Развитие логического мышления посредством использования геометрического материала. Старшая группа.
учебно-методический материал по математике (старшая группа) по теме

Наумова Любовь Федоровна

Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2_1.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Хочу обратить внимание на одно важное свойство ума - логичность мышления. Развитие у детей логического мышления – одна из важных задач начального обучения. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребёнок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

Установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Из этого можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления.

Существуют различные приёмы развития логического мышления. Я считаю одной из важных задач – научить детей проводить простейшие наблюдения. Процесс наблюдения включает ряд последовательно выполняемых приёмов логического мышления. Важнейшие из них для дошкольников – это приём сравнения, который позволяет выделить в предметах разнообразные признаки, приём изменения свойств, необходимый для определения существенного признака предмета. В результате проведения наблюдения у ребёнка должны сформироваться простейшие представления или понятия об исследуемом предмете или явлении.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т.к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие. Выложить, сосчитать количество палочек в каждой фигуре, самому придумать и сложить фигуру.          

Игры с палочками можно также сопровождать чтением загадок, потешек, считалок, подходящих по тематике.

В работе с детьми пяти-шести лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Привожу пример некоторых дидактических игр для развития логического мышления.

Игра «Найди пару»

Цель: учить детей находить парные варежки; закреплять знания о геометрических фигурах; развивать внимание.  
Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одной рукавичке из пары. Затем показывает оставшиеся рукавички. Ребёнок, увидев свою парную рукавичку, говорит: «Это моя рукавичка». Спросить: «Почему?» Ребёнок должен описывать узор на рукавичках.

Также для развития логического мышления способствуют задачи на поиск недостающих в ряду фигур, задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой, логические игры с пересечением и выстраиванием алгоритмов, изменения свойства фигур по определенным правилам.

Игра «Выложи сам». 

Ребенку дается контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Например, собаку можно выложить вот так

Сделайте игру подходящей по сложности. Если на контуре-образце внутренними линиями показать, как составлять картинку, решить задачу будет намного легче.

    Игра «Выложи фигуру»

Немного усложняем предыдущую игру. Если в предыдущей игре ребенок составлял предметы по наглядному образцу, то в этой игре – по памяти. Начните с более легких фигур (елочка, домик) и постепенно усложняйте задачу для ребенка.

Игра «Коврик для куклы»

Предлагается ребенку сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Кукла объяснит, какой коврик она хотела бы получить. Например, в середине большой круг, сверху 4 квадрата, снизу 4 треугольника, слева 3 овала, справа 3 прямоугольника. Коврик можно сделать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по лекалу (в толстом картоне вырезать отверстия разных форм). Конечно, сначала ребенку сложно будет выполнить заказ куклы. Я предлагаю ребенку повторить просьбу куклы и по мере надобности повторяю, что делать дальше. Но все же надо стремиться, чтобы ребенок сам запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно.

Игра «Магазин ковров»

Если ребенок уже сделал несколько ковриков, можно организовать эту игру. Ковры будут продаваться, а ребенок должен выбрать и купить для куклы тот, какой она попросит (описание может быть таким же, как и в предыдущей игре.) После этого ребенок, глядя на продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться последовательного описания и правильного употребления слов в середине, сверху, снизу, слева, справа). Кукла купит для него этот ковер.

Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, сделаем вывод, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное.

Дошкольный возраст – это период, когда основная деятельность – игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал.

К концу дошкольного периода начинает формироваться словесно – логическое мышление. Оно предполагает развитее умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Формирование логического мышления является важным как для общего развития ребёнка, так и для его дальнейшей адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываютс...

Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старшей группе " В поисках сокровищ"

Формировать у детей логическое мышление, через логико- математические игры. Учить решать математические загадки, головоломки. Развивать внимание....

Практический материал для педагогов на развитие логического мышления c использованием мини-робота Bee-Bot Пчела

Практический материал для педагогов на развитие логического мышления c использованием  мини-робота Bee-Bot Пчела...

«Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»

laquo;Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников. Возможности материала «Логические блоки Дьенеша»...

Сообщение из опыта работы: «Развитие логического мышления посредством дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша»

Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...