Главные вкладки

    Непосредственная образовательная деятельность по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Загадочный квадрат".
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

    Нечаева Анастасия Юрьевна

    Приоритетная область: познавательное развитие.

    Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

    Цель:Создание условий для понимания детьми дробных чисел и их сравнению на наглядной основе, способствование развитию умения называть часть целого с помощью слов половина, четверть, целое, часть.

    Задачи:                                                                                                                   

    Воспитательные:

    Ø Воспитывать творческие способности на основе сотрудничества с взрослым.

    Ø Способствовать становлению у ребёнка умения регулировать собственные действия («Социально – коммуникативное развитие»);

    Образовательные:

    Ø Формировать представления о том, что половина – это вторая часть целого, четвертина – это четвертая часть целого, умение устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать развитию интереса, любознательности («Познавательное развитие»);

    Ø Познакомитьсразличнымиспособамиделенияцелогонаравные части на основе использования предметов(«Познавательное развитие»);

    Ø Датьпредставлениеосравнениицелогоичасти, обихотношениях: целоевсегдабольшесвоейчасти; чемнабольшееколичестворазделёнпредмет, тем меньше часть; чем больше предмет, тем больше его часть («Познавательное развитие»);

    Ø Пополнять словарь детей математическими терминами: половина, четвертина («Речевое развитие»);

    Развивающие:

    Ø Развиватьумениевидетьпринадлежностьчастицеломупредмету  («Познавательное развитие»);

    Ø Способствовать реализации конструктивно модельной творческой деятельности («Художественно – эстетическое развитие»);

    Ø Развивать мелкую и крупную моторику рук («Физическое развитие);

    Предварительная работа:чтение литературных произведений, театрализация («Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин», «Яблоко» В. Сутеева).

    Материал и оборудование:счётные палочки в кол – ве 5 шт. на ребёнка, фигурка Квадрата, сундучок,2 квадрата жёлтого цвета 15x 15 см на каждого ребёнка, цветные карандаши: красный, синий, чёрный,образец кошки (оригами), лист белой бумаги, трафаретные линейки с геометрическими фигурами, разноцветные квадратики – смайлики по 3 шт. на ребёнка, изображения геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, для физминутки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ritual_nachala_nod.docx239.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ритуал начала НОД

    Настройка детей на работу. Приветствие и организационный момент. Дети встают в круг, педагог произносит:

    Как мы рады – все на месте,

    Собрались сегодня вместе

    Посмотреть, что происходит,

    Если сказка в дом приходит,

    Нас волшебство и игры ждут,

    В путь к чудесам друзей зовут.

    1 часть. Сюрпризный момент «Загадочный сундучок»

    Педагог предлагает детям отгадать, что лежит в сундучке (в ящике):

    Он давно знаком со мной,

    Каждый угол в нем - прямой.

    Все четыре стороны

    Одинаковой длины.

    Вам его представить рад,

    А зовут его... (Квадрат).

    Педагог: Правильно! Но прежде чем увидеть его, вспомним что мы знаем про квадрат.

    Работа со счетными палочками

    Педагог: - Ребята, на столах лежат счётные палочки.

    -Предложить детям посчитать, сколько у каждого палочек? (пять),

    -Сколько палочек нужно для того чтобы получился квадрат? (четыре),

    -Почему? (потому что у квадрата четыре стороны одинаковой длины),

    - Значит одна палочка? (лишняя),

    -Что с ней нужно сделать? (убрать)

     Выкладывание квадрата из счётных палочек.

     - А может катиться квадрат?  (Нет.)

     -  Почему? (Мешают углы.)

     - А сколько углов у квадрата? Посчитайте.

    Основная часть

    После чего дети возвращаются на ковёр, и педагог достаёт и представляет «помощника воспитателя» - квадратик (Приложение 1), который будет «помогать вести занятие». Дети могут познакомиться с ним, передавая его друг другу по кругу, и «поздороваться».

    Педагог: сегодня к нам на занятие пришёл квадратик. Он не простой. Все называют его волшебным потому, что он умеет творить чудеса, совершать разные превращения. Квадратик этому научил меня, а я могу научить вас. Хотите?

    Дети: Хотим.

    Педагог предлагает сесть детям за столы.

    Педагог: Квадратик принёс с собой геометрические фигуры. Они лежат у вас на столе. Посмотрите на них и скажите, как они называются?

    Дети: фигуры называются квадраты.

    Педагог: возьмите один квадрат и сложите пополам. Работа детей.

    Педагог: какая фигура появилась?

    Дети: прямоугольник.

    Педагог: прямоугольник – это одна из двух равных частей квадрата и называется половиной. Как называется одна из двух равных частей квадрата? Дети: половиной.

    Педагог: а что больше: целый квадрат или половина?

    Дети: целый квадрат.

    Воспитатель: а что меньше целый квадрат или половина?

    Дети: половина.

    Педагог: сложите прямоугольник пополам. Работа детей.

    Педагог:разверните бумажную основу, посмотрите и скажите, на сколько частей разделился квадрат?

    Дети: на четыре части.

    Педагог: одна из четырёх частей квадрата называется четвертиной. Как называется одна из частей квадрата?

    Дети: четвертиной.

    Педагог: а что больше: целый квадрат или четвертина?

    Дети: больше целый квадрат.

    Педагог: а что меньше: целый квадрат или четвертина?

    Дети: четвертина меньше целого квадрата.

    Педагог: молодцы, ребята! Спасибо тебе Квадратик за то, что научил детей делить квадрат на половину и четвертину. А сейчас давайте отдохнём.

    Физкультурная минутка «Посмотри-подумай-покажи».

    Педагог оговаривает правила игры. Если дети увидят, нужно…

    Круг – подпрыгнуть,

    Квадрат – хлопнуть в ладоши над головой,

    Треугольник – присесть.

    Педагог: продолжаем творить чудеса. Возьмите второй квадрат. Сложите его по диагонали, то есть соедините противоположные уголки (педагог   демонстрирует).  Работа детей.

    Педагог: какая геометрическая фигура получилась?

    Дети: треугольник.

    Педагог: сложите треугольник пополам. Работа детей.

    Педагог: что стало с треугольником?

    Дети: он стал меньше.

    Педагог: правильно, ребята! Вот ещё одно чудо мы с вами увидели: квадрат стал маленьким треугольником. Квадратик предлагает превратить этот маленький треугольник в животное, а в какое отгадайте:

    Я умею чисто мыться

    Не водой, а язычком.

    Мяу! Как мне часто снится

    Блюдце с тёплым молочком! (кошка)

    Педагог: правильно, ребята. Но прежде чем мы будем превращать треугольник в кошку, давайте подготовим пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Крючочки»

    Крепко держатся дружочки,

    Не разжать нам их крючочки

    (соединить мизинцы обеих рук «крючочками», так же другими пальцами)

    Педагог: Согните уголки. Нарисуйте глазки, носик, усы – кошка готова. Работа детей. (Приложение 2).

    Игровая ситуация «На что похоже?»

    Педагог: Ребята, а сейчас возьмите в руки трафареты и нарисуйте на белом листе бумаги два квадрата.Линией разделите один квадрат на 2части, закрасьте красным карандашом одну вторую часть. Второй квадрат разделите  двумялиниями на 4 части, синим карандашом закрасьте одну четвёртую часть.А теперь хорошенько присмотритесь и подумайте, вспомните знакомые сказки – на что теперь похожи фигуры.Вот наши ожившие карандаши, волшебные палочки, которыми мы сейчас поможем квадраты превратить в волшебных зверей или предметы, дорисовав элементы.(Дети рисуют).

    Анализ: молодцы, ребята! Вам понравилось совершать превращения с Квадратиком?

    Дети: да.

    Педагог: наши глазки играли вместе с нами, ну а теперь нужно дать им отдохнуть.

    Зрительная гимнастика

    Глазки влево, глазки вправо,

    Вверх и вниз и всё сначала.

    Быстро-быстро поморгай.

    Отдых глазкам потом дай.

    Нужно глазки открывать,

    Чудо чтоб не прозевать.

    Треугольник, круг, квадрат

    Нарисуем мы подряд.

    Повернуть глаза в левую сторону, затем в правую сторону.

    Поднять глаза вверх. Опустить глаза.

    Быстро моргать.

    Закрыть глаза.

    Широко открывать и закрывать глаза.

    Нарисовать глазами фигуры сначала по часовой стрелке, потом против.

    3 часть. Подведение итогов

    Педагог:Ребята, сегодня мы с вами узнали, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной одну из четырёх равных частей, научились из треугольника конструировать кошку и превращать квадраты в волшебных зверей и предметы.

    Рефлексия

    Педагог: У вас на столе лежат разноцветные квадратики - смайлики. Если вам сегодня было всё понятно, интересно – поднимите вверх зелёный смайлик, если не всё получалось, но вы старались – жёлтый, а если было трудно – красный. (Приложение 3).

    Ритуал прощания

    По окончанию НОД дети становятся в круг, берутся за руки, и произносят:
    «Мы учились и играли.
    Все немножечко устали.
    Нужно нам передохнуть.
    Завтра снова в долгий путь.
    Встанем дружно шире кругом.
    Попрощаемся друг с другом» (тихо–громко).

    Литература:

    1.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.Е.С. Анищенкова.Издательство: АСТ Год, 2007 г

    2.Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.Л.Ф.Тихомирова. Ярославль, Академия развития, 2000 г.

    3. Математика в детском саду.В.П.Новикова М, Мозаика – синтез, 2010 г.

    4. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И.Линго. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 208с.

    5. Новые самоделки из бумаги. - М.:Лирус, 1995. – 240с.

    6. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. /авт. – сост. О.М. Подгорных. – Волгоград: Учитель,2015. – 123с.

    7. Развивающие игры в ДОУГ.М.Бондаренко  Воронеж 2009

    8. Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина, Т. Г. Харько  СПб  Детство- Пресс 2011

    9. Математика- это интересно З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина      СПб Детство- Пресс 2008

    Приложение

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

    Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста

    Конспект НОД по математическому развитию детей младшего дошкольного возраста. Описание хода занятия, физ минутки....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Геометрические фигуры»

    В конспекте представлен материал на повторение и закрепление знаний о геометрических фигурах...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию детей среднего дошкольного возраста

    Конспект образовательной деятельностиЗадачиМатериалХод образовательной деятельности...

    Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

    Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возрастаПутешествие в «Непландию»Цель: Обобщение и закрепление элементарных математических...

    Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста

    Конспект образовательной деятельности по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста...