Педагогический проект «Математика через сказки»
проект по математике (младшая группа) на тему

Гайнанова Татьяна Анатольевна

Педагогический проект с детьми 2 младшей группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект с детьми 2 младшей группы

«Математика через сказки»

 Актуальность проекта

Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Согласно Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Цель Концепции – вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни.

Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

ФГОС ДО предъявляет определенные требования к ФЭМП у детей  3-4 лет, но не секрет, что зачастую интерес и восприятие новой информации у детей данного возраста происходит стихийно, импульсивно, в связи с этим возник вопрос о том, как обеспечить формирование математических представлений у детей 3-4 летнего возраста более системно и целенаправленно.

Возник вопрос, что еще, кроме игры также эмоционально вовлекает детей в процесс познания, развивает их заинтересованность и внимание. Конечно же, это сказки. Использование сказки в образовательном процессе способствует лучшему восприятию и усвоению новой информации детьми.

Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие логики и мышления детей.

Задачи:

  1. формирование системы математических знаний, умений и навыков у детей второй младшей группы;
  2. формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
  3. развитие познавательной активности у детей и родителей в изучении математических представлений опосредованно, через русское народное творчество – сказки;
  4. развитие речи детей, обогащение словарного запаса через чтение и изучение сказок;
  5. физическое развитие детей в процессе выполнения подвижных игр;
  6. развитие социально-коммуникативных навыков, через взаимодействие воспитанников в ходе занятий.
  7. разработка системы занятий, включающих разнообразные игры и упражнения по мотивам сказок, направленные на развитие математических представлений и мышления детей.

Объект проекта: дети второй младшей группы «……», воспитатели, родители.

Предмет проекта: уровень формирования математических представлений у детей данного возраста.

Вид проекта: творческий

Период  выполнения:  долгосрочный , 7 месяцев (…октября 2015г. по … мая 2016г.)

Предполагаемый результат проекта:

  1. Средний/высокий уровень ФЭМП у 70% детей группы.
  2. Развитие познавательной, игровой, творческой активности детей.
  3. Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  4. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Проведение заключительного занятия.
  2. Выставка творческих работ детей и родителей.
  3. Создание методической папки «Математика в сказках».
  4. Разработанные информационные листы для родителей по ознакомлению детей со сказками, способствующими формированию математических представлений.
  5. Систематизированный литературный материал по теме проекта.

Список литературы:

  1. Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. «Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов», СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
  2. Петерсон Л.Г. «Игралочка 1 часть» - рабочая тетрадь.
  3. Михайлова З. А. «Игровые ситуации для детей дошкольного возраста» методическое пособие для педагогов, СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
  4. «Программа дошкольного образования», издание 2-е, исправленное и дополненное, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2011.
  5. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
  6. Л. Ю. Козина «Игры по математике для дошкольников», Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.
  7. М. Ю. Стожарова «Математика – учимся », Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
  8.  Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева «Конспекты занятий по математике»,  АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.
  9. Г. А. Корнеева, Т. А. Мусеибова Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», М., 2000.


Содержание проекта

 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап

  • проведение и анализ результатов первичной диагностики уровня формирования элементарных математических представлений у детей;
  • подготовить конспекты занятий, направленных на формирование элементарных математических представлений с использованием сказок;
  • подобрать разнообразные книги, иллюстрации по теме проекта «Русские народные сказки», «Авторские сказки»;
  • организовать книжный уголок, с размещением книг и иллюстраций по теме проекта;
  • создать картотеку игр и упражнений по выбранной теме;
  • подготовить информационные листы для родителей по ознакомлению детей со сказками, способствующими формированию математических представлений.

2. Основной этап

Работа с детьми

Направления:

1. Социально-коммуникативное:

  • организация и проведение сюжетно-ролевых игр по сюжету сказок «Репка», «Колобок», «Рукавичка»;
  • использование настольного театра сказки «Теремок»;
  • использование психогимнастических упражнений «Теремок», «Колобки», «Волк и семеро козлят»
  • настольная игра «Герои любимых сказок»
  • Игра-занятие «»

2. Познавательное

3. Речевое:

  • чтение и рассказывание русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь» и др. Знакомство со сказкой «Рукавичка».
  • Словесная игра «Сказка на картинках»
  • Игра «Прогулка по сказкам»

4. Художественно-эстетическое:

  • Рисование «Кого встретил Колобок», «Украсим рукавичку для лесных зверей»
  • Лепка «Чашка трех медведей» (лепка чашки нужной величины)
  • Конструирование «Теремок»
  • Ручной труд «Три поросенка» (изготовление домика из бросового материала) совместно с родителями
  • Рисование ватными палочками героев сказок.
  • конкурс иллюстраций к русским народным сказкам совместно с родителями

5. Физическое:

  • Пальчиковые игры «Про зайца и волка»,«Мышка кошку обижала», «Мы делили апельсин»;
  • Физминутки;
  • Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Волк и семеро козлят»(идентично «Гуси»), «У медведя во бору».

Работа с родителями

  • Консультации на темы: «Формирование элементарных математических представлений у ребенка», «Сколько сказок знаете вы?», «Как заинтересовать ребенка чтением»;
  • Пополнить театральный уголок атрибутами для театрализованной деятельности детей: изготовление пальчикового театра «Теремок», пошив сказочной рукавички для постановки настольного театра по мотивам сказки «Рукавичка»;
  • Участие родителей в организации выставки рисунков по сказкам.

3. Заключительный этап

- проведение заключительного занятия;

- защита проекта.

Подведение итогов

Во время реализации данного проекта приняли участие дети второй младшей группы на начало проекта в количестве 25 человек, на окончание – 24 ребенка, родители, сотрудники ДОУ.

Оценка эффективности по итогам работы проводилась по трём направлениям: дети, родители, педагоги.

Отмечается повышение познавательной активности детей, развитие их заинтересованности в получении новой информации. Дети научились более внимательно слушать сказки, изучая ее контекст, «видеть» математику не только в предлагаемом на занятии материале, но и опосредованно, рассказах, событиях жизни, окружающей среде, играх.

Создание условий для формирования математических представлений через использование сказок способствовало повышению уровня ФЭМП у детей. Это можно увидеть используя результаты диагностики уровня ФЭМП.

Результаты  диагностики уровня ФЭМП у детей второй младшей группы.

Результаты первичной диагностики

Результаты итоговой диагностики

Низкий уровень (%,чел.)

Средний уровень

Высокий уровень

Реализация проекта, а именно использование сказок в обучающем процессе, способствовало развитию у детей не только математических представлений, но и способности договариваться, оказывать друг другу поддержку 22 ребенка (90%); высказывать свои предположения 11 детей (45%), творческого мышления; повысило интерес к чтению.

Следует отметить повышение активности и заинтересованности в формировании математических представлений у родителей. Так, увеличилось количество родителей, обращающихся за разъяснениями о теме и содержании занятий, проявляющих желание участвовать в конкурсах и занятиях совместно с ребенком.

Оценка заинтересованности детей, их успешности в общем деле отслеживалась через наблюдения и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.


Книги детям

Русские народные сказки: Колобок. Курочка Ряба. Теремок. Рукавичка. Заюшкина избушка. Царевна-лягушка. Крошечка-Хаврошечка. По щучьему веленью. Волк и семеро козлят.

Толстой Л. Три медведя

Ершов П. Конек-Горбунок

Пушкин А. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья.

Чуковский К. Айболит. Муха-Цокотуха.

Михалков С. Дядя Степа. Двенадцать месяцев. Веселый счет до десяти.  Перро Ш. Мальчик-с-пальчик. Кот в сапогах

Андерсен Г. X. Дюймовочка.

Сутеев В. Сказки и картинки. Времена года: рассказы

Прейсен А., Кипнис И. Про козленка, который умел считать до десяти

Изобразительные произведения для рассмотрения и обсуждения с детьми

Иллюстрации к сказкам

Стихи

Квадрат и треугольник 
Е. Паин
 
Жили-были два брата: 
Треугольник с квадратом 
Старший — квадратный 
Добродушный, приятный 
Младший — треугольный, 
Вечно недовольный. 
Стал расспрашивать квадрат: 
— Почему ты злишься, брат? 
Тот кричит ему: — Смотри, 
Ты полней меня и шире, 
У меня углов лишь три, 
У тебя же их четыре! 
Но квадрат ответил: — Брат! 
Я же старше, я — квадрат: 
Я сказал еще нежней: 
— Неизвестно, кто нужней! 
Но настала ночь, и к брату, 

Натыкаясь на столы, 
Младший лезет воровато 
Срезать старшему углы. 
Уходя сказал: 
— Приятных я тебе Желаю снов! 
Знать, ложился — был квадратным, 
А проснешься без углов! 
Но наутро младший брат 
Страшной мести был не рад. 
Поглядел он — нет квадрата, 
Онемел, стоял без слов... 
Вот так месть! Теперь у брата 
Восемь новеньких углов.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Круг
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)

Квадрат
Четыре палочки сложил
И вот квадратик получил.
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (Квадрат)

Треугольник
У треугольника три стороны,
И они могут быть разной длины. 

О разных фигурах
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развеселый чудачок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика через сказки.

            Сказочный сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия,  побеждают зло.. Задачи со сказочным сюжетом помо...

«Математика через сказку»

Одним из эффективных методов работы с детьми, является сказка....

мастер-класс для воспитателей "Математика через сказку"

как сделать занятия по математике интересными и увлекательными? конечно же надо использовать любимые сказки!...

"Математика через сказки"

мастер класс для молодых педагог...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Математика через сказку для дошкольников»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Математика через сказку для дошкольников»Цель:- повышение компетентности педагогов в вопросе развития математических способностей дошкольников через ск...

Математика через сказку

В процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески....

Педагогический проект "Математика повсюду- математика везде"

Данный проект является среднесрочным,  я его разработывала с детьми подготовительной группы, также с участием родителей и коллектива образовательного учреждения....