План - программа работы студии по математическому развитию во 2-ой мл.гр.
календарно-тематическое планирование по математике (младшая группа) на тему

Шешина Раиса Анатольевна

В современном мире  интеллектуальном развитию отводится ответственная роль в   становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_po_kruzhku.docx58.4 КБ

Предварительный просмотр:

D:\РАЯ\НОВАЯ ПАВПКА С РАМКАМИ\1b49f22a007f06a1c616e64b62b89005.jpg

План – программа

Студии

« Развитие интеллектуальных способностей

у детей дошкольного возраста

через   игровую  деятельность »

во 2 младшей группе

3-4 года

Воспитатель: Шешина Р.А.

2018 – 2019 уч.год

Содержание

Введение__________________________________ 3

Актуальность ______________________________ 4 -6

Список детей ______________________________ 7

Перспективное планирование _______________ 8 – 11

Предметно – развивающая среда ____________ 12

Литература _______________________________ 13

 

« Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален.

Но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь

максимального эффекта.»

Г.С. Альтшуллер

Введение.

 Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире  интеллектуальном развитию отводится ответственная роль в   становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребёнка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку).

Актуальность.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и  учитывая  возрастные  особенности  детей  дошкольного  возраста,  несёт  в  себе определённую  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована занимательным сюжетом.  Умственная задача  –  найти  путь  решения  –  реализуется средствами  игры  и  в  игровых  действиях.

В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, развивающие игры. Существует много способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. На практике эти задачи реализуются  через организацию деятельности кружка « Занимательная Игралочка ». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства,  настроение. Использование игровых методов и приёмов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре.

Цель:

  • Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Формирование представлений о множестве, об операции над множествами (сравнение, классификация).
  • Знакомить детей с понятием числа в процессе счёта и измерения.
  • Формировать пространственные представления.
  • Формировать представление о математических понятиях.
  • Развитие наглядно - действенного мышления.
  • Развитие умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум), объяснять сходства и различия объектов, основывать свои рассуждения.
  • Развивать умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических  задач.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении результата.

Ожидаемые результаты:

  • Будут  созданы условия для сенсорного, математического развития, развития предпосылок логического мышления, внимания, памяти, воображения.
  • Обеспечено возникновение интереса у детей к познанию качественной и количественной оценке разнообразных групп предметов.
  • Дети освоят доступные способы обследования объектов.
  • Овладеют умениями анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы.
  • Сформировано умение действовать в условиях простой проблемной ситуации.
  • У детей будут развиты самостоятельность, инициативность.

Диагностика уровня развития познавательных представлений,  умений (критерии и показатели оценки).

Оценка развития познавательных представлений,  умений  дошкольников 3-4 лет осуществляется 2 раза в год (в октябре и мае).

 Диагностические тесты подобраны с учётом:

Степени освоения детьми познавательных представлений и  умений;

Уровня развития мыслительных операций;

Способности детей к использованию уже известного объёма познавательных представлений, умений в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.

Содержание тестов опубликованы в книге « Большая книга тестов для детей 3-4 лет» Москва « Росмэн» 2004г.

Включает разделы:

  • Развитие речи
  • Окружающий мир
  • Математика
  • Мелкая моторика
  • Мышление
  • Внимание
  • Память

 Календарный учебный график.

Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с перспективным планом по дополнительному образованию. Количество занятий в неделю – 1 занятие, в месяц – 4 занятия. 

1 занятие рассчитано на 2 часа.

Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы – 26 часов.

График работы студии:

Среда                           16.00 – 16.15

Четверг                         16.00 – 16.15

Список детей

  1. Бернотавичюс Вероника
  2. Гущина Алина
  3. Дмитриева Руслана
  4. Ефименко Арина
  5. Жалнин Кирилл
  6. Кобозева Лиза
  7. Лебедев Алёша
  8. Матросов Саша
  9. Склёз Эля
  10. Шмаков Никита
  11. Фокина Анна
  12. Пырикова Василиса
  13. Коченеская Полина
  14. Короткова Ангелина
  15. Юсина Маргарита

Перспективное планирование по интеллектуальному развитию

Месяц

Тема

Задачи

Игровые упражнения

Октябрь

 2 неделя

 3 неделя

4 неделя

Ноябрь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

3 неделя

4 неделя

Февраль

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

2 неделя

«Удивительное дело»

« Удивительное дело»

( продолжение)

« Путешествие в Страну Точек»

« Путешествие в Страну Точек»

( продолжение)

«Про Курочку Рябу»

« Про Курочку Рябу»

( продолжение)

«Высушим полотенце»»

«В гости к геометрическим фигурам»  

« К нам пришла Зима»

« К нам Зима пришла»

( продолжение)

«Новогоднее путешествие»

«Новогоднее путешествие»

( продолжение)

« Путешествие в страну Вымышляндию»

« Путешествие в страну Вымышляндию»

( продолжение)

« По дороге, которая никуда не ведёт»

( продолжение)

« Чудесный мешочек»

( продолжение)

«Назови соседей»

«Составь квадрат»

«Построим матрешке домик»

« Разноцветный коврик» (палочки Кюизенера)

«Где больше, меньше?

( продолжение)

«Геометрическая мозаика»

( продолжение)

« Про цифру «5»

Открытое мероприятие

« В царстве Считая Второго»

Помочь в развитии:

логики, зрительной памяти,

образного мышления,

речи, внимания, усидчивости.

Помочь в развитии:

Мелкой моторики, координации, зрительной и слуховой памяти.

Помочь в развитии:

внимания, зрительной памяти,

коммуникативных качеств.

Помочь в развитии :

памяти, воображения, речи.

Развитие:

воображения, памяти, мышления.

Помочь в развитии:

слуховой памяти,

мелкой моторики,

творческого воображения,

коммуникативных качеств.

Помочь в развитии:

Логики,

Памяти, внимания,

координации

помочь в развитии:

логического мышления,

творческого воображения,

мелкой моторики,

внимания, усидчивости.

Помочь в развитии:

зрительной памяти,

моторики, коммуникативных качеств.

Помочь в развитии:

памяти, мышления,

творческого воображения.

Помочь в развитии:

мелкой моторики,

памяти, воображения,

разговорной связной речи.

Помочь в развитии:

творческого воображения,

Памяти, мышления.

То же

Помочь в развитии:

памяти,

логического мышления,

разговорной связной речи.

Помочь в развитии:

Памяти, логического мышления, воображения.

Помочь в развитии:

фантазии,

образного мышления,

сообразитель –ности,

логики.

Закрепление полученных знаний и умений.

« Рамки и Вкладыши»,

« Монгольская игра»,

« Танграм».

Игра» Огоньки»,

Карточки с точками , игра

« Маха».

Игра  

«Колумбово яйцо»

  (палочки Кюизенера)

(палочки Кюизенера)

Игры с геометрическими фигурами,

« Рамки и Вкладыши».

Снежинки,

Игра « Сложи узор», Игра

« Сложи квадрат».

Игры:

 « Рамки и Вкладыши»,

« Сложи квадрат»,

палочки или спички.

Игра « Рамки и Вкладыши»

Игры с геометрическими фигурами,

палочки Кюизенера.

(блоки Дьенеша)

Палочки Кюизенера

Счетные палочки  или  спички.

(палочки Кюизенера)

(палочки Кюизенера)

Игры:

« Собери бусы»,

« Что лишнее»,

« Расставь по образцу».

Игры с пальчиками,

Игра « Дорисуй».

Игры с предложенным выше материалом.

Решение простейших задач для малышей.

Предметно-развивающая среда.

  • Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: реализацию образовательных программ, в том числе и программы по дополнительному образованию.
  • Организация развивающей среды группы предполагает создание необходимых условий для совместного с педагогом и самостоятельного освоения детьми логико – математических игр, для проявления и стимуляции интереса к обследованию предметов:
  • определение формы предметов количества, расположения, простых зависимостей между объектами.
  • Для этого имеется необходимый комплект игр, учебно-игровых материалов, привлекающий внимание детей и вызывающий желание действовать.

Обеспеченность  методическими  материалами, средствами  обучения  и воспитания.

Магнитный мольберт

Математические цифры

Логические блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера

Счёты

Счётные палочки

Мелкий счетный материал

Полоски различной длины

Разноцветные кубы, шары, конусы

Матрешки

Пирамидки

Разрезные картинки

Домино

Лото

Развивающие игры «Сложи квадрат», «Рамки и вкладыши», «Кубики для всех»

Список используемой литературы

1.  Дидактические игры - занятия в ДОУ (младший возраст). Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Панова Е.Н., СПб: Издательство « Акцидент», 1998г.

2.  Математика от трёх до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. ., СПб: Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 1997г.

3.   Игровые занимательные задачи для дошкольников - Михайлова З.А. Москва « Просвещение» 1990г.

4.  Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 -7 лет / Комарова Л.Д.

5.  Логика и математика для дошкольников/ Носова Е.А. , Непомнящая  Р.Л.

6. «Математика -  это интересно», Михайлова З.А., Чеплашкина И. Н., Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002г.

7. « Умные занятия» - Синицына Е. « Лист» Москва 1999г.

8. « Развиваем логику» - Девина И.А., Петраков А.В. « Ось» 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа работы с детским хором

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по обучению пению в детском саду...

План работы кружка "Логико-математическое развитие"

В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений Г.Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношен...

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.

Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и испол...

План кружковой работы Студии пластики «Мим» с детьми старшей группы

План кружковой работы Студии пластики «Мим» с детьми   старшей группы...

План - программа работы по теме:«Техника оригами как средство развития мелкой моторики у детей 5 –7 лет»

План- программа работы разработана по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Конструктивно – модельная деятельность»...

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок.

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок....

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок.

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок....