Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе "Путешествие в сказочный лес"
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

    Баянова Юлия Владимировна

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puteshestvie_v_skazochnyy_les_2_mladshaya_gruppa.docx26.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №218» общеразвивающего вида

    г. Барнаула Алтайского края

    Конспект открытого занятия

    по развитию речи

    во второй младшей группе

    Тема: «Путешествие в сказочный лес».

                                                                            Подготовила:

                                                                          воспитатель

                                                                           Баянова Юлия Владимировна

    • Образовательные задачи:

     - формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;

     - уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж);

     - формирование обобщающего понятия «Дикие животные»;

     - совершенствование грамматического строя речи : предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.

    • Развивающие задачи:

     - развитие зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков (чёткости дикции, интонационной выразительности речи).

    • Воспитательные задачи:

     - формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

      Оборудование: чудо-дерево, набор мешочков по числу животных, фигурки и плоскостные изображения диких животных и их детёнышей, дидактическая игра «Четвёртый лишний»,  мяч, массажные мячи, шишки большого и маленького размера, две корзинки, картинка-паззл «Дикие животные», мостик.   

    Предварительная работа: обучение отгадыванию загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», разучивание загадок и стихов о животных; составление и разучивание словосочетаний «серый волк», «бурый медведь», «рыжая лиса», «колючий ёж», «белый заяц»; чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина.

    Ход занятия:

    Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

                              При встрече здороваться «Доброе утро».

                             - Доброе утро и солнцу, и птицам.

                             - Доброе утро приветливым лицам.

                             - Доброе утро весёленьким глазкам.

                             Сегодня мы с вами отправимся в сказку.

        Только сначала нам нужно одеться потеплее, ведь на улице холодно:

     - кофту, брюки, шапку и куртку мы будем …(надевать);

     - сапоги и ботинки мы будем … (обувать);

     - пуговицы будем …(застёгивать);

     - шнурки будем …(завязывать).

        Теперь мы готовы к прогулке, можем отправляться.

                 Воспитатель с детьми идёт по следам и по мостику. Подходят к чудо-дереву.

    Воспитатель: Что же это у нас на пути? Сказочное чудо-дерево!

                               Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!

                                Не листочки на нём,

                                Не цветочки на нём,

                                А мешочки на нём, словно яблочки!

       Посмотрите-ка, ребята, что же на чудо-дереве выросло? (Мешочки)

    А в каждом мешочке живёт лесной житель. Лесные жители приготовили для нас игры и задания. За каждое выполненное задание они подарят сюрприз – частичку от картинки.

         Воспитатель усаживает детей на стульчики вокруг дерева и снимает с ветки один из мешочков.

    Воспитатель: Кто это? (Медведь)

     - Какой медведь? (Мягкий, большой, неуклюжий)

     - Какого цвета у него шуба? (Бурая)

     - А ушки какие? (Маленькие)

     - А лапы? (Большие, сильные)

     - А где хвост? Давайте попросим его показать нам хвост. Его почти не видно.

     - Как рычит медведь?

     - Где живёт медведь? (В лесу, в берлоге)

     - А звери, которые живут в лесу как называются? (Дикие)

     - Почему их так называют? (Потому что они сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу)

     - А что медведь любит кушать?(Мёд, малину)

     - Медведь принёс с собой горшочек. Я думаю, что он с мёдом.

          Воспитатель трясёт горшочек, слышится стук.

     - Нет, там точно не мёд. Да это же загадки!

                                   

                                   Загадки о животных.

    1. Летом по лесу гуляет,

    Зимой в берлоге отдыхает. Кто это?

                          (Медведь)

    Почему вы так решили? (Потому что живёт в берлоге и всю зиму спит)

         

    1. В густом лесу под ёлкой, осыпанный листвой

    Лежит клубок с иголками, колючий и живой. Кто это?

                           (Ёжик)

    Почему вы так думаете? (Потому что у ежа шубка из иголок состоит)

    1. Серый зверь крадётся в чаще,

    Очень страшный, настоящий.

    Жёлтым светятся глаза,

    И для зайцев он гроза.

                          (Волк)

    Как вы догадались? (У него шерсть серого цвета, питается зайцами и другими животными)

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете загадки про диких  животных? Расскажите.

    1. В серой шубке ходит летом,

    В белую зимой одет он.

    Байковый зверюшка,

    Косоглазый длинноушка.

                      (Заяц)

    1. Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Пышный хвост – краса.

    Кто это?  

                    (Лиса)

    1. Я сегодня утром ловко

    Шишек принесла в кладовку,

    Да на остреньких сучочках

    Поразвесила грибочков.

                   (Белка)

    Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с загадками. А вот и первая часть картинки.

                  Воспитатель снимает следующий мешочек.

    Воспитатель: Давайте посмотрим, кто здесь спрятался. Вы ничего не слышите? Мне кажется кто-то воет: у-у-у. Кто из животных так разговаривает? (Волк)

    Воспитатель: Рассмотрим волка. Какого цвета у него шубка? (Серая) На какое домашнее животное похож волк? (На собаку) А как его отличить от собаки? (У собаки хвост поднят вверх, а у волка всегда опущен вниз) Какие у волка зубы? (Острые) За кем охотится волк? (За зайцами) Да, волк – хищник, охотится за зайцами и мелкими грызунами.

            Не смотря на то, что про волка в сказках идёт худая слава, зато он – преданный семьянин и очень любит волчицу и своих детёнышей. Как их называют? (Волчата) Волк очень любит играть с волчатами где? (В логове) Волк принёс с собой мяч. Давайте поиграем.

             

                           Игра с мячом «Назови ласково»

    Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, обозначающие животных.

        Волк – волчок

        Медведь – медведюшка

        Лиса – лисичка

        Заяц – заинька, заюшка

        Ёж – ёжик

        Белка – белочка

                           Игра с мячом «Кто где живёт»

    Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Места обитания диких животных».

     -  Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. А теперь вспомним  места  обитания животных.

       Медведь живёт где? (В берлоге)

       Волк – в логове

       Лиса – в норе

       Заяц – под кустиком

       Белка – в дупле

       Ёжик – в норке

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Волку понравилось играть с вами и он дарит нам следующую часть картинки.

        Давайте снимем ещё один мешочек. Кто это? (Белка)

      Воспитатель цокает языком: Это белочка с вами поздоровалась. Давайте и мы с вами поздороваемся (Дети цокают язычками)

     - Какого цвета шубка у белочки? ( У белочки рыжая шубка)

     - А какие у белочки ушки? (С кисточками)

     - Какой хвостик? (У белки пушистый хвостик)

     - Для чего белке хвост такой пушистый? (Она им рулит, когда прыгает с ветки на ветку)

        Белочка принесла с собой игру с пальчиками.

                 Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».

    Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики.

          Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши)

          Продаёт она орешки (ударяем кулачок о кулачок попеременно)

          Лисичке-сестричке (загибаем поочерёдно пальчики на обеих руках одновременно)

          Воробью, синичке,

          Заиньке усатому,

          Мишке толстопятому.

          Кому в платок,

          Кому в роток,

          Кому в лапочку.

    Воспитатель: Продала белочка орешки и домой побежала. А где у неё дом? Высоко на дереве, в дупле. Здесь же у белочки кладовая. Что она там хранит? (Свои запасы на зиму: грибы, орехи, шишки).

    Воспитатель: Спасибо, ребята. Белочка для вас приготовила следующий кусочек картинки.

                   Воспитатель снимает следующий мешочек.

    Воспитатель: Кто это? (Лиса)

     - Какая лисичка? (пушистая, шубка рыжая, красивая)

     - Как обычно в сказках характеризуют лису? (хитрая плутовка)

     - Кто знает стихотворение о лисе?

    Ребёнок: Хвост пушистый у лисицы,

                      Им не зря она гордится.

                      И хитрющие глаза,

                      Для мышей лиса – гроза.

    Воспитатель: Лиса действительно очень хитрый и осторожный зверь. Она охотится на мелких зверушек и птичек. Лиса пришла к нам с просьбой о помощи. Лесные мамы потеряли своих малышей. Вы поможете их найти? (Да) Я буду показывать и называть вам лесную маму, а тот из вас, у кого её детёныши, должен принести картинку и закрепить рядом с мамой.

                         Игра «Мамы и детёныши»

    Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат,-ят)

     -Это лиса. У лисы -…(лисята)

     - Это белка. У белки - …(бельчата)

     - Это зайчиха. У зайчихи - …(зайчата)

     - Это ежиха. У ежихи - … (ежата)

     - Это медведица. У медведицы - …(медвежата)

     - Это волчица. У волчицы - …(волчата)

        Молодцы, ребята, помогли мамам найти своих малышей. Теперь они готовы с вами в игру.

                      Игра «Что изменилось?»

    Цель: развитие зрительного внимания.

       Закройте глаза и я уберу картинку с одним из животных, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

         Воспитатель убирает изображение одного из животных.

      -  Кого не стало? (Зайца)

       Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и белки.

    Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. Лиса дарит следующую часть картинки.

           Воспитатель снимает ещё один мешочек.

    Воспитатель: Посмотрим, кто здесь спрятался? Кто это? (Зайчик)

     - Какого цвета у него шубка? (Белая)

     - А для чего зайцу белая шубка? (Прячется от волка и лисы среди сугробов)

     - Заяц зимой белый, а летом ….(серый)

     - У зайца хвост короткий, а уши …(длинные)

     - У зайца задние лапы длинные, передние …(короткие)

     - Заяц пушистый, а ёж  …(колючий)

    Зайцу под кустиком холодно сидеть, надо заиньку погреть. Вставайте в кружочек, с зайчиком погреемся.

       Физкультминутка.

    Цель: снятие физического и психо-эмоционального напряжения.

       Зайка весело шагает,

    Ножки выше поднимает.

    Зайка прыгает и скачет

    По дорожке, словно мячик.

    Он на пяточках шагал,

    Носик кверху поднимал.

    На носочки зайка встал,

    И в ладоши хлопать стал.

    Раз нагнулся, два нагнулся,

    До носочков дотянулся.

    Повернулся вправо, влево.

    Вот какой зайчонок смелый!

    Воспитатель: Молодцы, а вот и следующая часть картинки. Давайте заглянем в последний мешочек. Кто это? (Ёж)

     - Какой ёжик?(колючий)

     - Для чего ёжику колючки? (для защиты от хищников)

     - Что любит ёжик кушать? (грибы, яблоки, молоко)

       Ёжик привёл с собой своих друзей – ёжиков. Давайте с ними поиграем.

                  Упражнение с массажным мячом «Игра с ёжиком».

    Цель: развитие тонкой моторики и ручной умелости, координация речи с движением.

      Ёжик выбился из сил –

      Яблоки, грибы носил.

      Мы потрём ему бока –

      Надо их размять слегка.

      А потом погладим ножки,

      Чтобы отдохнул немножко.

      А потом почешем брюшко,

      Пощекочем возле ушка.

      Ёж в лесочек убежал,

      Нам «Спасибо» пропищал!

    Воспитатель: Ёжик подарил нам последнюю часть картинки и мы уже можем собрать картинку целиком. Давайте подойдём к столу.

         

                  Игра-паззл «Дикие животные»

    Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

       Дети с помощью воспитателя собирают картину «Дикие животные».

    Воспитатель: Кто здесь изображён? Где они живут? Как одним словом назовём животных, которые сами о себе заботятся? Эта картинка будет напоминать нам о путешествии в сказочный лес. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

       Мы на миг закроем глазки,

       Открываем – мы не в сказке!

       До свидания чудный лес,

       Полный сказочных чудес!

       Подружились мы с тобой,

       Нам теперь пора домой.

    Итог:

     - Где мы с вами сегодня побывали? Каких животных встретили? Какие игры вам запомнились?

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке»

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке»...

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»

    Открытое занятие по развитию речи во второй младшей группе....

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

    Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

    Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к сказке»

    Цель:Систематизировать знания детей о геометрических фигурах круг, квадрат и треугольник. Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу.Вызвать желание с помощью воспитателя и...