Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Спасатели»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Росицкая Галина Евгеньевна

Формирование элементарных математических представлений, интегративных качеств: социализации, коммуникации, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa_itogovoe.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

«Спасатели»

Цель: Формирование элементарных математических представлений, интегративных качеств: социализации, коммуникации, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закрепление навыков сравнения предметов по высоте, ширине, длине. Активизировать в речи прилагательные сравнительной степени: шире-уже, длиннее – короче, толще – тоньше, выше – ниже. Закрепить  знания о цифрах, легко ориентироваться в числовом ряду, называя предшествующее и последующее числа по отношению к заданному числу, навыки ведения счета в прямом и обратном порядках в пределах первого десятка; дифференцировать количественный и порядковый счет. Закрепление знаний о временных понятий, их составляющих частях и последовательности: год (количество времен года), месяц (количество месяцев в году и в каждом времени года), неделя (количество дней в неделе), сутки (количество частей суток). Закрепление умений ориентировки в пространстве и  на листе бумаги. Закрепление знаний о геометрических фигурах.
  •  Продолжать знакомить с арифметическими задачами, ее составными частями: условие, вопрос, решение, ответ. Учить составлять задачи с опорой на рисунок на сложение и вычитание, записывать решение цифрами и знаками +, -, =. Учить  формулировать вопрос к задаче и отвечать на него  полным предложением.
  1. Развивающие:
  • Развитие операционного состава мышления:

- сравнения – соспоставлять предметы, находить сходства и  между ними;

- анализа – мысленно разделять предметы на составные элементы;

- синтеза – объединенять части элементов в единый целый образ предмета.

  • Развитие логического мышления.
  • Развитие  оперативной памяти, произвольного внимания.
  • Развитие графомоторных навыков.
  1. Воспитательные: Воспитание познавательного интереса; повышение мотивации к учебной и продуктивной деятельности. Воспитание навыков самоконтроля, навыков совместной  работы в коллективе.

Оборудование:

  • Мультимедийная доска, магнитофон, запись с речью Врунгеля.
  • Демонстрационный материал: телеграмма, рпезентация к занятию, «свиток», замки с нарисованными силуэтами ключей. 
  • Раздаточный материал: наборы «Танграмма»;карты с 10-тью островами; макеты часов;  карандаши;  математические наборы;  листы в клетку с отмеченной на них красной точкой;  ключи, вырезанные из картона.

Ход занятия

Организационный момент. Сообщение темы.

Воспитатель:  Ребята, сегодня по почте нам прислали телеграмму от Айболита. Давайте, прочтем ее.

 - Дорогие ребята, мы с моими помощниками оказались в большой беде. Злой Бармолей со своими пиратами захватил нас на острове. Мы не можем продолжить свой путь к больным зверям. Нам срочно нужна ваша помощь!

  Воспитатель: Ребята, надо выручать доброго Айболита и его друзей! Кто сможет вспомнить, куда отправился доктор со своими помощниками?

Дети: Они отправились лечить зверей.

Воспитатель: А где находятся больные звери?

Дети: В Африке.

Воспитатель: Верно! В Африке. Доктор пишет, что их захватили на острове. А что такое остров?

Дети: Это кусочек земли, вокруг которого вода.

Воспитатель: Значит, нам предстоит путешествовать по воде. Но как мы сможем туда добраться? У нас нет ни корабля, ни капитана. Кажется, я знаю, что нам надо делать! Нам нужно попросить помощи у капитана Врунгеля и его помощника матроса Лома. Они на своей яхте много путешествовали и смогут нам помочь добраться до острова. Давайте включим наш волшебный экран, чтобы связаться с капитаном.

  1. Основная часть

Воспитатель включает мультимедийную доску. Высвечивается изображение капитана Врунгеля.

Воспитатель: Здравствуте капитан Врунгель! Мы получили тревожную телеграмму от доктора Айболита. Его на острове в Африке  захватили  пираты. Мы хотим с ребятами отправиться выручать доктора из беды. Но мы не знаем туда дороги,  да и управлять кораблем совсем не умеем. Вы с Ломом опытные моряки. Помогите нам пожылуйста.

Воспитатель незаметно включает магнитофонную запись.

Здравствуте, дорогие ребята! Вы отважные и добрые малыши! Конечно,  мы с Ломом вам поможем. Но путешествие предстоит не легкое. Мы поплывем впереди вас на своей яхте, показывая дорогу, а  вы за нами.  Но для этого вам нужно построить  свой корабль.

Воспитатель: Ребята, я знаю из чего нам его построить! Мы с вами многое уже строили из волшебного Танграмма, а сейчас построим корабль. Возьмите по набору Танграмма и постройте у себя на столе свой корабль.

Дети выполняют задание за столами.

Воспитатель: Вот и корабль готов. Какие геометрические фигуры понадобились для его строительства?

Дети: квадрат, четырехугольник, треугольники.

Воспитатель: Все фигуры одинаковы по величине?

Дети: Нет один треугольник большой, а два маленьких. Квадрат и четыреугольник тоже маленькие фигуры.

Магнитофонная запись

Молодцы! Перед отплытием, нужно все  проверить! В морском путешествие важно уметь  считать, знать цифры, уметь сравнивать предметы и решать задачи, чтобы не сбиться с курса и не затеряться в море. Я бы хотел проверить, умеете вы все это делать?

Воспитатель: Ребята, вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот первое задание Врунгеля: (слайд  - корабли) одинаковы ли эти корабли?

Дети: Нет, один корабль длиннее, а другой короче.

Воспитатель: (слайд - якоря) одинаковы ли якоря?

Дети: Нет! Один якорь выше, а другой ниже.

Воспитатель: (слайд – канаты) Одинаковы ли морские тросы?

Дети: Нет! Один трос толще, а другой тоньше.

Воспитатель: (слайд – флаги) Одинаковы ли флаги?

Дети: Нет! Один флаг шире, а другой уже.

Восптитатель: (слайд – Врунгель и Лом) Одинаковы ли по  возрасту капитан и его матрос?
Дети: Нет! Лом молодой, а Врунгель старый.

Воспитатель:  Врунгель не старый!  Он старше, а вот Лом …..?

Дети: Младше.

Воспитатель: Молодцы! Переходим ко второму заданию капитана. Перед отплытием нужно посчитать всех членов команды. Постройтесь в ряд.

Дети выстраиваються в шеренгу.

Воспитатель: Команда! По порядку расчитайсь!

Дети: ведут расчет по порядку, называя свой порядковый номер Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый.

Воспитатель: Молодцы! Вся команда в сборе и к отплытию готовы!

Воспитатель: У вас на столах  у каждого лежит карта.  Это наш путь по морю. Внизу карты красной точкой отмечено место отплытия, а на верху карты – остров, на который мы должны попасть. Чтобы не сбиться с курса, нужно цифрами отметить весь путь. Для этого нужно следовать по стрелкам и отмечать все, что мы встретим в пути цифрами.

Дети выполняют задание, отмечая цифры по порядку.

Воспитатель: Посчитайте, сколько мы с вами проплывем островов?

Дети: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

Воспитатель: А как мы будем возвращаться обратно домой? Посчитайте путь в обратном порядке.

Дети: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1.

Воспитатель: Какие острова  будут соседними с 5-тым островом?

Дети: 4тый  и 5тый.

На экране чередуются слайды с цифрами: 2; 4; 6; 8; 9

Воспитатель задает аналогичный воспрос с цифрами.  Дети называют соседей заданного числа.

 Воспитатель: Чтобы узнать, как долго мы с вами будем путешествовать, нужно хорошо знать о времени.  Как измерить длину, мы знаем – линейкой. Тяжелый предмет или легкий, можно узнать, взвесив его на весах. А как измерить время?

Дети:  Часами.

Слайд часы

Воспитатель: Что показывает самая быстрая стрелочка на часах?

Дети: Секунду.

Воспитатель: А большая стрелочка?

Дети: Минуту?

Воспитатель: А маленькая стрелочка.

Дети: Час.

Воспитатель: На часах всего 12 цифр. Но стрелки одну и ту же цифру могут показывать в разное время. Посмотрите, что у нас сейчас за окном?

Дети: Утро.

Воспитатель: А что будет после утра?

Дети: День.

Воспитатель: А что наступит после дня?

Дети: Вечер, а потом ночь.

Воспитатель: Утро, день, вечер, ночь – это части другой единицы времени – сутки. Одни сутки пройдут, наступят другие. Когда пройдет семь суток – это пройдет, какое время?

Дети: Неделя.

Воспитатель: У суток недели есть свои названия. Назовите их по-порядку все семь.

Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Вчера был вторник, какой день недели сегодня?

Дети: Среда.

Воспитатель: А завтра, какой день наступит?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Мы отправились в дорогу в среду, а если вернемся только в субботу, сколько дней займет наше путешествие?

Дети: Три дня – среда, четверг, пятница.

Воспитатель: А кто знает, какой сейчас месяц?

Дети: Май.

Воспитатель: Это месяц, какого времени года?

Дети: Весны.

Слайд – весна

Воспитатель: Месяц весны как мы можем назвать, какой это месяц?

Дети: Весенний.

Воспитатель: Сколько месяцев длится весна? Назовите их по-порядку.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель:  Пройдет весна, и какое время года наступит?

Дети: Лето.

Слайд – лето

Воспитатель: Назовите летние месяцы.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Что наступит после лета? Назовите месяцы и этого времени года.

Дети: Наступит осень – сентябрь, октябрь, ноябрь.

Слайд – осень

Воспитатель: А что наступит потом? У этого времени года, какие месяцы?

Дети: Потом наступит зима – декабрь, январь, февраль.

Слайд – зима

Воспитатель: Сколько же всего времен года?

Дети: 4

Воспитатель: И у каждого времени года по три месяца. А сколько всего месяцев в году?

Дети: 12.

Слайд месяцы года

Воспитатель: Вот наша первая остановка. Проплываем зеленый островок, в котором живут  Белоснежка и маленькие гномы.

(На экране слайд с гномами и Белоснежкой)

 Воспитатель: Они расстроены, запутались во времени и не знают, что в какое время им делать. Перед вами циферблаты с часами, укажите с помощью стрелок, в какое время им вставать, обедать, ложиться спать.

Чередуются слайды:   гномы умываются, гномы работают, гномы обедают, гномы смотрят телевизор, ложаться спать.

Дети выполняю задание на  макете часов.

Воспитатель: Молодцы, научили гномиков определять время. Они сказали нам спасибо, а мы прежде чем  продолжим путь, немного разомнемся.

Физминутка

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь - лень отбросим.

Воспитатель: Мы быстро продвигаемся вперед и уже подплываем к острову Звездочетов.

Слайд «Звездочеты»

Воспитатель: Мудрые звездочеты все время заняты подсчетом звезд и комет. Они нас не пропустят мимо своего острова, пока мы не выполним их заданий. Задания не простые, будьте внимательны!

Воспитатель читает задачи в стихах.

Дети отвечают

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

«Не забудь своих друзей!»

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

 Три звезды

Семь гусей пустились в путь.

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

5 гусей

Пять  игрушечных ракет у Паши,

И еще две подарил ему Саша.

Паша не может их все сосчитать,

Сколько будет два и пять?

7 игрушечных ракет

Мама вышила ковер.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки

В каждой по три звездочки.

Села Маша на кровать,

Хочет звезды сосчитать.

Да никак не может

Кто же ей поможет?

6 звездочек

Пять звездочетов планеты считают,

Три на солнце загорают,

Два купаются в реке

Сколько всех, скажите мне.

10 звездочетов

Воспитатель: К решению каждой задачи составьте примеры из цифр и знаков. Вам в помощь звездочеты оставили рисунки, к заданным задачам.

(слайд с рисунками к задачам)

У детей на столах лежат наборы цифр и математических знаков. Дети выкладывают к задачам примеры.

Воспитатель: Прочтите, какой  пример вы составили  к первой задаче.

Дети: 1+2=3

Воспитатель: Почему вы выбрали  в решении этой задачи знак «+»?

Дети: К одной звездочке прибавились еще две. Когда прибавляем, то пишем знак «+».

Воспитатель: Какие еще примеры вы решили со знаком «+»?

Дети: 2+5=7; 3+3=6; 5+3+2=10.

Воспитатель: Осталась еще одна задача. Какой пример вы составили к решению этой задачи?

Дети: 7-2=5.

Воспитатель: А какой знак в этом примере вы использовали?

Дети: минус, потому что сначала гусей летело больше, а потом два решили отдохнуть, приземлились.  Их убавилось, когда убавляется, то пишется знак минус.

Воспитатель: Звездочеты очень довольны вашими ответами и умением решать сложные задачи.  Они пожелали нам доброго пути. А самый старый и мудрый звездочет подарил нам старинный свиток.  Звездочет сказал, что  этот свиток не простой, в нем сокрыта тайна, которая поможет нам спасти доктора и его друзей от пиратов. Но узнать мы ее сможем, только приплыв на остров. Быстрее в путь, друзья! Чтобы корабль наш быстрее плыл, беритесь все за весла. Будем дружно все грести по команде!

Динамическая пауза

Дети сгибаютруки в локтях, прижав их к груди. На счет: «Раз!»,  делают, сидя наклоны вперед, руки выпрямляют. На счет «Два!», возвращаются в исходное положение.

Воспитатель: Вот мы и на острове! Надо прочесть свиток! (разворачивает свернутый в рулон лист). Ребята! Да это же план подземного хода к хижине пиратов! Разбойники скорее всего именно там держат наших друзей. Нам его нужно пройти. Возьмите карандаши, сейчас они станут нашими факелами – в подземном ходе всегда темно. Я буду диктовать вам, как идти по подземному ходу, а вы будьте внимательны.  Шагайте точно отсчитывая шаги и поворачивайте только в ту сторону, которую я назову. Чтобы вам было удобно, мы договоримся с вами, что каждая клеточка хода будет считаться одним шагом. Поставьте карандаши на красной точке перед дверью в подземный ход. Все готовы? Начали!

Дети размещают карандаши на отмечееной на листе в клеточку красной точке и передвигаются по листу, согласно  словесным инструкциям  воспитателя.

Воспитатель: 5 шагов вправо, 3 шага вверх, 4 шага влево, 2 шага вверх, 1 шаг вправо, 1 шаг вверх, 1 шаг вправо, 1 шаг вверх, 2влево, 2 шага вверх, 4 шага влево, 6 шагов вверх, 3 шага влево, 2 шага вниз, 5 шагов  вправо, 7 шагов вверх. И куда мы с вами попали?

Дети: Это дверь.

На экране высвечивается потайная дверь.

Воспитатель: Но на ней столько замком! Чтобы ее открыть надо подобрать к каждому из них свой ключ. Я раздам вам ключи, а вы подберите их к замкам.

Воспитатель раскладывает на столе изображение замков,  с нарисованными на них силуэтами ключей. Раздает детям вырезанные из картона ключи. Дети подходят по одному к столу и выбирают нужный силуэт ключа, изображенный на замках.

Воспитатель: Посмотрите, дверь открылась! А вот и наши друзья!

На мультимедийной доске изображение Айболита и зверей.

Воспитатель: Друзья,  мы прибыли вас спасти!  Быстрее следуйте на наш корабль и мы с вами отправимся в обратный путь.

На доске появляется слайд с изображением корабля.

 Воспитатель: Еще раз повторите волшебный счет в обратном порядке.

Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Итог занятия

Воспитатель:  Ура! Вот мы и вернулись в детский сад! Путешествие было трудным. Вам оно понравилось? Что вам показалось особенно трудным, а что  более интересным?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы молодцы! Со всеми трудными заданиями справились! Доктора и его друзей спасли от пиратов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну Математика».

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе.   Программные задачи: Закрепить умение считать в прямо...

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зайка и Мишутка»

Программное содержание:Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10.Закрепить знание геометрических фигур.Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами.Упражнять в делении кв...

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Волшебный цветок"

Образовательная деятельность с использованием ИКТ. Предусмотрено введение в игровую ситуацию с помощью "телепортации" и телемост с Бабой Ягой....

План-конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

План-конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме: "Математическое путешествие"...

Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Предлагаю вашему вниманию занятие по ФЭМП, которое можно использовать для проверки математических знаний наших выпускников. К занятию прилагается красочная презентация. ...

Путешествие в страну Математики. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Путешествие в страну Математики. Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе....

Конспект открытого итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

middot;               Данный материал способствует  формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, помогает разви...