Тематическое планирование по развивающим играм с детьми старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа) на тему

Стегунцова Светлана Николаевна

В методической разработке представлен опыт работы по следующим развивающим играм:

- Блоки Дьенеша

- Палочки Кюизинера

- Математический планшет

- Сложи узор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematich.plan_._razviv.igrytabl1.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №76 Красносельского района Санкт-Петербурга

Тематическое планирование по развивающим играм с детьми старшего дошкольного возраста в логопедической группе №16

Составили воспитатели:

Стегунцова С. Н., Егорова В. А.

Санкт-Петербург

2015

Тематическое планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Сентябрь       1

         

     

                        2

3

4

          5

Октябрь       1

     

                      2

                   

                         

Блоки Дьенеша. Игра «Познакомимся с геометрическими фигурами»

Блоки Дьенеша. Игра

«Собери бусы»

Палочки Кюизенера

Математический планшет

«Нарисуй цифру»

Сложи узор.

«Выложи гриб»

Блоки Дьенеша.

Игра «Найди такие же, как эти…»

Блоки дьенеша

Игра «Цепочка»

-Познакомить детей с признаками (свойствами)

геометрических фигур: цветом, формой, размером, толщиной.

-Закреплять знания детей о свойствах геометрических фигур: цвете. форме, размере. толщине».

-Знакомство со счётными палочками Кюизенера

-дать детям знания, что каждая палочка  - это число, выраженное цветом и размером.

-Познакомить детей с игрой.

-Дать представление о системе координат

-Развитие ориентировки на плоскости

-развитие тонкой моторики.

Повторить с детьми названия у кубиков разноцветных сторон («рубашек»)

-Выложить из кубиков гриб (по образцу и с усложнением – по представлению).

-Найти такие же фигуры по цвету, но другой формы; такие же по форме, но другого размера;

такие по размеру, но другого цвета.

-Закрепление свойств блоков.

-Собери цепочку из блоков, чтобы не было рядом одинаковых по форме и цвету фигур; по цвету и размеру; размеру и форме, по толщине и т.д .

Продолжать учить детей решать задачу на разбиение по свойствам.

Тематическое планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Октябрь       3

                       4

     

                       5

Ноябрь          1

                     

                        2

                        3

Палочки Кюизенера

Игра «Кленовый лист»

Математический планшет

Игра «Сказка «Репка»

Сложи узор.

Игра «Осенний коврик»

Блоки Дьенеша

Игра «Цепочка» (продолжение)

Блоки Дьенеша

Игра «Цепочка» (продолжение)

Палочки Кюизенера

Игра «Птичий двор»

-Выложить с помощью палочек кленовый лист

-развитие воображения

-ориентировки на листе бумаги

-развитие мелкой моторики.

-С помощью резинок нарисовать героев русской народной сказки «Репка».

-Развитие связной речи

-развитие коммуникативных качеств

-развитие ориентировки на плоскости

-развитие мелкой моторики и координации движений.

-С помощью кубиков выложить осенний узор

-развитие пространственного  воображения

-развитие конструктивного мышления, твочества.

-Собери цепочку, но с другим заданием- -так. Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме; по цвету, но разные по размеру; по форме. но разные по цвету.

-Продолжать учить детей решать задачу на разбиение по свойствам.

-Собери цепочку. но с другим заданием: фигуры должны быть одинакового цвета и размера, но разной формы; одинакового размера, но разного цвета

-Продолжать учить детей решать задачу на разбиение по свойствам.

-Выкладываем сюжеты

-умение работать со схемой. Накладывая палочки на изображение, составлять рассказы по сюжетным картинкам

-развитие связной речи, мелкой моторики.

Тематическое  планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Ноябрь        4

                      5

Декабрь       1

                      2

                      3

Математический планшет

«Цыплёнок и утёнок»

Сложи узор

Игра «Зонтик»

Блоки Дьенеша

Игра «Второй ряд»

Блоки Дьенеша

Игра «Домино»

Палочки Кюизенера

Игра «Посудная лавка»

-Нарисовать с помощью резинок цыплёнка или утёнка (по желанию ребёнка)

-развитие творческих способностей, -когнитивное ( познавательное) развитие

-развитие речи, тонкой моторики.

-С помощью разноцветных кубков выложить картинку «зонтик»

-развитие пространственного воображения

-развитие конструктивного мышления.

-Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так. Чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета и размера); такой же формы, но другого цвета  (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

-Развитие логического мышления.

-Познакомиться с игрой «Домино»

-Дети по очереди выкладывают фигуры по заданию (ходить по-разному): а) фигурами другого цвета (формы, размера); б) фигурами того же цвета, но другого размера или же такого размера, но другой формы.

-развитие логического мышления

-закрепление свойств блоков.

Из альбома «Посудная лавка» выкладываем, по желанию ребёнка, разную посуду: чайник. самовар, чашку с блюдцем, бокал. вазу для печенья и т.д.

-Развитие умения работать со схемой, выкладывать палочки на их изображения

-развитие мелкой моторики

-Развитие связной речи.

Тематическое  планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Декабрь       4

                      5

Январь          1

                     2

                     3

Математический планшет.

Игра «Новогодняя ёлка»

Сложи узор

Игра «Сапожок»

Блоки Дьенеша

Игра «Домино» (продолжение)

Блоки Дьенеша

Игра «Раздели фигуру» (между игрушками)

Палочки Кюизенера

«Зимние забавы»

-С помощью резинок и фигурных деталей нарисовать ёлку с украшением.

-развитие творческого воображения

-развитие ориентировки на плоскости

-развитие тонкой моторики, речи.

С помощью разноцветных кубиков выложить картинку «Сапожок»

-Развитие конструктивного мышления

-умения работать по схеме-

-развитие логического мышления.

Другое задание – ходить:

а) фигурами другого цвета и формы; цвета и размера; размера и толщины.

б) такими же фигурами по цвету и форме. но другого размера; такими же по размеру и форме, но другим по цвету.

в) ходить фигурами другого цвета, формы. толщины.

Цель – закрепление знаний свойств блоков.

Дети должны разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказадись все ерасные фигуры. Предлагаются разные варианты.

Цель – развитие логического мышления, закрепление свойств блоков.

Из альбома «В стране блоков и палочек» выложить с помощью разноцветных палочек картинку (по выбору ребёнка): «Спуск с гор»,  

«Снеговик», «Каток», «Снежинка», «Лыжник».

-развитие умения работать со схемой в уменьшенном масштабе

-развитие речи : умение составлятьрассказы по сюжетным картинкам.

Тематическое  планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Январь        4

                       5

Февраль       1

                      2

                     

                       3

                      4

Математический планшет

Игра «Лопата»

Сложи узор

Игра «Снежинка»

Блоки Дьенеша

Игра «Раздели фигуры»

(с усложнением)

Блоки Дьенеша

Игра «Раздели фигуры»

(усложнение—три игрушки)

Палочки Кюизенера

Игра «Сказочный город»

Математический планшет

Игра «Дорожные знаки»

Из альбома «Лото на математическом планшете»

с помощью резинок нарисовать лопату

-развитие речи, умение читать схемы,

-развитие тонкой моторики. ориентировки на плоскости.

С помощью разноцветных кубиков выложить картинку «Снежинка»

-развитие конструктивного мышления, воображения. умение работать по схеме.

Раздели все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие фигуры, а  у зайки все  квадратные

(возможны разные варианты)

-Развитие логического мышления

-закрепление свойств блоков.

Разделить фигуры между тремя игрушками так. Чтобы у первой игрушки оказались все круглые,

у второй  - все жёлтые. А у третьей – все большие.

-развитие логического мышления.

Из альбома «На золотом крыльце сидели» выбрать образцы со сказочными дворцами. с героями сказок А. С. Пушкина («Сказки острова

Буяна») выбрать картинку и нарисовать её с помощью разноцветных палочек

Развитие умения работать со схемой

-ориентировки на плоскости

-мелкой моторики

-воображение-развитие речи

С помощью резинок нарисовать дорожные знаки

(по  образцу и своему желанию)

-закрепление знаний по ПДД

-развитие тонкой моторики, речи

-умение работать со схемой.

Тематическое  планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Февраль       5

Март            1

                       2

                     3

                     4

                     

                      5

Сложи узор

Игра «Российский флаг»

Блоки Дьенеша

Игра «Все в ряд»

Блоки Дьенеша

Игра «Кто быстрее соберёт»

(усложнение)

Палочки Кюизенера

Игра «Для вас, девочки»

Математический планшет

Игра  «Зоопарк»

Сложи узор

Игра «Алфавит»

С помощью разноцветных кубиков выложить картинку «Российский флаг» (дополнение – картинку «Пушка»  - по образцу)

-воспитание любви к Родине

-развитие воображения и конструктивного мышления

-умение работать со схемой.

Детям раздать карточки с восьмью клетками, где

в первой из них изображено свойство. Ребёнок заполняет все остальные клетки.

-Развитие логического мышления, умение.

-Умение пользоваться символами.

Дети самостоятельно выявляют свойства блоков, как по слову. так и по показу карточек. Ведущий говорит:» Ребята. соберите все красные блоки, все толстые,. Блоки положить на своё место в обруч.

-Закрепление дифференциации свойств блоков,

Их отбор по заданию.

-Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользуясь схемой, создание сюжета. Составление рассказа.

-самостоятельное дополнение изображений.

Например, в образце изображение бабочки – сюжет: бабочка, летающая над цветком.

Умение самостоятельно создавать картинку «Животные в зоопарке» (по выбору ребёнка), пользуясь схемой. создание сюжета, составление рассказа. Развитие моторики, ориентировки.

Умение самостоятельно выкладывать буквы, составлять слова.

-Развитие связной речи

-развитие конструктивного мышления.

Тематическое  планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Апрель          1

                       2

                      3

                      4

                      5

Блоки Дьенеша

Игра «Мышки-норушки»

Блоки Дьенеша

Игра «Познакомимся с символами отрицания»

Палочки Кюизенера

Игра «Волшебные сказки»

Математический планшет

Игра «Космический транспорт»

Сложи узор

Игра «Солнышко»

Блоки убираются в коробку или под салфетку – это запас на зиму. Ведущий говорит:»Ребята, отберите все красные, все круглые, все толстые и т.д.

-Развивать умение выявлять свойства блоков по слову. без опоры на наглядность.

Знакомство с символами  - отсутствие свойства

(отрицание)

Познакомить детей с символами отрицания.

Из альбома «На золотом крыльце…» выложить самостоятельно (или по образцу) любого сказочного героя: Дюймовочку. Царевну-лягушку.

Елену Прекрасную. Ивана-царевича. Емелю.

-развитие речи. воображения. мелкой моторики.

Предложить детям с помощью резинок нарисовать по выбору ракету. космолёт.

-умение работать со схемой. развитие речи. тонкой моторики

Выложить с помощью разноцветных кубиков

Солнышко.

-Умение работать со схемой

-развитие конструктивного мышления

-развитие речи (стихи , пословицы о весне).

Тематическое  планирование

Дата (месяц)

Название развивающей игры, упражнения, творческого задания

Цель, задачи интеллектуального задания

Май              1

          Д

           

          И         2

          А

          Г

          Н        

                    3

          О

          С

          Т        4

          И

 

          К

          А        5

           

         

Блоки Дьенеша.

Игра с одним обручем.

Блоки Дьенеша.

Игра с двумя обручами

(усложнение)

Палочки Кюизенера

Игра «Это мы придумали сами»

Математический планшет

Игра «Бабочка»

Сложи узор

Игра «Наш город»

(Арка, перекрёсток. автомобиль)

Разные задания, например: внутри обруча -  все красные блоки. а вне обруча – все остальные.

- Формирование представлений о внутренней и внешне стороне обруча.

 Делим блоки между двумя героями (герои –

любые игрушки).

Задания разные: 1 герою – синие (большие треугольные); 2 герою – круглые (толстые маленькие).

-Формирование представлений о внутренней и внешней области обруча ( внутри и снаружи).

Задание на умение самостоятельно составлять рисунок (сюжет).

-развитие творческого воображения

-Развитие связной речи. умения зарисовать сюжет и составить рассказ.

Провести с детьми слуховой диктант.

-Умение работать по  системе координат (находить нужные буквенные и цифровые ориентиры) и создавать рисунок.

-развитие ориентировки на планшете и листе бумаги; - тонкой моторики.

Предложить детям выложить рисунок по теме «Наш город» (по своему желанию).

-Умение работать со схемой самостоятельно.

-развитие творческого воображения

-развитие конструктивного мышления.

           

В течение учебного года с детьми проводились игры по ТРИЗу.

(смотреть названия игр в « Индивидуальном плане…»)

5 Презентация «Развиваемся, играя…»

6 Проблемы, возникшие  в процессе работы с детьми над темой «Индивидуального плана…»

В группе созданы условия для работы по развивающим играм:

Имеются в наличии игры на подгруппу детей и методические пособия: альбомы, таблицы, образцы заданий. Есть так же в группе игры по ТРИЗу, но требуется ещё изготовить некоторые

новые игры и обновить методические пособия.

Игры. подобранные воспитателями для работы с детьми. соответствуют возрасту, возможностям восприятия и уровню развития детей.

Однако, дети коррекционной группы имеют свои особенности:

рассеянное внимание, нарушение фонематического слуха,

нарушение координации движений и речи. Желаемый результат достигался не сразу, приходилось не раз возвращаться к прошлому заданию и снова и и снова работать над тем или иным заданием.

Приходилось находить дополнительное время для усвоения детьми умения играть в ту или иную игру, достигать поставленной цели.

7. Прогнозируемый результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастана март, , апрель, май  месяц  «Формирование элемента...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ  месяц  «Формирование эл...

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возраста «Формирование элементарных математических представлений».

Примерное комплексное тематическое планирование организованной образовательной деятельности, с детьми старшего дошкольного возрастаНа  ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ  месяц  «Формирован...

Календарно- тематическое планирование образовательная область "Здоровье" с детьми старшего дошкольного возраста

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраст...

Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»

Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...

Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста

Комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста...