НОД по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Сухоносенко Елена Васильевна

Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительной группы. Материал позволит   в игровой форме закрепить с детьми навыки прямого и обратного счёта, умение определять равенство и неравенство групп предметов, используя математические знаки, а также умение решать логические задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Конспект

Непрерывной образовательной деятельности 

по математическому развитию 

«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» с  детьми подготовительной группы

с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

(с использованием игровых технологий)

        

Цели:

 Образовательные: Закрепить умение детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, определять равенство и неравенство  групп предметов, пользуясь знаками «>», «<», «=».  Закрепить знания о свойствах геометрических фигур.  Продолжать формировать умение решать логические задачи. Формировать представление о составе числа 8 из двух меньших чисел.

Развивающие:  Развивать умение сравнивать предметы по длине. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение ориентироваться на листе бумаги.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать других детей, высказывать своё мнение.

Ход НОД:

Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказочница (кукла в костюме сказочницы). Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются).

Сказочница говорит детям о том, что в её сказочном царстве произошла беда – гуси-лебеди унесли Иванушку, а Алёнушка никак не может найти, куда же гуси-лебеди его унесли. Сказочница предлагает детям отправиться в эту сказку и помочь Алёнушке.

- Ребята, вы готовы помочь Алёнушке?

- Нас в путешествии поджидают различные препятствия. Вы готовы их преодолеть? Если да, тогда в путь. Но на чём можно попасть в сказку? (ответы детей)

-Вот как много вариантов вы предложили. А на чём отправимся в путешествие мы, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой.

        - Правильно, это поезд. Только сначала надо его построить.

Предлагаю подойти к фланелеграфу, на котором вразброс расположены полоски – плоский вариант палочек Кюизенера. 

Давайте построим поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным.

                Игра «Составь поезд»

(дети по очереди выкладывают полоски в ряд)

Когда все полоски выложены, задаю вопросы:

- Сколько всего вагонов в поезде? (сосчитывают количество, затем по-порядку, в обратном порядке)

-Каким по порядку стоит чёрный вагон?

-Какой вагон тут самый короткий?

-Какой вагон самый длинный?

- Вагон какого цвета стоит шестым?

-Какой вагон справа от жёлтого?

-Какой вагон слева от синего?

-Молодцы, можно отправляться в путь (садятся на стулья)

Логические задачи

-Ребята, по железной дороге движется встречный поезд (выкладываю состав из 4 вагонов). В вагонах поезда едут Обезьяна, Кошка, Петух, Собака. В одном из вагонов едет и Мышка, но её не видно. Собака сказала, что мышки нет в том вагоне, где едет она. Петух сказал, что её нет в том вагоне, где едет он. Где мышка? (в вагоне с Обезьянкой, т.к. с Кошкой Мышка не поедет)

В одном из вагонов пассажиры обедают. На столе лежат 3 морковки и 4 яблока. Сколько фруктов лежит на столе? ( 4 яблока. Морковь - не фрукт, а овощ)

Поезд проезжает мимо леса. В лесу растёт  4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут)

- Вот мы и приехали. (Стоит домик, около него кукла в русском костюме. Дети здороваются с ней и предлагают свою помощь).

- Гуси-лебеди полетели в сторону леса, нам надо бежать туда. Но недавно прошёл дождь и размыл дорогу к лесу. Надо её восстановить.

Игра с блоками Дьенеша «Выложи дорожку»

(Предлагаю детям выложить дорожку так, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур)

- Дорожка готова, можно идти.

        

                                            Игра с движениями

 

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги.

 (Ходьба на месте.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

     И до печки добежим.

(На фланелеграфе изображение печки)

-Печка, голубушка, скажи нам , куда Гуси-лебеди улетели?

Печка скажет, если мы выполним задание.

Игра «Разложи пирожки по тарелкам»

(на состав числа 8)

Детям предлагается сесть за столы, на которых лежат цифры от 1 до 8 и знаки +.

На фланелеграфе 8  овалов и два больших круга (тарелки). Дети у фланелеграфа по очереди предлагают варианты раскладывания фигур, остальные  на столах составляют примеры на состав числа 8.

Молодцы, с заданием справились, печка  указала дорогу дальше.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги.

 (Ходьба на месте.)

- Смотрите, ребята, яблонька растёт.

(На фланелеграфе изображение яблони с яблоками жёлтого и красного цвета)

- Давайте у неё спросим, куда полетели  Гуси-лебеди.

-Яблонька, скажи, куда Гуси-лебеди улетели?

- Яблоня поможет нам, если мы выполним её задание. Она хочет посмотреть, как вы умеете сравнивать количество жёлтых и красных яблок на ней.

Дети садятся за столы с наборами цифр и знаков «больше, меньше» и «равно»

Игра «Сравни по количеству»

(По ходу игры добавляю или убираю яблоки, дети выкладывают неравенства или равенства и комментируют свои действия).

Яблонька благодарит ребят и показывает дорогу дальше.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги.

 (Ходьба на месте.)

- А вот и речка.

        (На ковре изображение речки с рыбками)

- Речка, скажи, куда Гуси-лебеди улетели?

Речка поможет нам, если мы поймаем рыбок.

        Игра «Математическая рыбалка»

(на обратной стороне рыбок написаны примеры на сложение и вычитание в пределах 8. Дети по очереди берут по одной рыбке, читают пример и говорят ответ).

Речка благодарит ребят и показывает, куда полетели Гуси-лебеди.

        Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги.

 (Ходьба на месте.)

        (На ковре домик Бабы Яги. Появляется Баба Яга – кукла би-ба-бо)

- Знаю, знаю, зачем вы ко мне пришли. Верну я вашего Иванушку, но сначала помогите мне украсить мои коврики узорами. Я вам буду говорить, как это сделать, а вы слушайте  внимательно.

Игра на ориентировку на листе бумаги «Укрась коврик»

Дети садятся за столы  и берут цветные карандаши. Выполняют задание по словесному указанию: в правом верхнем углу рисуем синий треугольник, в левом верхнем - красный круг, в левом нижнем  - жёлтый квадрат, в правом нижнем - зелёный прямоугольник, а в центре оранжевый ромб.

- Какие красивые коврики получились, спасибо. Забирайте вашего Иванушку (отдаёт куклу-мальчика)

- Давайте попрощаемся с Алёнушкой и Иванушкой. Я думаю, что они теперь без приключений доберутся домой.

А вы закройте глазки.

Раз, два, повернись,

В нашей группе очутись.

- Понравилось вам наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по сказке «Репка».

Занятие в средней группе по формированию элементарных  математических представлений  «Путешествие по сказке «Репка».Цели, задачи:Образовательная•        По...

Конспект образовательной игровой ситуации с элементами формирования элементарных математических представлений в средней группе «Гуси – лебеди» воспитателя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 Зайнутдиновой Ю.Н.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:Образовательная:·      закрепить название геометричес...

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений "Путешествие по сказке "Гуси-Лебеди"

Данное занятие является итоговым. Проводилось в старшей группе ДОУ в октябре месяце. Целью занятия являлось: Формирование у детей предпосылок учебной деятельности,развитие умения анализировать, сравни...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в русскую народную сказку "Гуси-лебеди"

Это конспект занятия.  Это было районное методическое объединение. Проводила его я....

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений "Путешествие по сказке "Гуси-лебеди""

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе.Тема: «Путешествие по сказке «Гуси- лебеди»....