Технологическая карта НОД по ФЭМП. Лексическая тема "Домашние животные"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Новикова Елена Анатольевна

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме "Домашние животные".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструкт56.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Домашние животные»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми 6-7 лет группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Педагог: Новикова Елена Анатольевна

Тема: Домашние животные

Возрастная группа: подготовительная к школе  6-7 лет

Форма совместной деятельности: познавательная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,  «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Учебно – методический комплект: Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Нищева Н.В.; Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. Нищева Н.В.; Рабочая тетрадь «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР 6-7 лет» Нищева Н.В.

 

Средства:

  • наглядные и раздаточный материал: схема «Время суток», игрушки кошка и котенок, домики домашних животных с изображениями их детенышей, цифры от 0 до 10, знаки «+», «-» и «=», схема оригами «Рыбка», квадраты из белой бумаги, счетные палочки, цветные карандаши, тарелка.
  • литературные: приветствие «Доброе утро» (Н. Красильникова), физкультминутка «Котята» (С.Михалков).
  • музыкальные: звуки домашних животных.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи, соответствующие возрасту, через совместную познавательную, конструкторскую деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти;
  • Формирование навыка счета двойками;
  • Формирование умений составлять условие, ставить вопрос задачи, решать задачу, пользоваться математическими знаками «+» и «=»;
  • Совершенствование навыка ориентировки на плоскости;
  • Актуализация знаний детей о домашних животных и их детенышах;
  • Актуализация знаний о склонении существительных после числительного и образовании множественного числа на примере детенышей домашних животных;
  • Совершенствование навыка работы по схеме, по инструкции педагога, конструктивных навыков.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие математического мышления;
  • Развитие речевого слуха;
  • Развитие крупной и мелкой моторики.

Воспитательные :

  • Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
  • Воспитание навыков сотрудничества на занятии;
  • Поощрение активности, инициативы и самостоятельности детей.

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:

Женя, Рома- развивать умения работать по схеме, по инструкции педагога.

Милана, Артем, Дима - учить строить предположения, формулировать вопрос и ответ задачи.

Планируемый результат:

  • Дети мотивированы, проявляют заинтересованность, инициативность,  любознательность, охотно общаются с воспитателем.
  • Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками.
  • Дети выделяют проблему и предлагают возможные решения.
  • Дети составляют задачу по алгоритму.
  • Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности.

Предварительная работа:

  • Составление и решение задач в совместной деятельности;
  • Повторение количественного и порядкового счета в пределах десяти;
  • Разучивание подвижной игры «Котята» и пальчиковой гимнастики «Домашние животные»
  • Беседа на тему: «Домашние животные и их польза для человека».

Этап

деятельности

Содержание  совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

 

Планируемый результат

I.  Мотивация к деятельности

Цель.

Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность.

Стихотворение Н.Красильниковой «Доброе утро!»

Здравствуйте ребята, я рада вас видеть!

Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей, поздороваемся с ними!

А как еще по-другому мы можем приветствовать друг друга? Какое у нас сейчас время суток?

Как мы можем поприветствовать друг друга утром?

Мы говорим «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро!»

Теперь наш день будет добрым и у нас обязательно получится сделать все, что мы задумали!

Приветствует детей.

Здоровается с детьми.

Задает вопрос, комментирует ответы детей.

Педагог зачитывает стихотворение, создавая эмоционально положительный настрой на совместную работу с детьми.

Дети здороваются, приветствуют взрослого.

Дети отвечают.

Дети внимательно слушают.

Дети приветствуют друг друга.

Создать приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшего настроя детей на совместную работу.

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Актуализировать знания детей  о домашних животных и их детенышах.

Мотивировать детей на включение в  деятельность.

Постановка целей совместной деятельности. Включение детей в целеполагание

Проблемный вопрос

Актуализация знаний детей

Раздается звук мяуканья котенка.

Ребята, вы слышите какой-то звук? Что за звук?

Кто его издает?

Посмотрите, кто у нас тут спрятался! Это маленький котенок. Он сидит здесь совсем один и жалобно мяукает…

А где же его мама? Кто же мама котенка? Какое животное?

Мама котенка – это кошка. Только ее нигде не видно… Наш котенок потерялся! Вот почему он так жалобно мяукает!

Что же нам делать? Как мы можем ему помочь?

Давайте поможем ему отыскать свою маму!

Кто мне скажет, где живет кошка?

Кошка живет в доме у человека.

Как мы называем животных, которые живут рядом с человеком, приносят ему пользу?
Мы называем их домашние животные.

Каких домашних животных вы можете назвать?

Задает вопросы, комментирует ответы детей.

Задает вопросы, комментирует ответы детей. Стимулирует любознательность, интерес.

Педагог создаёт проблемную ситуацию.

Слушает ответы детей. Поощряет высказывания.

Активизирует познавательную деятельность, внимание детей. Уточняет ответы детей.

Использует наглядно - информационные средства, вовлекает в слушание, стимулирует интерес детей.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, строят предположения.

Слушают воспитателя и отвечают на вопросы

Дети выдвигают свои предположения. Предлагают способы решения проблемы.

Соглашаются со способом решения проблемы.

Организация  и настрой детей на познавательную деятельность

Проявление готовности к совместной деятельности;

Проявляют заинтересованность.  

Умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности.

Проявляют заинтересованность, инициативность.

III. Анализ-сравнение,  активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала .

Решение проблемы, игровая деятельность.

Игровая ситуация

(см. Приложение 1)

Деятельность по образцу

Расширение активного словаря (щенок-щенки, щенята; теленок-телята; поросенок-поросята; козленок-козлята; жеребенок-жеребята)

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Самостоятельная деятельность детей

Подвижная игра «Котята»

Составление задачи по алгоритму: условие, вопрос, решение, ответ.

Условие задачи

Формулировка вопроса задачи

Решение задачи

Формулировка ответа задачи

Сравнение множеств

Конструирование из бумаги в технике оригами

(см. Приложение 2)

Посмотрите, здесь у нас несколько домиков, в них живут разные домашние животные и их детеныши. Посмотрим, может быть, в одном из этих домиков и живет мама кошка с котятами!

Только эти домики непростые: в каждом следующем домике живет на два животных больше, чем в предыдущем. Давайте попробуем определить, кто живет в каждом домике, количество их детенышей и подобрать соответствующую цифру.

Кто же у нас живет в первом домике? Закройте глаза и послушайте, попробуйте угадать!

Звук: лает собака.

Кто живет в этом домике?

Верно! Здесь живет собака. Как называется детеныш собаки?

Верно! Щенок.

Если он один – мы говорим «щенок», а если их много – как мы скажем? Щенки или щенята.

У собаки, которая живет в этом домике два щенка.  Какая из цифр соответствует числу 2?

Кто же живет в следующем домике? Там будет на два жителя больше, чем в предыдущем. Закрывайте глаза и слушаем! Попробуем угадать!
Это корова! Как называется детеныш коровы? Теленок. Если он один, мы говорим «теленок». А если их много – как мы скажем? Телята. Сколько же телят у коровы, которая живет в этом домике, если их на два больше, чем щенят у собаки?
Все верно в домике живет 4 теленка. Теперь подберем соответствующую цифру к числу 4.


и т.д. по каждому домику.

1-й домик: собака и 2 щенка

2-й домик: корова и 4 теленка

3-й домик: свинья и 6 поросят

4-й домик: коза и 8 козлят

5-й домик: лошадь и 10 жеребят

Отлично справились! А теперь назовем все числа по порядку.

Два, четыре, шесть, восемь, десять.

Как мы получили каждое число в этом ряду?

Мы увеличивали предыдущее число на два.

Таким образом, мы с вами считали двойками.

Два, четыре, шесть, восемь, десять.


Мы все правильно сделали, вот только маму кошку мы в этих домиках не нашли… Где же она может быть? Наш котенок совсем загрустил… Давайте поиграем , чтобы ему было не так грустно без мамы!

Мы сделаем веселую зарядку для наших пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать?

(Поочередно загибаем пальцы на левой руке.)

Самых близких, самых верных –

Каждый знает их наверно

(Хлопаем в ладоши на каждое слово.

Лошадь, корова, собака и кошка

(Поочередно загибаем пальцы на правой руке.)

Как назовем их? Подумай немножко!

(Разводим руки в стороны.)

В доме с хозяином дружно живут,

Значит, домашними все их зовут!

(Изображаем руками крышу дома над головой.)

Умнички! Котенок наш немножко повеселел, а мы отправляемся дальше искать его маму кошку!

Давайте заглянем в наши рабочие тетради. Вот где кошки! Но их так много. Может быть, одна из них и есть мама котенка? Попробуем их раскрасить.

  • Раскрасьте кошек, которые идут влево, серым карандашом.
  • Кошек, которые идут вправо, раскрасьте оранжевым карандашом.
  • Кошек, которые подняли правую переднюю лапку, раскрасьте коричневым карандашом.
  • Кошек, которые подняли левую переднюю лапку, раскрасьте в полоску.
  • Найдите кошку, которая сидит слева внизу. Нарисуйте справа от нее клубок ниток.
  • Найдите кошку, которая лежит справа наверху. Нарисуйте слева от нее мяч.
  • Над кошкой, которая лежит слева наверху, нарисуйте воздушный шарик.
  • Перед кошкой, которая стоит справа внизу, нарисуйте игрушечную мышку.

Как же нам определить, есть ли среди этих кошек мама нашего котенка?
Вот здесь на полянке играют котята. Поиграем вместе с ними!

Выходите на ковер и встаньте, пожалуйста, в круг.

Вы послушайте ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали…

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз – котенок самый белый,

Два – котенок самый смелый,

Три – котенок самый умный,

А Четыре – самый шумный,

Пять похож на Три и Два –

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Приходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Котята мне подсказали, что нам нужно их сосчитать, и тогда мы догадаемся, где искать маму нашего котенка. Но не просто сосчитать, а составить задачу. Попробуем?

У нас есть котята с белой шерстью, а есть котята с цветной шерстью.

Сколько у нас котят с цветной шерстью?

Пять.
Найдите цифру 5 у себя и положите ее на стол перед собой.

А сколько у нас котят с белой шерстью?

Три.

Найдите цифру 3 у себя и положите ее перед собой.

Итак, что нам известно? На полянке играли 5 котят с цветной шерстью и три котенка с белой шерстью.
Это условие нашей задачи.

Какой вопрос мы можем поставить, чтобы определить общее количество котят?

Правильно.
Сколько всего котят играло на полянке?

Как нам решить эту задачу? Решение задачи записывается с помощью чего?
С помощью цифр и знаков. Цифры у нас уже есть, нам осталось расставить знаки.

Попробуйте сделать это самостоятельно, а потом проверим, что получилось.

Кто выложит решение задачи на доске?

У нас получилось 5+3=8

Пять плюс три равно восемь.

Задачу мы с вами решили. Какой ответ у нашей задачи?
Чтобы ответить полным ответом, нам нужно вспомнить вопрос задачи?
Кто помнит?

Сколько всего котят играло на полянке?
Ответ…
На полянке играло восемь котят.

А теперь сосчитайте, сколько кошек в вашей тетради?
Девять.
А котят получилось сколько?  – восемь.

Кого больше котят или кошек?
Кошек.
На сколько кошек больше, чем котят?
Для этого давайте выложим наших кошек и котят в две линии. Так сразу видно, на сколько кошек больше.

Кошек больше чем, чем котят на одну.

А котят на сколько меньше, чем кошек?
Котят меньше, чем кошек на одного.

Так вот где мама нашего котенка!
Котенок рыжий и мама его – тоже рыжая!

Спасибо вам ребята, что помогли котенку отыскать его маму, которая тоже его потеряла и везде искала.

Звук мяуканья котенка.

Наш котенок очень устал и проголодался! Давайте накормим его рыбкой, ведь кошки очень любят кушать рыбку.

А рыбок я вам предлагаю сделать из бумаги в технике оригами.

Схема:

  1. Сложите квадрат пополам, чтобы получился треугольник.
  2. Разверните квадрат обратно.
  3. Загните верхний уголок примерно на одну третью часть.
  4. Сложите квадрат в треугольник по предварительно намеченной линии.
  5. Верхний угол загните к нижнему краю.
  6. Правый угол загните вверх, чтобы получился хвостик рыбки.
  7. Наши рыбки готовы, осталось нарисовать им глазки.

Какие красивые рыбки у вас получились и конечно очень вкусные!

Педагог обращает внимание детей на домики, размещенные на магнитной доске.

Объясняет задание.

Включает звук лая собаки.

Предлагает определить по звуку, кто живет в домике. Задает вопросы, комментирует ответы детей.

Использует наглядно-информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей.

Повторяет вместе с детьми счет двойками.

Развивает проблемную ситуацию, задает вопросы, предлагает игровую деятельность.

Педагог четко проговаривает слова гимнастики, подкрепляя их движениями пальцев, кистями  рук. Стимулирует к проговариванию слов и показу  детьми.

Педагог объясняет задание пошагово.

Подходит по очереди к столам, при надобности, задаёт наводящий вопрос, проверяет правильность выполнения заданий.

Организует детей на подвижную игру, выстраивает детей в круг на ковре. Стимулирует выполнять движения подвижной игры.

Педагог объясняет задание, организует детей на совместную деятельность. Задает вопросы, комментирует высказывания детей.

Контролирует правильность выкладывания решения задачи детьми на столе.

Педагог задает вопросы. Комментирует ответы детей.

Демонстрирует схему оригами «Рыбка», складывает поделку пошагово вместе с детьми, объясняя и показывая каждый шаг.

Дети внимательно слушают, выдвигают предположения.

Дети определяют по звуку жильцов в каждом домике, отвечают, подбирают цифры.

Считают двойками.

Слушают, отвечают.

Активно играют, выполняют движения по тексту, стараются чётко проговаривать  текст пальчиковой гимнастики.

Выполняют задания в рабочих тетрадях по инструкции педагога.

Встают вкруг и выполняют движения по тексту.

Хлопают в ладоши пять раз.

Прыгают на месте на каждую строчку, меняя направление на каждую строчку.

Выполняют приседания, на последней строчке остаются сидеть на корточках, сложив руки, имитируя сон.

Подпрыгивают вверх и хлопают в ладоши пять раз.

Проходят к столам.

Внимательно слушают воспитателя.

Дети выполняют задания педагога, отвечают на вопросы.

Выкладывают решение задачи индивидуально у себя на столе.

Отвечают на вопросы, сравнивают множества, определяют разницу в количестве.

Внимательно слушают воспитателя.

Складывают рыбку по схеме.

Проявление интереса к предстоящей деятельности.

Умение определять животное по звуку, которое оно издает. Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на поставленные вопросы; склоняют существительное после числительного.

Называют детенышей домашних животных.

Соотносят число и цифру.

Закрепление счета парами или двойками.

Совершенствование движений мелкой моторики пальцев рук, дети умеют чередовать двигательную и познавательную деятельность, выполняют упражнения в общем ритме.

Умение понимать инструкцию и выполнять задания в соответствии с ней. Умение работать самостоятельно.

Демонстрируют физическую активность. Разгрузка.

Составляют задачу, формулируют вопрос и ответ задачи, составляют решение задачи.

Проявляют умение работать по алгоритму.

Сравнение множеств и определение разницы.

Умение работать по схеме и пошагово.

V. Рефлексия.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, оценка результатов деятельности своей и всей группы.

Открытость – ориентация на самостоятельную деятельность детей в режимных моментах, в семье

Понравилось ли вам, ребята, наше сегодняшнее занятие?

А что больше всего вам понравилось?

Если вам все понравилось, узнали что-то новое и интересное, то раскрасьте хвостик вашей рыбки в красный цвет.

А если вам не понравилось, и было скучно, то раскрасьте хвостик вашей рыбки в синий цвет.

Теперь мы накормим рыбками котенка и его маму кошку! Сегодня весь день мы сможем с ними поиграть.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Совместная с детьми оценка процесса и результата деятельности.

Спрашивает каждого индивидуально.

Дети отвечают.

Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоциональный отклик.

Умение оценивать результат своей деятельности;

Умение выражать чувства;

Умение делать выводы.

                                

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе...

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Снег»....

Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».

Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ,  на примере работы со словом-доминантой «Вода»....

Технологическая карта оод по ФЭМП

Технологическая корта ООд по ФЭМП...

Технологическая карта логопедического занятия на лексическую тему «Транспорт. Профессии»

Тема занятия: лексическая тема «Транспорт. Профессии».Возрастная группа: подготовительная группа 6-7 лет. Общее недоразвитие речи III ур.Тип занятия: подгрупповое.Цель занятия: закрепить и...

Технологическая карта НОД по ФЭМП «Цветик – семицветик » в подготовительной группе. (Лексическая тема : «Безопасность»).

Тип НОД: комбинированныйЗадачи:  Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Обучающие: - продолжать учить составлять и решать простые арифметичес...