Календарно-тематическое планирование по формированию элементарных математических представлений (образовательная область - познавательное развитие) во второй группе раннего возраста
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа) на тему

Тыван Наталья Витальевна

Календарно-тематическое  планирование  по  формированию элементарных математических представлений  (образовательная область  - познавательное развитие) во второй  группе раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое  планирование  по  формированию элементарных математических представлений  (образовательная область  - познавательное развитие) во второй  группе раннего возраста

П/П

Тема

Цель:

Кол-во часов

Сентябрь

1.

Учить сравнивать по величине больших и маленьких мишек.

Учить детей находить по величине больших и маленьких мишек.

1

2.

Игра «Чудесный мешочек – с геометрическими фигурами»

Учить детей правильно находить, называть геометрические фигуры.

1

Октябрь

1.

Умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

Формирование умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

1

2.

Умения выполнять действия с предметами: «гладить» ладошкой, ставить, катать, сооружать простейшие постройки.

Формирование умения производить действия с предметами: обводить форму предмета, катать, ставить.

1

Ноябрь

1.

 Д/И  «Найди миски для кошки и котёнка».

Учить сравнивать предметы по нескольким признакам величине, цвету, развивать внимание, память.

1

2.

Собака со щенятами. Сравнение игрушек собака и щенка.

Познакомить с домашними животными (собака и щенка), учить рассматривать и сравнивать игрушки по величине, различать и называть животных.

1

Декабрь

1.

Игра «Выкладывание Ёлочек из треугольников»

Выработать у детей умение воспроизводить взаимное расположение фигур в пространстве, развивать способность составлять изображение из отдельных геометрических фигур (треугольников), используя прием наложения каждой фигуры на ее контурное изображение.

1

2.

Д/И « Разноцветные шары»

Учить детей различать цвета жёлтый, красный. синий. Обогащать и активизировать речь детей.

1

Январь

1.

Игра « Покатаем зверей (один-много)

Учить детей с понятиями «один-много», выполнять построение конструкции по образцу, различать длинную грань и короткую.

1

2.

Игровая ситуация «Играем с флажками»

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать количество предметов: много-много.

1

Февраль

1.

Игровая ситуация «Собираем башенку и пирамидку»

Развитие умения различать количество предметов: один-много. Формировать умения различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик.

1

2.

Д/И с матрёшками – основные цвета. «Матрёшки танцуют»

Вызвать у детей интерес к новой игрушке; учить сравнивать составляющие матрёшки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: жёлтый, красный.

1

Март

1.

Коробка для игрушек. «Что бывает круглым?»

Учить путём конструирования видоизменять знакомые предметы, развивать интерес к конструированию, умение работать коллективно; учить распознавать предметы, имеющие круглую форму(плоские, объемные, находить круг по описанию.

1

2.

Д/И «Какая наша неваляшка по цвету, форме»

Продолжать учить детей основные цвета.

1

Апрель

1.

Игровое упражнение «Подарки для Ёжиков»

Формирование умения различать предметы по величине и цвету.

1

2.

Игровое упражнение «Путешествие на поезде»

Развитие умения формировать группы однородных предметов, различать их количество и обозначать соответствующими словами: много-один, один-много, много – мало, много-много.

1

Май

1.

Игра «Выкладываем, перекладываем, собираем»

Развитие умения формировать  группы  однородных предметов, различать их количество и обозначать их соответствующими словами: один-много, много-один, много-много.

1

2.

Игра «Птички» (один-много)

1

Июнь

1.

Игра «Делаем куличики большие и маленькие»

Формирование умения различать предметы по величине и обозначать их словами : большой, маленький.

1

2.

Игровое упражнение «Игра с мячами»

Развитие умения различать контрастные по величине предметы и обозначать их соответствующими словами: большой, маленький.

1

Июль

1.

Игровое упражнение «Что в мешочке».

Учить различать предметы по форме и называть их: кубик, шарик, кирпичик.

1

2.

Игровая ситуация «Строим стульчики для матрёшек»

Формирование умения различать предметы по форме       (кубик, кирпичик) и цвету.

1

Август

1.

Игра с мячом.

Развитие умения формировать группы предметов и различать их количество: много-много.

1

2.

Строим домик для матрёшки. Складывание матрёшки из трёх элементов.

Учить делать постройки из кубиков. Открывать и закрывать матрёшки, вкладывать и вынимать предметы, продолжать вводить понятия большой, маленький.

1

24

Перечень игр в режиме дня:

Дидактические игры и игровые упражнения

На количество:

«Собираем мячи в корзину»,  «Сколько матрёшек пришло в гости»,  «Игра с флажками (листочками)», «Разноцветные мячи», «Сколько больших, сколько маленьких», «Покажи один,  покажи много», «Покажи много, покажи мало»,  «Построим  матрёшек в ряд».

На величину:

«Найди пару»,  «Найди такой же», «Покажи и назови», «Спрячь большой, спрячь маленький», «Поможем Мишке навести порядок», «Строим ворота для машин», «Собираем  матрешек (пирамидки, формочки, ведерки)»,  «Строим домики  (башенки, столики)».

На форму:

«Сделаем куклам бусы», «Кто найдет такой же», «Прокати такой же шарик», «Что ты достал», «Что в мешочке», «Назови предмет», «Найди пару», «Собираем пирамидку из предметов разной формы».

Принципы обучения  ФЭМП:

  1. Сознательность и активность.
  2. Наглядность.
  3. Систематичность и последовательность.
  4. Прочность.
  5. Постоянная повторяемость.
  6. Научность.
  7. Доступность
  8. Индивидуальный и дифференцированный подход.
  9. Коррекционная направленность.

Методы ФЭМП:

  1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми  посредством слушания, наблюдения, практических действий )

А) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы);

Б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание  и др);

В) практический ( предметно-практические и умственные  действия , дидактические игры и упражнения др.).

      2.    Управленческий аспект ( методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

             А) Работа под руководством педагога,

              Б) самостоятельная работа детей.

Приемы ФЭМП

  1. Демонстрация ( обычно используется при сообщении новых знаний).
  2. Инструкция ( используется при подготовке самостоятельной работе).
  3. Пояснение, указание, разъяснение ( используются для предотвращения, выявления, и устранения ошибок).
  4. Вопросы к детям.
  5. Словесные отчеты детей.
  6. Предметно-практические и умственные действия.
  7. Контроль и оценка.

 Средства ФЭМП

  1. Оборудование для занятий ( наборное полотно, счетная лесенка,  фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
  2. Комплекты дидактического наглядного материала ( игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал )
  3. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей).

 

Организация развивающей среды

Одним из условий реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей среды. Основная задача воспитателя – вызвать и поддержать познавательную активность ребенка, заинтересованность необычным предметом, обеспечить новыми впечатлениями и побудить к самостоятельному экспериментированию.

  В группе в свободном доступе должны находиться:

  • Матрёшки, пирамидки, шарики разного размера и цвета;
  • Мячи, корзинки, ведерки;
  • Квадратные и круглые формочки-вкладыши;
  • Строительные наборы;
  • Игрушки для тренировки ( тележки, машинки, паровозики, лодочки)
  • Иллюстрации  с изображением детей, занятых разными видами деятельности;
  • 2-3 набора разных картинок (от 2 до 4частей);
  • 2-3 набора кубиков «Собери картинку»;
  • Пластмассовые гвозди,  молоточки, дощечки;
  • Занимательные коробки («Найди окошко»).

Для совместной деятельности с взрослым в группе должны быть:

  • Панно из ковролина с набором разнообразных плоскостных изображений, предметов, форм;
  • Тематические наборы для ковролина;
  • Музыкальные игрушки (колокольчики, барабан, дудочка и др.);
  • Листы бумаги, восковые мелки, штампы;
  • Набор для игр с песком ( ведра, совочки, формочки);
  • Набор для игр с водой ( ковшики, лейки, ведерки, бутылочки);
  • 2-3 вида крупной мозаики;
  • Дидактические игрушки для подбора определенных предметов ( ёжику нужно пристегнуть много листочков, божью коровку  прикрепить к листочку и т.д.);
  • Блоки Дьенеша и плоские фигуры для создания изображений по образцу

(домик, кораблик и т.д.);

  • Панно с узорами на пластилине из природного материала ( скорлупки от орехов, семена и т.д.).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей раннего возраста «Знакомство с пчелой»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей раннего возраста Используемые технологии: *Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми*Технология деятельностного под...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Вторая группа раннего возраста.

Рабочая программа для воспитателей второй группы раннего возраста....

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» с детьми раннего возраста «В зимнем лесу».

Конспект-сценарий совместной игровой деятельности "В зимнем лесу" направлен на развитие познавательной активности у детей раннего возраста с использованием педагогических технологий: техноло...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Игрушки» (с использованием познавательной и здоровьесберегающей технологий)

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие»  в группе раннего возраста  на тему: &l...

Конспект НОД в образовательной области "Познавательное развитие" с детьми раннего возраста "Сказка в гости к нам пришла"

Конспект занятия НОД  в образовательной области "Познавательное развитие" с детьми раннего возраста "Сказка в гости к нам пришла ".В занятии, закреплять умение детей узнавать ...