Конспект НОД по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Сухарева Светлана Александровна

интегрированное занятие с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие» по формированию элементарных математических представлений

Актуальность и практическая значимость: Формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста – это один из способов реализации метода опосредованного знания, что способствует формированию базисных знаний, которые совершенствуются и развиваются на  последующих этапах образования.

Исследовательская деятельность в форме игры интересна и понятна детям, что способствует качественному усвоению знаний, умений и навыков воспитанников.

Образовательные задачи:

1. Формировать навык классификации геометрических фигур по заданному признаку (цвету, форме, размеру).
2. Знакомство с понятием «статическое электричество». 
3. Упражнять в составлении математической «записи».
4. Упражнять в изготовлении куколки из геометрических фигур.
     
Развивающие задачи:

1. Развивать память, логическое, ассоциативное  мышление.
2. Развивать зрительную память, воображение.
3. Развивать способность работы в группе.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к математическим познаниям.
2.  Воспитывать внимательность, старательность и аккуратность.
3. Воспитывать дружелюбное отношение в работе друг с другом.

Методические приёмы:

1. Игровой (закрепление материала в игровых моментах).
2. Наглядно-демонстрационный (использование демонстрационного материала, магнитной доски).
3. Вербальный  (объяснение, беседа, диалог с детьми).
4. Практический (экспериментально-исследовательская работа, работа с математическими наборами, изготовление куколки).
5. Интегративный (объединение различных областей познания – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие).

Оборудование и раздаточный материал: Математические наборы; набор геометрических фигур разного цвета и размера; клей – карандаш; трубочки для сока; фломастеры; пластилин; тонкие полоски из салфеток, длиной 4-5 см; карточки с «ключами».

Ход образовательной деятельности:

- Ребята, вы любите сказки?  (ответы детей, можно спросить об их любимых сказках)  А хотите, я вам расскажу новую сказку? Про удивительную страну и её жителей? А помогать мне хотите? Отлично! Располагайтесь поудобнее, мы  начинаем…

Ни далеко-ни низко, ни высоко-ни низко, да только есть  на свете страна одна, удивительная и интересная, Фигурляндия! И живут в ней необычные жители…А,впрочем, вы сами сейчас с ними и познакомитесь!

(демонстрация презентации) + игровое упражнение «Что на что похоже?»

Загадки про фигуры:

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? 
(круг)

Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что мы видим? - ...
(треугольник)

Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам представиться он рад,
А зовут его (квадрат).

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)

Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком (прямоугольник).

Если встали все квадраты
На вершины под углом бы,
То бы видели ребята
Не квадраты мы, а ...
(ромб)

Как одним словом назвать всех жителей Фигурляндии? (геометрические фигуры)

Жители этой страны были очень весёлыми и любили играть друг с другом, а вы хотите поиграть с фигурами? Предлагаю вам выбрать себе любого жителя Фигурляндии (фигуру) и поиграть с ним.

Игра «Найди свой домик»

В группе на столах лежат геом.фиг. разного размера и цвета. Под звуки музыки дети бегают по кругу. Как только музыка останавливается, дети должны подойти к своему домику – найти свою геом. фигуру в зависимости от задания: найти фигуру такого же цвета; найти фигуру такого же размера; найти фигуру такой же формы.

Наша сказка продолжается. У жителей Фигурляндии были волшебные ключики, которые могли изменять фигуры. Например, вот такой ключик ( демонстрация карточки с изображением ключа).

Дидактическое упражнение с карточками-ключами

Как же он изменил фигуры? (демонстрация на доске карточки с заданием)

А давайте узнаем, как такой ключик изменит другие фигуры? (карточки с заданиями) Какие вы молодцы, спасибо!

А ещё, их геометрических фигур, которые живут в Фигурляндии, можно делать всё что угодно! Интересно, а что же можно будет сделать из таких фигур? (дети подходят к столам, на них стоят тарелочки с фигурами. Полоски из салфеток, трубочки для сока, фломастеры, клей и пластилин)

(варианты ответов детей)

Предлагаю собрать из геометрических фигур куколку.  (Дети собирают из геом. фиг. куколку, рисуют лицо и приклеивают к нему тонкие полоски из салфетки, длиной 4-5 см, чтобы сделать волосы; прикрепляют полученную фигурку к соломинке, втыкают соломинку в кусочек пластилина)

- Вот и получились у нас забавные куколки. Теперь, ребята, давайте поиграем с ними. И попробуем оживить их.

Постановка проблемы:

- Как вы думаете, ребята, как же нам можно это сделать? Оживить нашу куколку, заставить волосы шевелиться?

поиск и предложение возможных вариантов решения:

можно подуть на волосы, и они зашевелятся (дети дуют на волосы – дыхательная гимнастика); можно покрутить трубочку между ладонями, куколка будет кружиться, а волосы будут шевелиться (дети крутят трубочку между ладонями – упражнение для развития мелкой моторики); можно поднять куколку вверх и опустить вниз и куколка будет прыгать, а волосы будут шевелиться.

- Верно, ребята! А можно «оживить куколку» при помощи соломинок для сока, которые остались у нас. Для этого возьмём ещё одну соломинку и зарядим её нашими хорошими положительными эмоциями (потереть о шерстяную тряпочку или волосы) и приложим её к куколке. Волосы встанут дыбом! Такое явление называется статическим электричеством. Именно оно помогло нам заставить волосы на голове куколки шевелиться.

Так и жили-поживали, горестей они не знали, все фигуры в стране Фигурляндии! Тут и сказочке конец. А кто слушал-молодец!

Рефлексия:

Понравилась вам сказка про страну Фигурляндию? Что интересного вы узнали об этой стране? А чему научились? Хотите продолжения этой сказки? Тогда до новых встреч! Я обязательно расскажу вам новую сказку о Фигурляндии. Спасибо вам за помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Возрастная группа старшая

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Раздел «Формирование элементарных математических представлений» Возрастна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

Конспект педагогической ситуации с детьми старшей группы «Сказка» по образовательной области «Познавательное развитие» «Время» (формирование элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ)

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Это занятие учит систематизировать знания детей о времени, ...

Конспект непрерывно образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие», раздел: «Формирование элементарных математических представлений», «Шахматное развитие». Тема: «В поисках сокровищ» (итоговое в форме квест-игры для дет

Цель: создание условий для формирования у детей элементарных математических представлений с помощью элементов игры в шахматы.    Образовательные задачи:- Формировать умение сравнивать к...