыхали, набирались силы. В это время солнце уходит и не мешает спать. Некоторые животные наоборот ночью не спят, а выходят на охоту или на кормежку. Они делают это для того, что бы не попасться в лапы хищника, потому что ночью темно и их не видно. Некоторые люди тоже работают ночью. Например, астрономы. Они изучают небесные тела – это идет на пользу людям.

Утро – это постепенный переход от сна к бодрствованию. Оно нужно, чтобы человек или животное успел проснуться.

День – это много солнца, а солнце очень важно для жизни человека и всего живого. Вечер – предупреждение природы: «Готовьтесь ко сну, скоро станет темно, спешите домой!» Если бы сразу же становилось темно, то многое бы не успевали дойти до дома.

Утро, день, вечер, ночь это ориентиры для деятельности человека. Все четыре принцессы управляют жизнью всего живого».

Сегодня мы познакомились с вами с частями суток. Как они называются. Каждый день они выходят к людям, но только обязательно по очереди. В каком порядке?

Утро, это когда…

День, это когда, вечер, это когда…

Ночь, это когда…

Когда принцессы выйдут по очереди к людям образуется кирпичик Сутки. Из этого кирпичика строится замок. В следующий раз, когда настанет утро, за ним день, вечер, ночь, снова образуется кирпичик - вторые Сутки и так несколько раз, пока не достроится башня. Потом наступает черед второй башни, третьей, четвертой. Когда все двенадцать башен достроены замок Год рушится и принцессы снова начинают свою работу. И так бесконечно. А как это происходит, мы узнаем в следующей истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ».

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста на тему « В поисках сокровищ" Цель:...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений о природе для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Там, на неведомых дорожках».

Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность, интеграция образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие",  "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художестве...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ«СТРАНА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР!» Тема занятия:...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений на тему: «Красивые матрёшки»

На занятии дети знакомятся с русской народной игрушкой-матрёшкой, учатся сравнивать предметы по величине (большая, маленькая), закрепляют и обобщают знания о количестве предметов (одна, много, ни одно...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича (подготовительная группа) «На помощь Радужным гномам»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическ...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича (подготовительная группа) «Спасатели Фиолетового леса»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, физическ...