Картотека дидактических игр в средней группе по ФЭМП
учебно-методический материал по математике (средняя группа) по теме

Материал составлен в соответствии с годовыми задачами и комплексно - тематическим планированием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей в средней группе.

Составила воспитатель Тарасова Н.И.

                                                 

                                                    «Найди пару»

Цель : - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше».

Материал: большие и маленькие шишки ( большие и маленькие грибы и др. предметы).

Описание: Дети с воспитателем рассматривают предметы , воспитатель интересуется одинаковые они по величине или нет. Предлагаю детям взять меньший предмет в правую руку. Затем найти предмет большего размера и взять его в левую руку. Спрашиваю, что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой (маленькая шишка  меньше большой шишки), что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой ( она больше ). Повторить игру с другими предметами.

«Кто (что)  где находится »

Цель: - формировать умение  различать  положение  предметов  в  пространстве  (впереди, сзади,  между, посредине, справа,  слева,  внизу, вверху).

Материал: игрушки.

Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

                        «Поможем Мишке разложить  картинки»

Цель: - расширять  представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; формировать умение последовательно  расставлять картинки.

Материал:  мишка ,  сюжетные картинки с изображением частей суток.

Описание : Воспитатель по очереди показывает детям сюжетные картинки с изображением разных частей суток и спрашивает : «Кто изображен  на картинке? Что делают дети ,изображенные на картинке? Когда это бывает?». Дети последовательно расставляют картинки (утро , день, вечер, ночь).

                           «Сравним ленты»

Цель:  закреплять  умение сравнивать предметы по 2- м  признакам ( вели-чина, ширина)

Материал: ленточки разного размера

Описание: Обращаю внимание детей на разнообразные ленточки . Спрашиваю: «Какого цвета ленты? Одинаковые ли они по длине ? Как это можно узнать?» Располагаем ленты одну под другую. Предлагаю показать длинную и короткую ленту. Спрашиваю : «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей?». Аналогично с другими ленточками.

                       «Волшебный мешочек»

Цель: уточнить названия, форму, цвет фигур. Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг, треугольник) осязательно -двигательным путем.

Материал: геометрические фигуры

Описание:        Воспитатель последовательно показывает  детям шар, ,. куб, ..Уточняет название, форму и цвет фигур. Затем кладет фигуры в мешочек. Дети поочередно нащупывают фигуры называют их и показывают всем , чтобы проверить ответ. Игра повторяется 2-3 раза. Аналогичные  действия дети выполняют  с кругом , квадратом и треугольником.

        «Наш день»

Цель: расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Материал: сюжетные картинки

Описание: Вместе с воспитателем дети рассматривают сюжетные картинки  с изображением детей в разное время суток. Уточняет , какое время суток изображено на картинке, просит обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку( утро, день, вечер, ночь).

                            «Найди свой домик» ( с обручем)

Цель: совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера

Материал: на полу в обручах круг, квадрат, треугольник

Описание: Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют её форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу – находят свои домики: те у кого в руках круг, бегут к обручу с кругом и т.д. Когда дети разбегутся по местам , воспитатель просит их обосновать свой выбор.

                         «Где звенит колокольчик?»

Цель:  - развивать умение определять пространственные направления от

себя : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.        

Материал: колокольчик

Описание: Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей  и звенит колокольчиком  (впереди,  сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление , где звенел колокольчик , и в случае правильного ответа становится ведущим . Игра повторяется  3-4 раза.

 

                                         «Скажи наоборот»

Цель : упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.

Материал: мяч

Описание: Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет слова, характеризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово ( например, длинная дорога – короткая дорога) и возвращает мяч.

«Найди похожее» 

Цель:-  упражнять в умении различать и называть  знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, находить предмет определенной формы в окружающем.

Материал: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). 

Описание:    Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут  подобраны к образцам.

        «Который  (какой)  по счету?»

Цель: - закреплять навык порядкового  счета в пределах 3-5.

Материал: игрушки

Описание: Воспитатель выставляет игрушки ( на числовой лесенке).Какие игрушки я поставила? Как  узнать , сколько игрушек? Воспитатель напоминает правила счета  и предлагает нескольким детям посчитать игрушки .Затем спрашивает :»Сколько игрушек?»(три- пять).

Когда мы хотим узнать , которая по счету игрушка, то должны считать по- другому : первый, второй, третий и т.д., объясняет воспитатель. Дети считают вместе с воспитателем , называя порядковое числительное и предмет:»Первый  мишка, второй зайчик, третий  ежик». Затем воспитатель называет игрушку , а дети называют её порядковое место и проверяют правильность ответа (пересчитывают предметы по порядку).

                                         «Матрешки»

Цель: - совершенствовать умение  организовывать несколько  предметов  по величине, раскладывать их в убывающем  или возрастающем порядке

Материал: матрешки разного размера

Описание: Воспитатель предлагает  построить матрешек по росту, а затем сравнить по величине  , обозначая слова : первая матрешка –самая большая ,  вторая по – меньше , третья – еще меньше, четвертая – самая маленькая.

Дети слушают внимательно и при необходимости исправляют ошибки. Аналогично ..в возрастающем порядке.

                                            «Когда это бывает?»

Цель:- закреплять представления о последовательности частей суток :утро, день, вечер ,ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек.

Материал:

Описание: Воспитатель читает детям потешки, действие в которых происходит  разное время суток ( воспитатель предлагает в следующем последовательности : утро, день, вечер, ночь). Дети определяют время суток и выкладывают соответствующую карточку. Затем воспитатель предлагает назвать части суток по порядку.

Утром дети просыпаются,

В детский садик собираются.

Делают все по порядку:

Занимаются зарядкой,

Завтракают и играют,

И растения поливают.

Днем гуляем  и играем.

Все листочки собираем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.

Вечер_ солнышко садится,

Всех зовет угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи малыши!»

Ночью дети спят в кроватке.

Снятся сны им сладки - сладки.

Звезды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

Д/и «Не ошибись»

Цель: - упражнять в различении геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных  соответствующих движений.

Материал:

Описание: Воспитатель уточняет названия геометрических фигур, выложенных на  фланелеграфе  (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), и предлагает поиграет. Воспитатель в разном  порядке показывает геометрических фигуры, а дети выполняют соответствующие  движения : круг- прыгает, квадрат- хлопают в ладоши, треугольник – приседают, прямоугольник – шагают на месте.

Д/и «Поставь также»

Цель: продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5, закреплять умение  отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», « на котором месте?»

Материал: цилиндры разного цвета.

Описание: Воспитатель предлагает детям расставить цилиндры определенным образом : красный цилиндр на первое место, потом синий цилиндр, желтый цилиндр между синим и красным цилиндрами т.д.

Каждый раз уточняется место цилиндров путем пересчитывая их по порядку.

                                        « Угадай, что изменилось?»

Цель: - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять , что изменилось.

Материал: колечки от пирамидки

Описание: Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения . Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет местами колечки. Деи открывают лаза  и определяют , что изменилось (например: «Желтое колечко лежало на четвертом месте , а сейчас на втором месте»).Упражнение повторяется 2-3 раза.

                                         «Найди себе пару» 

Цель: формировать умение  различать цилиндр , шар, куб;         

Уточнить  их названия  , цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.

Материал: цилиндры, кубы, шары, мячи и др., мешочек.

Описание: Дети по очереди достают из мешочка один из предметов, уточняют его название и цвет.

По первому сигналу дети разбегаются по группе, по второму сигналу они находят себе пару: ребенка с таким же предметом. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель уточняет какую пару должны найти себе дети (ребенка с предметом такого же цвета или такой же величины. ). Дети объясняют свой выбор.

                                   

                                   «Сломанная лесенка» 

Цель:- совершенствовать  умение  сравнивать несколько  предметов  по величине  и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке., закреплять порядковый счет.

Материал: разноцветные полоски

Описание: Воспитатель предлагает детям построить лесенку в определенном порядке ( убывания или возрастания длины). Дети поясняют свой выбор полосок, и выкладывают . В процессе выполнения задания дети комментируют : первая ступенька – самая длинная полоска, вторая – покороче… и  т.д.        

  «Три квадрата» 

Цель:-   формировать  умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами « большой», «маленький»,«средний»,  «самый большой», «самый маленький».

Материал: комплекты геометрических фигур прямоугольников и квадратов  разной величины.

Описание: Педагог предлагает назвать геометрические фигуры, определить их размер. Затем предлагает построить башенки, выкладывая квадраты  друг на друга.

«Составь предмет» 

Цель: - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей. (геометрических  фигур).

Материал: круги и квадраты, разделенные на 2 части, карточки с контурными изображениями кругов и квадратов.

Описание:  Воспитатель предлагает детям собрать фигуры , используя для этого контурными изображениями кругов и квадратов. Затем проверяет выполнение задания и выясняет название фигур.

« Далеко – близко» 

Цель: - формировать понятие и значение слов «далеко»-«близко».

Материал:2 корзинки( обручи) ,  мешочки

Описание: На полу 2 корзинки .Воспитатель уточняет расположение корзин относительно детей. : далеко или близко стоят они. Затем дети берут по одному мешочку , бросают их в корзины и говорят , далеко или близко упал мешочек.

             « Длинный – короткий» («Кто скорее свернет ленту")

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину,  продолжать знакомить со словами "длинный", "короткий".

- развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин.

Материал: ленточки разной длины

Описание : Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру "Кто скорее свернет ленту". Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному ж них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты "короткая", «длинная» и обобщает действия детей: "Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно".

                                            «Найди предмет»

Цель: - упражнять в умении сопоставлять формы предметов с геометричес-кими образцами

Материал: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). 

Описание: Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).                                     

Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу». Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут  подобраны к образцам.

                                    «Что , где находится?»

Цель: Упражнять в определении пространственного расположения предметов по отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева", "справа", "вверху", "внизу".

Материал: Игрушки        

Описание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

                                         «Вчера, сегодня, завтра» 

Цель: - закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал: Мяч

Описание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: "Мы лепили...когда". Поймавший мяч ребенок  заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос "когда?"

Мы пойдем гулять в парк....(сегодня)

Мы навещали бабушку....(вчера)        

Мы будем читать книгу...(завтра)

                                 «Отгадай, сколько и покажи столько же»

Цель: - упражнять в счете предметов  на ощупь в пределах 5.

Материал: карточки с разным количеством кругов и мешочки с определенным количеством пуговиц.

Описание: У каждого ребенка набор карточек с кругами и мешочек  с карточкой  с пуговицами. Воспитатель предлагает посчитать пуговицы на ощупь и показать карточку с таким же количеством  кругов: «Сколько кругов на карточке? Почему ты показал карточку  с таким количеством кругов?». Дети достают из мешочка с пуговицами и проверяют правильность ответов.

Упражнение повторяется 2-3 раза. Каждый раз дети обмениваются мешочками с карточками.

 «Наш день» 

Цель:- закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять  слова: утро, день, вечер, ночь.

Материал: : сюжетные картинки

Описание: Вместе с воспитателем дети рассматривают сюжетные картинки  с изображением детей в разное время суток. Уточняет , какое время суток изображено на картинке, просит обосновать свой вывод и располагает карточки по порядку( утро, день, вечер, ночь).

" Что длиннее, шире?"

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Материал: игрушки

Описание: Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.


                                   
«Сделай, столько же»

Цель: - формировать умение воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Материал: карточки с кругами

Описание: Воспитатель выполняет движения, дети считают их и на столе  воспитателя находят карточку  с  соответствующим  количеством двух ногах, кругов. Воспитатель поочередно демонстрирует детям числовые карточки , предлагает посчитать количество кругов на них и выполнить столько движений, сколько кругов на карточке ( хлопнуть в ладоши, прыгнуть  на 2-х ногах, топнуть одной ногой.).  После выполнения  каждого задания воспитатель спрашивает : «Сколько ты выполнил движений ? Почему ты выполнил столько движений?..

                

                  «Правильно пойдешь – секрет найдешь»

Цель: - закрепить умение двигаться в заданном направлении.

Материал:

Описание: Воспитатель приносит конверт с планом , в котором указано, как найти дорогу к домику. В соответствии с рисунком в группе расставлены предметы: елочка, мяч, ворота, домик.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунок, выясняет , надо  от какого  предмета  надо начать движение и в каком направлении двигаться .9 до какого предмета нужно дойти), например : от елочки надо идти вперед до мяча. По окончании пути правильность движения проверяется по рисунку.

        «Подбери по форме» 

Цель:- формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм,  карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

                                                 «Собери бусы»

Цель: - формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам : цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности  в чередовании фигур

Материал: Длинная лента, разноцветные  картонные геометрические фигуры с отверстиями

Описание:  На полу лежит длинная лента. На ней  в определенном чередовании  нанизаны фигуры.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с  геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая».Дети выбирают геометрические фигуры и нанизывают их в соответствии с заданной закономерностью.

                                   «Которая игрушка спрятана?» 

Цель:- закреплять порядковый счет.

Материал: игрушки

Описание: Воспитатель выставляет игрушки ( на числовой лесенке).Какие игрушки я поставила? Как  узнать , сколько игрушек? Воспитатель напоминает правила счета  и предлагает нескольким детям посчитать игрушки .Затем спрашивает :»Сколько игрушек?»(три- пять).

Когда мы хотим узнать , которая по счету игрушка, то должны считать по- другому : первый, второй, третий и т.д., объясняет воспитатель. Дети считают вместе с воспитателем , называя порядковое числительное и предмет:»Первый  мишка, второй зайчик, третий  ежик». Затем воспитатель называет игрушку , а дети называют её порядковое место и проверяют правильность ответа (пересчитывают предметы по порядку).

Дети закрывают глаза, воспитатель убирает какую – либо игрушку. Воспитатель спрашивает «Которой игрушки нет? Какая спряталась?».

Дети проверяют ответ.

                                    «Какие бывают фигуры».

Цель: закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник,  давая их в паре  с уже знакомыми: квадрат -треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Материал. Кукла,  крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, круг. На каждого игрока: по 2 фигуры каждой формы меньшего размера.

Описание: Кукла приносит фигуры. Педагог показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке треугольник. Проводится обследование путем обведения контура пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям подобрать треугольники и сложить их вместе. Аналогично: квадрат с прямоугольником, овал с кругом.

                                           «Геометрическое лото».

Цель:  формировать умение детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воз душный шар), квадратный коврик, платок, кубик и т. д.; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

 Описание: Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя  подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

«Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Материал: картинки по временам года.

Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.

Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

                                       «Кому какая форма».

Вариант  1.

Цель: формировать умение  группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

Материал. Большие мишка и матрешка. На каждого игрока:  три круга и овала разных цветов и размеров,  2 больших подноса.

 Описание: Педагог демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке». Педагог наблюдает, как дети выполняют задание, в случае затруднения предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

Вариант 2.

 Цель: учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Содержание аналогично варианту .

« Назови соседей»

Цель: - расширять представления детей о частях суток и их последовательности : утро, день, вечер, ночь.

Материал: сюжетные картинки

Описание: Воспитатель просит детей рассказать, что они делали утром дома и в детском саду; что происходило днем;…ночью..

Обращает внимание детей на сюжетные картинки «сутки».

Просит их последовательно назвать . Затем просит назвать соседей «утра», «ночи»,  и т.д.

                                              «Найди свой домик»

Цель:  - совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб,  шар, цилиндр; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Материал: на полу в обручах круг, квадрат, треугольник, куб ,шар, цилиндр.

Описание: Дети берут с подноса по одной геометрической фигуре и называют её форму и цвет. По сигналу воспитателя ребята начинают двигаться по групповой комнате, по второму сигналу – находят свои домики: те у кого в руках круг, бегут к обручу с кругом и т.д. Когда дети разбегутся по местам , воспитатель просит их обосновать свой выбор.

«Кому сколько?» 

Цель:  Усвоить понятие «сколько»

Материал: карточки с нарисованными детьми и их одеждой, карточки с нарисованными кружочками.

Описание: Ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться. К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками.

"Что изменилось?"

Цель: развить внимание и память детей.

Описание: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.

Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого ,требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел ,и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.

« Найди пару»

Цель: формировать умение  различать цилиндр , шар, куб;         

Уточнить  их названия  , цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.

Материал: цилиндры, кубы, шары, мячи и др., мешочек.        

Описание: Дети по очереди достают из мешочка один из предметов, уточняют его название и цвет.

По первому сигналу дети разбегаются по группе, по второму сигналу они находят себе пару: ребенка с таким же предметом. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз воспитатель уточняет какую пару должны найти себе дети (ребенка с предметом такого же цвета или такой же величины. ). Дети объясняют свой выбор.

«Расставим игрушки»

Цель: - закрепить умение определять местоположение  предметов относительно себя

Материал: игрушки

Описание: Воспитатель предлагает расположить игрушки в определенном порядке : пирамидки – впереди себя, кубик –справа, ёлочку –слева, зайчика – сзади.  Дети проверяют выполнение задания . Игра продолжается с другим участником.

« Разложим предметы по форме »

Цель:- закрепить умение различать предметы по форме и группировать .

Материал: игрушки : мяч, клубок ниток, стакан, банка, коробка( цилиндр).., карточки с изображением геометрических фигур.

Описание: Воспитатель уточняет названия предметов , расположенных на столе и предлагает разделить их на группы. Ребенок выбирает карточку и подбирает нужные предметы. Задание дети выполняют по очереди , поясняя свой выбор .  Затем дети меняются карточками и игра продолжается.

                                «Наоборот»

Цель: - уточнить и закрепить математические представления у детей в повседневной жизни, упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.

Материал: мяч

Описание: Воспитатель по очереди бросает детям мяч и называет слова, характеризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово ( например, длинная дорога – короткая дорога) и возвращает мяч.

                                  « Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Материал. По 7 полосок разной длины и ширины.

Описание. Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую  короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?

                                                         «Матрешки»

Цель: совершенствовать  умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.

Материал: матрешки разного размера

Описание: Воспитатель предлагает  построить матрешек по росту, а затем сравнить по величине  , обозначая слова : первая матрешка –самая большая ,  вторая по – меньше , третья – еще меньше, четвертая – самая маленькая.

Дети слушают внимательно и при необходимости исправляют ошибки. Аналогично ..в возрастающем порядке.

                                           

                                                       "Лото"

Цель: освоение умений выделять различные формы.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур.

Содержание: Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.

 

     

        «Найди ключик к замочку»

Цель: Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр; упражнять в различении цвета.

Материл: замочки и ключики с геометрическими фигурами

Описание: Воспитатель предлагает детям помочь зверятам  открыть замочки. Замочек откроется если правильно подобрать ключик: у замочка и у ключика должны быть одинаковые геометрические фигуры, одинакового цвета. Затем дети меняются замочками и игра повторяется.        

«Где звенит колокольчик?»

Цель:  - развивать умение определять пространственные направления от

себя : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.        

Материал: колокольчик

Описание: Дети встают в круг и закрывают глаза. Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей  и звенит колокольчиком  (впереди,  сзади, слева, справа, вверху или внизу). Ребенок называет направление , где звенел колокольчик , и в случае правильного ответа становится ведущим . Игра повторяется  3-4 раза.

Используемая литература:

1.А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

2.А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

3.Интернет-ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий для средней группы по ФЭМП и Развитию речи

Конспект открытого занятия для родителей по ФЭМП (средняя группа), Конспект игры-занятия по развитию речи  (средняя группа)...

Конспекты занятий для средней группы по ФЭМП

Открытое занятие для родителей по ФЭМП в средней группе. Ориентировка в пространстве....

Конспект занятия в средней группе по ФЭМП в виде презентации

"Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель..." Б.Брехт. В конспекте занятия по формированию элементарных математических представлений "Поможем Карлсону" использованы нетрадиционные средства ...

Открытое занятие для средней группы по ФЭМП.

Программное содержание.Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением  числа, учить отвечать на вопросы « Сколько?», « Который по счету?», « На  котором мес...

Конспект для открытого занятия в средней группе по ФЭМП

Интегрированное занятия, включающее в себя разделы по математике и худ.литературе...