Математические сказки как форма НОД.
консультация по математике на тему

Заварова Ольга Николаевна

Роль сказки, при обучении детей математике, развитии познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki_kak_forma_nod.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Математические сказки как форма НОД.

Математическая сказка о геометрических формах «Гости из Геометрии»

Формирование "научного мышления", которое на самом деле в современной культуре является довольно тривиальным, исподволь начинает формироваться с самых ранних этапов развития ребёнка. Ещё с пелёнок мы даём детям ощупывать предметы разной фактуры, формы и расцветки; делая простейший массаж, считаем пальчики, рассказываем сказки, читаем книжки.

 Обучение для маленького ребенка - это труд, а труд основывается на чувстве долга. Но у детей 4 лет еще не сформировано чувство долга. Основной интерес у маленького ребенка – это игра. Игра это не просто ведущий вид деятельности маленького ребенка. Именно в ней формируются основные психические процессы.

 Ценность игровой деятельности заключатся в том, что она влияет и на формирование детского коллектива. В игре ребенок раньше и легче выделяет социальную цель - запомнить и припомнить (З. М. Истомина). В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Развивается способность создавать системы обобщенных образов и мысленно преобразовывать их. В процессе игры формируется воображение, как психологическая основа творчества.

 Основным средством формирования познавательных способностей я выбрала сказку. Потому что только сказку или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности дошкольном возрасте.

 Во многих сказках на самом деле содержится масса самой настоящей математической информации. Самый известный пример "математической" сказки – это, конечно, «Репка». С помощью этой сказки формируется, например, такое важное представления из матанализа, как «приращение бесконечно малого», или, скажем, философское понятие «о переходе количества в качество».

 «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка и т. д., но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица – стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. «Три медведя» – это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Еще одна очень полезная сказка для освоения счета – «Про козленка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.

 С любимыми героями сказки ребенок незаметно для себя решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с великой щедростью дарит детям радость, веселье, счастье.

 Сегодня сказка - один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка. Сказка дарит им необходимую гамму переживаний, создает особое, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

 Что за жанр – сказка и почему многие ведущие специалисты в области педагогики и психологии придают ей такое огромное значение?

 Сказка это фантастический, вымышленный рассказ о том, чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

 Сказка имеет большое познавательное значение – она знакомит детей с окружающим миром. Народная сказка отражает быт народа, его обычаи, традиции, язык, через сказку дети приобщаются к истории своего народа, знакомится с богатством его культуры.

 Сказка способствует развитию мышления, так как заставляет ребенка задумываться, размышлять. Именно в сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми, об их действиях, поступках, о последствиях, к которым они приведут. Недаром А. С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! ». Именно «намек», а не диктовка нужной оценки образов героев. Сказка побуждает к самостоятельному переживанию сюжета, образов героев.

 Сказка имеет огромное воспитательное значение. В период дошкольного детства у детей пробуждаются такие чувства, складываются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Она глубоко захватывает волю, чувства, воображение ребенка. В. Г. Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».

 Фантастический мир сказки позволяет слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы, пробудить творческие способности.

 Используя сказочный сюжет для формирования представлений, навыков, приемов действия и умений, мы пробуждаем у детей интерес не столько к конечному результату, сколько к самому процессу решения возникшей проблемы или сотворению новых образов. Математика требует от детей точного запоминания и оперирования такими абстрактными и непонятными для детей терминами как цифра, знак, размер, цвет; понятиями «больше – меньше» и др. Включая на занятия и в повседневную деятельность сказку, сказочных героев, мы в полной мере используем все способы, методы и приемы, формирующие творческие качества личности: воображение, познавательные способности, наблюдательность, память, способность к импровизации, мышление - все то, что образует творческий и мыслительный потенциал личности. Сказка помогает нам заинтересовать детей, сохранить этот интерес, а вместе с ним и внимание в течение длительного времени.

 Образовательная работа с детьми строится мной с учётом психологических особенностей четырехлетнего возраста.

 Внимание – базовый психологический процесс, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь. Известный психолог Н. Ф. Добрынин считал, что зачатки произвольного, активного внимания связаны с сознательно – познавательной целью, волевым усилием и возникает только к концу дошкольного возраста. Внимание маленьких детей редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели.

 Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и открытия нового, процесс отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

 Переход от раннего детства к дошкольному возрасту психологически обусловлен возникновением внутренней позиции. С ее возникновением у ребенка связан переход от наглядно – действенного мышления к наглядно – образному.

 Цель работы: развитие познавательных способностей, творческой активности, формирование умения логически мыслить, решать интеллектуальные задачи.

 Систему работы я хочу показать на примере сказки «Гости из Геометрии».

 Начинаю рассказывать сказку, дети внимательно слушают. Свой рассказ я сопровождаю иллюстрациями. Дети с удовольствием включаются в решение поставленных задач.

 Когда инопланетяне представляются, то дети с интересом отгадывают загадки и дают новые имена героям.

 Организуется проблемная ситуация: детям предлагается навести порядок фигур, которые все перемешались между собой. И они быстро, и дружно справляются с поставленной задачей.

 После прохождения первого испытания, детям предстоит решить еще одну задачу: необходимо найти предметы похожие на геометрические фигуры. Дети активно стали искать предметы похожие на геометрические фигуры. Поразила одна девочка, которая взяла фигуру овал и долго с ней ходила. Я хотела уже подсказать, но Юля ответила: «Голова». Не поняв, что она имела в виду я переспросила: «Что? », - и она ответила: «Голова, как овал».

 Наблюдая за детьми можно сделать следующие выводы. У детей недостаточно развито внимание (многие дети часто отвлекаются, не видят и не выделяют главное, быстро устают, отвлекаются). Это объясняется и возрастом детей, и тем, что дети слабые, часто болеющие, подолгу не посещают детский сад. Они не привыкли к заданиям, требующим сосредоточенности, поэтому быстро теряют интерес даже к той игре, которая только что их интересовала.

 Дети показали хорошие результаты в развитии памяти. Зрительная память у детей развита лучше, чем слуховая. Это объясняется тем, что наглядный материал запоминается лучше. С заданием лучше справились те дети, которые проявляли активность при запоминании и группировали картинки, произносили вслух их названия или высказывали вслух свое мнение.

 Анализируя уровень развития познавательных способностей, можно сделать  вывод, что работа со сказкой дала положительные результаты. Оценивая уровень развития внимания, отмечается, что дети стали более внимательные. При выявлении сходства и различия с образцом замечают не только крупные детали, но и мелкие (когда ребята искали предметы, похожие на геометрические фигуры, то трое мальчиков нашли машину: кабина – это квадрат; кузов – прямоугольник, колеса – круг).

 Делая выводы, можно сказать, что сказка является эффективным средством для создания интереса на занятиях, формирования творческих способностей в разных видах деятельности и развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.

 Благодаря сказке, сказочным героям у детей возрос уровень развития, как познавательных способностей, так и личности ребенка в целом. Дети стали более самостоятельные, инициативные, общительные, активные. Это проявляется в различных видах деятельности.

 Таким образом, я считаю, что сказка во многом способствует развитию познавательных способностей, формированию детского коллектива и развитию личности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в форме игры- сказки «Сказочные приключения Ивана Царевича».

Цели образовательной деятельности:Образовательные:- закреплять умение работать с числовым рядом. - закреплять знания о днях неделях, времени года, месяцах.- отрабатывать навыки счета.- закреплять...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...

Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.

В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...

Сказка математические приключения Мальвины и Буратино. Конспект "Математическая сказка" план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКАМатематическая сказка как средство познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способств...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме математической игры «Квест» в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет

Создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей через игру. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций, сообразительнос...