Выявление и поддержка логико-математических способностей у детей дошкольного возраста
статья по математике

Суханова Марина Васильевна

Развитие ителлектуально-творческих способностей средствами логико-математических игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и поддержка (развитие) логико-математических          способностей у детей дошкольного возраста.

         Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми»  чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Хочется подробно остановиться на развитии умственной активности, являющейся существенным  условием роста интеллекта у детей.

Интеллектуальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в начале XXI века - века информационных технологий, т. к. учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

Исходя из этого, педагоги  в своей практической деятельности должны выявлять и развивать логико-математические  способности детей.

Есть великая формула « дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: « Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, инаконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и  исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Все должны стать творцами? Да!  Пусть одни в меньшей мере,  другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не столь щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко…

И вот, что важно понять с самого начала:  развивающие игры – вовсе не эликсир талантливости, принимая который « через день по столовой ложке», можно достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития способностей. И если в детском саду и  семье дают простор для исследований и деятельности ребенка, там, где развивающие игры войдут в жизнь ребенка, то они смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

          Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней, возможно, найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального комфорта. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания.
       Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения. Существует много разновидностей  игр.

Дидактическая игра – условная занимательная для ребёнка деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков. Иными словами, дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Цель дидактических игр – учить детей тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Дидактическая игра, как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Цель игры всегда имеет два аспекта:

- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

- воспитательный, т.е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Давайте ещё раз вернёмся к классификации игр. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры.

Развивающие игры  – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.

Задачи развивающих игр:

1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и   инициативность;

2. Развивать образное и логическое мышление;

3. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;

4. Развивать произвольное внимание, память;

5. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей);

6.Моделирование, развитие речи, развитие воображения.

 Я, в своей работе использую проблемно-игровые методы:

Они могут применяться в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.

Средства реализации проблемно-игровых методов л-м развития:

-логические и математические игры;

-проблемные ситуации, задачи, вопросы;

- творческие ситуации, задачи, вопросы;

- экспериментирование и исследовательская деятельность;

- логико-математические сюжетные игры.

Цель использования проблемно-игровых методов – развитие у детей познавательной активности, интеллектуально-творческих способностей.

Эти методы успешно  реализуются при условии:

- последовательного целенаправленного выдвижения познавательных задач;

-обеспечения детской активности в поиске решения;

-стимулирования детской самодеятельности.

Требования к организации игр:

- отсутствие принуждения;

- развитие игровой динамики (от малых успехов к большим);

- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.

Условно можно выделить три этапа в освоении ребенком игр:

1. игры со взрослыми и сверстниками (совместные);

2. игры на уровне проявления самодеятельности;

3. игры со взрослыми и сверстниками на более высоком уровне (по сравнению с первым этапом).

Одним из показателей интеллектуальной одаренности является креативность (или способность к творчеству, творческое мышление), которая является залогом успешного обучения детей в школе.

Для развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в д/с,  ведется кружок «Развивай-ка». Цель программы кружка - развитие интеллектуально - творческих способностей, совершенствование психических процессов дошкольника, всестороннееразвитие личности ребенка.

 В дошкольной педагогике существует множество разнообразных технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей, но

для того, чтобы обеспечить активность детей в математическом развитии  я использовала систему авторских игр и считаю их  наиболее эффективными:  логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.  В своей практической деятельности я использую также: «Сложи узор», «Геоконт»,

«Математический планшет», «Чудо-головоломки», игры А.А.Столяра, головоломки с палочками.

Хочу сказать, что удобство блоков Дьенеша в том, что разнообразие игр воспитатель  может создать сам,  меняя сюжет игр в зависимости от возраста детей.

Все игры с блоками можно разделить на 4 группы:

  • Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства;
  • Развитие умения сравнивать предметы по их свойствам;
  • Развитие действий классификации и обобщения;
  • Развитие способности к логическимдействиям и операциям;
  • Каждую игру можно проводить в 3степенях сложности.

Для поднятия интереса некоторые игры провожу в зале с использованием шнуров, обручей, знаков. Использую блоки в подвижных играх: дорожки, лабиринты. Как настольно-печатные: « Какой фигуры не хватает», « Найди место фигуре», « Засели домики», « Домино», «Построй дом», «Лото» и др.

В сюжетно-ролевых: «Магазин» (деньги-блоки, цены на товар кодовыми карточками), «Поезд» (билеты, места),  «День рождения»,

«Кондитерская фабрика». С помощью блоков дети моделируют, конструируют, рисуют.

Игра « Код в сундуке» в начале года играли по готовому алгоритму, а сейчас придумали свой сюжет и составили зашифрованные «письмена».

Цветные числа - палочки Кюизенера дают огромное желание у детей овладеть числом, счетом, измерением, простейшими  вычислениями. Дети с удовольствием конструируют, моделируют. Сначала по рисунку, потом  по схеме, затем воплощают собственные замыслы. Переносят модели на бумагу.

 В работе над развитием мышления у старших дошкольников принимали активное участие родители. Они были не менее заинтересованы, принимали участие в изготовлении авторских игр и дидактических пособий; присутствовали на родительских собраниях; получали индивидуальные консультации.  

Принципы построения программы: (кружок «Развивай-ка»). 

  1. Принцип  психологической  комфортности.
  2. Принцип подбора и сочетания различных видов деятельности.
  3. Принцип занимательности.
  4. Принцип новизны.
  5. Принцип  доступности.
  6. Принцип систематичности и последовательности.
  7. Принцип учёта индивидуальных особенностей детей.
  8. Принцип деятельности (новое знание вводится,  не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми).
  9. Принцип творчества - приобретение детьми собственного опыта  творческой деятельности.
  10. Принцип эмоционального стимулирования (похвала, опора на       положительные качества ребёнка).      
  11. Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития  и развития    дошкольника.

Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности.

Познавательная инициатива- это одно из значимых личностных проявлений. Самый удобный и эффективный метод оценки продвижений ребенка в развитии является наблюдение. О познавательной инициативе  педагог может судить по степени его включенности в логико-математическую деятельность. Это проявляется на разных уровнях: средний, высокий, очень высокий. На основе качественных сдвигов в ПИ детей педагог заполняет карту развития (составлены критерии).

Карта заполняется 3 раза в год (октябрь, январь, май). В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется картина уровня развития каждого отдельного ребенка. По результатам воспитатель может выделить детей, требующих особой работе с ними.

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития);

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества, упражнения, задания);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности.

Стимулирование проявления познавательно и творческой инициативы,  возможно в ситуации поддержки ребенка в логико-математической деятельности и оказания ему своевременной помощи.

Чаще всего ребенок испытывает трудности:

- в выборе деятельности: игры, пособия, материалов;

- в осмыслении и формулировке целевых установок;

- в открытии разных способов достижения цели и выборе;

-в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости  и интеллектуального напряжения.

В таких случаях педагогу следует оказывать поддержку, опираясь на знание возможностей каждого ребенка. В совместной деятельности педагог выявляет  логико-математический опыт ребенка, стимулирует его интерес к л-м играм. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует продвижению ребенка на новый уровень в познании. Она осуществляется на том же материале, в той же среде, но отличается своей индивидуально-дифференцированной направленностью.

Успешность л-м деятельности дошкольников зависит от средств ее осуществления:

- качества и количества материалов и пособий;

- доступности материалов и пособий;

- наличия в материалах и пособиях занимательности, неожиданности, проблемности.

Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей  для продуктивного продвижения ребенка  в л-м развитии:

1. Информировать родителей о задачах и содержании логико- математических и развивающих игр, используемых в детском саду;

2. Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы);

3. Создание обогащенной развивающей среды  дома;

4. Организация  сотрудничества детского  сада с семьей;

5. Координировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Вывод:  5 условий развития способностей детей.

  1. раннее начало;
  2. создание среды, способствующей развивающей деятельности ребенка и стимулирующей ее;
  3. организация максимального напряжения сил в процессе этой деятельности, достижение «потолка» возможностей;
  4. обеспечение большой свободы в выборе деятельности;
  5. помощь взрослых.

Ни одно из этих условий, взятое отдельно, не приведет к успеху. Только их совокупность даст определенные результаты. В практическом применении это:

  1. «Пища» для ума с раннего возраста.
  2. Условия для опережающего развития способностей.
  3. Поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» ребенок развивается наиболее успешно.
  4. Игры не терпят принуждения и создают атмосферу радостного творчества.
  5. Взрослые учатся не мешать ребенку в самостоятельной деятельности.

    В дальнейшем хочу продолжить работу по развитию  и  выявлению предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...

Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с  современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....

Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции   анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...

Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста.

В современном мире умение логически мыслить, анализировать информацию и делать верные умозаключения является неотъемлемой частью жизни любого успешного человека и общества в целом. Работая воспитателе...