НОД «Математические представления о круге, квадрате, треугольнике».
план-конспект занятия по математике на тему

Казанцева Наталья Николаевна

Данное занятие учит определять форму предметов на ощупь и визуально

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие15.17 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Математические представления о круге, квадрате, треугольнике».

Возраст детей: 4-5 лет.

Задачи:

-учить определять форму предметов (визуально и на ощупь): круг, квадрат, треугольник;

-расширять словарный запас слов;

-развивать внимание и зрительную память.

Материалы, инструменты, оборудование: магнитная доска; фигуры: круг, квадрат, два треугольника; ватман с изображением домика с заданными фигурами; картинки с изображением мяча, шарика, солнца, домика, конфеты, башни.

Раздаточный материал: для каждого ребёнка-круг, квадрат, треугольник.

                                                 Ход занятия

-Ребята, прежде чем начать наше занятие, послушайте сказку про фигуры.

«Жили были друзья: круг и два квадрата: синий и красный (на магнитной доске три фигуры: круг и два квадрата. Синий квадрат -соединение двух треугольников, сверху наклеена синяя липучая бумага, чтобы не было видно треугольников). Они очень любили играть: резвиться, прыгать, бегать, как маленькие дети. Как-то раз они затеяли спор: кто из них самая нужная фигура. Круг сказал: «Я самый нужный. Я могу быть мячиком, ребята очень любят играть в мяч. Могу быть воздушным шариком, и полететь высоко -высоко в небо, а там превратиться в ласковое солнышко, которое будет согревать всех». (На доску поочерёдно друг за другом вывешиваются все те предметы, во что хотят превратиться круг и квадраты). «Ну и что тут такого!? -возразили хором квадраты-мы тоже нужные фигуры. Из нас строят дома, а ещё мы можем стать вкусняшками для ребятишек-конфетами, без нас дети не построят башни для своих игр.» И вдруг, когда синий квадрат был сверху на красном, он так загордился, что он нужный, он упал вниз и раскололся на две части. (С квадрата потихоньку воспитатель снимает бумагу, и появляются два одинаковых треугольника). Сначала друзья очень испугались за своего друга, но увидели, что из квадрата получились прекрасные братья близнецы-треугольники. Теперь у них стало ещё больше друзей. А сами они поняли, что хвастаться ни к чему хорошему ни приводит, и их дружба стала ещё крепче».

-Вот такая история приключилась с фигурами. Понравилась вам сказка, ребята? Чего нельзя делать было друзьям-фигурам в нашей сказке? (хвастаться).

-А сейчас, ребята, мы поближе познакомимся с нашими героями.

На столах у детей квадраты, круги, треугольники. Воспитатель просит детей показать круг. Дети выбирают из лежавших на столе предметов круг и показывают воспитателю. Только после этого воспитатель показывает свой круг.

Воспитатель читает стишок:

             Я похож на колобок,

             На арбуз, на мячик,

             А зовусь я просто-Шар,

             И никак иначе.

 Дети, для которых задание оказалось трудным, могут выбрать из лежащих перед ними форм нужную. Воспитатель обводит круг пальцем по окружности и предлагает детям сделать так же. Дети кладут палец на верхнюю часть внешней стороны круга, и палец свободно движется вниз по окружности, потом вверх. Ничто не мешает, углов нет. Воспитатель ещё раз вместе с детьми повторяет эти движения.

Затем воспитатель просит найти и показать квадрат. Дети показывают квадрат друг другу и воспитателю. Воспитатель показывает свой квадрат.

Воспитатель читает стишок:

              Привет, ребята, я квадрат,

              Фигурам всем я друг и брат.

              Есть у меня угла четыре,

              Мы все живём в одной квартире.  

Дети сравнивают и убеждаются, что их выбор сделан правильно.

Воспитатель предлагает детям поставить пальчик на верхнюю часть квадрата. Сама делает то же самое, и все вместе начинают движение по сторонам квадрата. Чтобы показать разницу между кругом и квадратом, воспитатель, проводя рукой по одной стороне квадрата, делает остановку в движении, сопровождая это каким-нибудь междометием, например, «Ой!»

Перед тем как перейти к обследованию треугольника, воспитатель вновь возвращается к кругу: «Возьмите круг. Обследуйте его так же, как мы это делали.». Сама делает тоже самое. Затем просит найти и показать всем треугольник. Дети выполняют. Воспитатель показывает свой.

Воспитатель читает стишок:

                Вот треугольник, дети,

                И знают все на свете,

                Что он имеет три угла

                И так похож на крышу:

                Внизу угла всего-то два,

                А третий угол-выше.

                С вершины катимся мы вниз

                По треугольной горке,

                Фигуру эту научись

                Отыскивать ты бойко.  

 Дети сверяют фигуры, убеждаясь в правильности выбора или исправляя свою ошибку.

Теперь воспитатель предлагает обследовать треугольник и ставит палец на вершину треугольника. Воспитатель ведёт палец по стороне, основанию и другой стороне треугольника. Это движение воспитатель повторяет с детьми два-три раза.

(Затем вывешивается на доску лист, на котором изображён домик (квадрат), крыша (треугольник), окно (круг)).

-Ребята, а сейчас наши волшебные фигуры превратятся в… (ответы детей).

Воспитатель приглашается двоих детей к доске. А сама обращается к остальным детям: «Давайте попросим (имена детей) показать нам разные формы: круг, квадрат, треугольник».

Дети вместе с воспитателем просят: «Покажите, пожалуйста, круг». Дети у доски дотрагиваются руками до круга. Воспитатель интересуется: «А что это на нашем домике?» Дети отвечают: «Окно».

Подобным образом воспитатель и дети задают вопросы стоящим у доски и определяют, какой предмет в домике имеет названную форму.

Затем каждый на месте выстраивает такой же домик из фигур на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе. Тема: Счет до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе.Тема: Счет до 5. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе «Круг, квадрат, треугольник.»

Цель : закрепление математических знаний соответствующих возрастуЗадачи:Образовательные :1.  Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)2. Закреплять...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы на тему «Круг, квадрат, треугольник».

В данной методической разработке представлен конспект ООД по познавательному развитию: формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему:"Круг, квадрат, треу...

Конспект образовательного мероприятия по формированию элементарных математических представлений «Много, поровну, столько – сколько (круг, квадрат, треугольник)»

Задачи:• Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.• Совершенствова...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: «Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник»

Данный материал содержит в себе конспект занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе для детей с нарушением слуха на тему: "Геометрические формы: кр...

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Круг, квадрат, треугольник. Длинный и короткий»

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Круг, квадрат, треугольник. Длинный и короткий»...