Занятие по развитию математических представлений для второй младшей группы «Путешествие на стройплощадку»
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Орлова Людмила Анатольевна

Целью НОД является знакомство с цифрой 3, формирование умения соотносить цифру 3 с количеством; сформирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); воспитанники в игровой форме закрепляют представления о круге и треугольнике, счете до трех, умению выделять и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность,  упражняются в умении сравнивать группы предметов по количеству, используя счет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию математических представлений

для второй младшей группы

«Путешествие на стройплощадку»

Цель:

- познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

- закрепить представления о круге и треугольнике, счет до трех, умение выделять и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет;

-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и классификацию, развивать внимание, речь, воображение, вариативное и логическое мышление, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: орнамент, составленный из кругов и треугольников, карточки с цифрами 1,2,3,4,5 и 6, каточки с тремя треугольниками, карточки с 1,2 и 3 кругами и треугольниками.

Раздаточный: кубики, треугольные призмы, круги, треугольники.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о строителях.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Кем вы хотите стать, когда вырастите? Воспитатель выслушивает ответы детей, после чего предлагает им поиграть в строителей.

- Чем занимаются строители?

Воспитатель рассказывает детям о том, что строители работают бригадой, то есть вместе строят сначала один дом, потом другой. Поэтому, чтобы заняться строительством, надо разделиться на бригады.

  1. Актуализация знаний.

Игра «Деление на бригады»

Дидактические задачи: актуализировать умение считать до 3; закрепить представления о треугольнике, умение выделять и сравнивать предметы по форме, цвету, размеру; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, классификацию, развивать внимание, речь, вариативное мышление.  

        Каждый ребенок получает карточку, на которой нарисовано 3 треугольника. Всех карточек по три. Детям нужно подойти к столу, на котором лежит точно такая же карточка. Задание проверяется у каждой бригады отдельно. Каждой бригаде воспитатель может задать вопросы:

- Какие фигуры нарисованы на ваших карточках?

- Сколько треугольников на карточках?

При проверке полученных ответов дети вместе с воспитателем проговаривают способ пересчета: при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды.

- Какой треугольник не такой, как остальные?

Для каждой карточки возможны различные варианты ответа. Например, на первой карточке лишним может быть красный треугольник, потому что все остальные треугольники синие, либо большой треугольник, так как два остальных маленькие.

  1. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Строители»

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для знакомства с новой цифрой 3; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; закрепить умение пересчитывать предметы, сравнивать численность двух групп предметов (путем составления пар предметов и пересчетом);  тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

        Дети садятся за столы по 3 человека.

Воспитатель кладет на каждый стол по 1-3 кубика – это дома.

- Сколько домов будет строить ваша бригада? (Дети пересчитывают кубики)

- Что еще нужно для постройки домов? (Крыши)

- Сколько крыш вам потребуется? (Столько же, сколько кубиков)

Воспитатель ставит на каждый стол закрытую коробку, в которой лежит 1,2 или 3 треугольные призмы. Коробки намеренно перепутываются, то есть на стол, где находится 1 кубик ставится коробка с 2 крышами и т.д.

        Дети, открыв коробки, видят, что где-то крыш не хватает, а где-то их больше. После того, как дети поставят крыши на дома, воспитатель задает вопросы:

- Всем ли правильно завезли крыши – столько же, сколько домов? (Нет)

- Почему перепутали коробки? Дети высказываются. Если никто из них не говорит, что на коробках нужны цифры, можно их спросить:

- Что нужно написать на коробке, чтобы все знали, сколько в ней предметов?

Воспитатель предлагает детям взять коробки с крышками  и вместе с ними пойти на склад, то есть подойти к столу, на котором лежат карточки с цифрами от 1 до 6, причем карточек с цифрами 1,2 и 3 столько же, сколько детей.

- Какую цифру нужно написать на коробке с 1 кубиком? Каждый ребенок выбирает из карточек, лежащих на столе карточку с цифрой 1, кладет её на эту коробку. (Лишние карточки с коробок затем можно убрать)

Аналогичные рассуждения проводятся с коробками, в которых 2 и 3 крыши. При выборе карточки с цифрой 3, так как она ещё не изучалась, дети, как правило, либо совсем не берут карточки, либо берут карточки с разными цифрами.

- Смогли вы выбрать карточку с цифрой 3? (Нет)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как она записывается)

4.        Открытие нового знания.

Игра «Строители» (продолжение)

Дидактические задачи: познакомить детей с цифрой 3; сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

- Попробуйте сами сказать, какой цифрой  обозначают число 3. Версии детей могут быт правильными и неправильными. Выслушиваются все ответы, воспитатель создает атмосферу доброжелательности, поддержки тех детей, которые проявляют инициативу, хвалит тех, кто правильно показал цифру 3. Если никто из детей не назовёт цифру 3, можно закрепить с ними умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает» и спросить:

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить, например, у папы, мамы, бабушки, дедушки и т.д.)

        Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 3 и рассказывает, что цифрой 3 можно обозначит любые 3 предмета, например: три кубика, три крыши, три машинки и т. д. Каждый ребёнок выбирает из лежащих на столе карточек карточку с цифрой 3, а затем помещает её на одну из коробок с тремя крышами.

В результате обсуждения воспитатель хвалит детей, что они правильно назвали цифру 3, и подводит итог: три предмета обозначают цифрой 3.

5.        Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Игра «Строители» (окончание)

Дидактические задачи: закрепит умение соотносить изученные числа с количеством. Воспитатель поочередно показывает детям каждую коробку? Дети должны соотнести число на коробке с количеством кубиков на столе. Затем они заканчивают строительство домов.

Воспитатель весте с детьми ходит от стола к столу и задает вопросы:

- Какая бригада работала на строительстве этих домов?

- Сколько домов построила эта бригада?

Игра «Ремонт»

Дидактические задачи: закрепить умение считать до трёх, умение видеть и продолжать закономерность; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.

        Дети садятся за столы по 3-4 человека. На столах находятся круги и треугольники одного цвета и размера. Воспитатель предлагает в построенных домах выложить стены плиткой.

- В каком месте в квартире стены выложены плиткой? Воспитатель показывает карточку с цифрой 3 и предлагает детям взять столько треугольников, а затем - столько же кругов. Каждый ребенок отсчитывает от общего количества фигур нужное количество.

- Сколько треугольников вы взяли? (Три.)

- Сколько взяли кругов? (Три.)

Воспитатель предлагает нарисовать пальчиком в воздухе цифру 3 для закрепления в памяти детей. Далее выкладывает на фланелеграфе начало орнамента (круг, треугольник, круг, треугольник.) Дети должны выложить у себя на столах такой же узор, а затем продолжить его, сохраняя закономерность. При проверке важно, чтобы ребенок проговаривал названия фигур. Если ребенок не может выговорить слово «треугольник», можно спросить, на что похож треугольник? Как правило, дети отвечают, что треугольник похож на крышу. В этом случае дети могут проговаривать ритм так: круг, крыша, круг, крыша и т.д.

- Сколько треугольников (кругов) в твоем рисунке? (Три.)

6.        Итог занятия.

Дидактические задачи: Восстановит в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя

- Чем вы сегодня занимались?

- Кто будет жить в построенных вами домиках?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли достроить домики, потому что теперь знают, как записываются числа 1, 2 и 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие по сказкам"

Тема:Итоговое занятие по развитию речиЦель:1. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу2. Закреплять правильное произношение звуков Ч, Ш, С, З3. Продолжать учить произносить звукосочетания мяу-...

конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе. " Путешествие в зимний лес". Интеграция образовательных областей: "Развитие речи", "Познавательное развитие"," Соци...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок»Цель: Развитие связной речи детей.Задачи:Развивать интонационную выразительность  речи детей.Закреп...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие по сказке «Колобок».

Проблема развития связной речи детей хорошо известна среди педагогических работников.Установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей.Это показывает имой оп...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие в сказочный лес"

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие по сказкам".

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в Страну Потешек»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в Страну Потешек»...