Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями в мир математики»
методическая разработка по математике (подготовительная группа)

Формирование умений детей самостоятельно составлять и решать задачи в пределах 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_s_nilsom.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №6 комбинированного вида

Пушкинского района Санкт-Петербурга «Речецветик»

Конспект непрерывной образовательной

деятельности с детьми подготовительной к школе группы

«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями в мир математики»

Составитель: воспитатель первой категории

Кузнецова Татьяна Алексеевна

г. Пушкин

2019


Цель:

- продолжать формировать элементарные математические представления детей подготовительной к школе группы.

Задачи:

Образовательные:

1) Продолжать формировать умение детей самостоятельно составлять и решать задачи в пределах 10;

2) Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги (доске);

3) Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 20;

4) Совершенствовать умение сравнивать числа.

Развивающие:

1) Развивать у детей внимание, логическое мышление;

2) Продолжать развивать представление о геометрических фигурах.

Воспитательные:

1) Продолжать формировать уважительное отношение детей друг к другу при ответах и совместной работе.

Педагогические технологии, используемые в ходе НОД:

- проблемного обучения - проблемная ситуация

- здоровьесберегающая (динамическая пауза, физкультминутка)

- наглядного моделирования (использование моделей при составлении задачи)

Материал и оборудование:

- Изображение Нильса с дикими гусями

- Модели для составления задачи

- Карточки с символами и буквами (У, ?, Р, О)

- Карточки с числами (для детей)

- Числа и знаки на фланелеграфе

- Карточка с гусями для составления задачи

- Пластиковые геометрические фигуры (Макформерс)

- Фланелеграф

- Магнитный мольберт

- Ворон

- Бабочка

- 2 магнитные доски

- Счетные палочки

- Маркер для доски

Предварительная работа:

Прочтение произведения С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», изготовление наглядных пособий.


Ход НОД (прямая речь):

1. Сегодня я предлагаю вам отправиться в чудесный мир математики.

- Хотите? Хорошо, тогда отправляемся.

- Подождите, я слышу какой-то странный звук. Вы слышите? Сейчас проверю.

- Смотрите, оказывается к нам в окно залетела бабочка. Почему это могло произойти?

- Какое сейчас время года?

- Что происходит в природе весной? Вот и к нам залетела первая бабочка.

- Давайте с ней поиграем. Бабочка будет садиться на число, а вы слушайте меня и называйте правильный ответ. Готовы?

- Назовите число на 1 больше (числа, которое показывает бабочка)

- Число на 1 меньше данного;

- Число справа от данного;

- Число, следующее за данным;

- Число слева от данного;

- увеличьте данное число на 1;

- назовите число предыдущее данному;

- уменьшите данное число на 1;

- назовите соседей данного числа.

- Хорошо поиграли с бабочкой. Смотрите, она прилетела на полянку, а там какой-то мальчик грустный сидит. Кто это, узнали?

- Верно, это Нильс из сказки С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

- Как вы думаете, почему он грустный?

- Бабочка шепнула мне на ушко, что если мы поможем Нильсу выполнить все задания, то он расколдуется и вернётся домой.

- Поможем ему?

2. Основная часть.

1) Посмотрите на фланелеграф. Ворон Вихре-Иле из сказки навредничал Нильсу и разбросал все знаки сравнения у этих пар чисел. Сравните пары чисел и поставьте знаки «˂», «˃» и «=» на место.

- Молодцы, Ворон улетел ни с чем.

2) Сейчас надо построить мост через реку, чтобы Нильс мог идти дальше. Для этого выберите нужные дощечки нужной формы и постройте мост.

- Давайте найдём жёлтый квадрат и поместим его в левый верхний угол доски.

- Оранжевый ромб поместите в центр доски

- Синий квадрат разместите в правом нижнем углу доски.

- Фиолетовый ромб поместите в левый нижний угол доски

- Голубой треугольник поместите в правый верхний угол доски.

Посмотрите внимательно и скажите какая фигура отличается от других? – Треугольник. – Почему?

- А у остальных фигур сколько углов? (4)

- Как эти фигуры называются одним словом? (четырёхугольники)

- Какие еще четырехугольники вы знаете? (прямоугольник, трапеция - четырехугольники)

- Сколько всего четырехугольников? (4)

- Сколько всего фигур? (5)

- Что общего у всех пяти фигур? (у них есть углы)

- Как их можно назвать одним словом? (Многоугольники)

Теперь постройте мост из этих дощечек разной геометрической формы.

- Возьмите квадрат не синего цвета и выложите его первым.

- Возьмите любой четырехугольник, но не квадрат и выложите его вторым.

- Возьмите фигуру с тремя углами и выложите её третьей.

- Возьмите фигуру синего цвета и выложите её четвертой.

- Какая фигура осталась? Выложите её пятой.

Молодцы! Мост готов. Пойдём по нему вместе с Нильсом.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два. Так шагает детвора! (С движениями)

- Хлопки.

3) Состояние и решение задачи.

Нильс уже близок к дому. Он видит гусей. Давайте вместе с ним их сосчитаем. Для этого надо составить и решить задачу (варианты детей).

На лужайке гуляло 7 гусей. 2 гуся ушли с лужайки. Сколько гусей осталось на лужайке?

- Что такое условие задачи? (это то, что в задаче известно)

- Повторите условие задачи

- Что означает вопрос? (то, что нужно найти)

- Повторите вопрос задачи

- Чтобы ответить на вопрос задачи, что надо сделать? (её решить)

- Когда задача решена мы называем что? (её ответ)

-Давайте ещё раз назовём структурные компоненты задачи.

- На доску вывешиваются таблички: У (условие), ? (вопрос), Р (решение), О (ответ)

- Давайте сделаем модель задачи: я на доске, а вы на столах

-Что мы знаем из её условия? (гусей сначала было 7)

- Как мы их обозначим?

https://static.tildacdn.com/tild6636-3533-4965-b063-306566316338/0bf2a5d4b2e7473790f8d8e3fa8752d51.jpg

– это целое, все гуси вместе.

- Что ещё мы знаем из условия задачи? (2 гуся ушли)

- Как мы их обозначим?

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

- почему половиной круга? (потому что ушла часть гусей)

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

- это часть

- Какое арифметическое действие мы используем, чтобы решить задачу и ответить на её вопрос – сложение или вычитание?

(Вычитание). – Почему? (потому что часть гусей ушла, значит их количество уменьшилось, их осталось меньше, чем было)

- Какой знак мы поставим в модели «Плюс» или «Минус»?

«Минус» - знак уменьшения

https://static.tildacdn.com/tild6636-3533-4965-b063-306566316338/0bf2a5d4b2e7473790f8d8e3fa8752d51.jpg

-

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

=

- Как обозначим то, что осталось после «равно»?

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

- это оставшаяся часть

https://static.tildacdn.com/tild6636-3533-4965-b063-306566316338/0bf2a5d4b2e7473790f8d8e3fa8752d51.jpg

-

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

=  

http://www.clipartbest.com/cliparts/Kin/aeg/KinaegpRT.gif

- Давайте поясним модель:

Целое – часть = оставшаяся часть

 Запишем решение задачи: я на доске, вы выложите на столах.

- Сколько гусей было сначала на лужайке? 7

- Какой арифметический знак пишем? «-»

- Сколько гусей ушло с лужайки? 2

- Сколько гусей осталось на лужайке? 5

- Прочитайте решение задачи.

7 – 2 = 5

- Выпишем ответ. О : 5г.

Задача решена, так как мы ответили на её вопрос.

Проверьте правильность решения с помощью числового домика, всё верно.

Мы помогли Нильсу выполнить все задания, он благодарит вас за помощь и возвращается домой. Вы молодцы. Смотрите, Нильс снова стал большим, он расколдован.

3. Вам было интересно сегодня в мире математики?

Что вам понравилось больше всего?

Что было самым трудным?

В следующий раз мы снова отправимся в математическую страну, а сейчас наше приключение подошло к концу, всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие по улицам города Математики».

План — конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы.Тема: «Путешествие по улицам города Математики».Интеграция образовательных областей: «Познани...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Морское путешествие».

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" на тему "Морское путешествие". ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: «По островам страны Математики»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  с детьми подготовительной к школе группы  по реализации образовательной области «Познавательное развитие». ФЭМП на тему: ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Уроки безопасности» (к 25 мая — Всемирному Дню пропавших детей»)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Уроки безопасности...