Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Cотникова Оксана Юрьевна

Тема «Ознакомление с количественным составом чисел 3 и 4 и цифрой 9»

                               

Возрастная группа дошкольников: старшая

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел «Формирование элементарных математических представлений»

Тема «Ознакомление с количественным составом чисел 3 и 4 и цифрой 9»

                               

Возрастная группа дошкольников: старшая

Разработала:

воспитатель

Сотникова О.Ю.

Волгодонск 2020

I. Содержательно-целевой компонент:

Цель: Ознакомление с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, ознакомление с цифрой 9, закрепление и совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепление знаний о днях недели.

Задачи:

Образовательная: познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц, познакомить с цифрой 9, продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Развивающая: развивать мыслительную и речевую деятельность детей, зрительное внимание, восприятие, зрительно – моторную координацию.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества, взаимопонимания.

Словарная работа:

Обогащение словаря: цифра 9;  счёт до 9;

Активизация словаря: названия посуды - тарелка, чайник, кастрюля, кружка, ложка, вилка, блюдце, сковорода, чашка, поднос; названия геометрических фигур – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник;  вверх, низ, право, лево; счет от  1 до 8; названия дней недели.

Интеграция в целостный образовательный процесс:

Познавательное развитие;

Социально - коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Физическое развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о посуде, обучение количественному счету в пределах 10, навыку соотнесения числа с цифрой,  навыку ориентировки на листе, закрепление умения последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, разучивание физ.минутки «Посуда».

 

Связь с общей темой работы на неделю: «Посуда».

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование:

Демонстрационный: 

Картинки посуды, игрушки «Посуда», карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный: наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Подготовка к НОД: воспитатель вместе с детьми – дежурными подготавливает место для проведения занятия, располагает демонстрационный материал на магнитной доске, раздаточный материала на столах.

Формы организации НОД: фронтальная.

Методы обучения: наглядный (показ, иллюстрация, изучаемого материала); словесный (пояснения, указания, беседа, ответы детей, познавательные вопросы,  контроль и оценка качества выполняемой работы), игровой (игровые задания и упражнения), практический (выполнение заданий, предложенных педагогом).

III. Эмоционально - мотивационый компонент: заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате сказочного персонажа

IV. Результативно-оценочный компонент: вопросы к детям о том, что получилось, а что нет, что больше всего понравилось, вручение поощрительных жетонов за активную работу

Этапы реализации  содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

Дидактический материал

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть:

2-3 минуты

(заинтересовывающий момент – появление в групповой комнате сказочного персонажа)

 

 В группу входит сказочный персонаж Федора (из сказки К.Чуковского «Федорино горе»)

Ребята, посмотрите, кто это к нам сегодня в детский сад пришел?

Федора: Здравствуйте, ребята! Я Федора, пришла к вам в гости  и мне нужна ваша помощь. От меня убежала посуда.

Ребята, как вы думаете мы сможем помочь Федоре?

Дети обращают внимание на Федору.

Дети высказывают свои предположения.

Да, у нас получится справиться со всеми заданиями!

II. Организационно-деятельностный компонент

II. Основная часть

20 минут

Игровое упражнение: «Поможем Федоре собрать посуду»

                                             

Физ.минутка «Посуда»

Игровое упражнение «Составим число»


Работа с раздаточным материалом.

Дидактическая игра «Запомни и повтори»

Игровое упражнение «Назови день недели»

Игра «Живая неделя»

Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить из какого произведения эти строки

(К.И. Чуковский «Федорино горе»)

«А за ними вдоль забора

 Скачет бабушка Федора:

 «Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать.

Воспитатель спрашивает у детей  :

- Какие предметы посуды вы собрали?

-Сколько всего предметов собрали?

- Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?

Воспитатель добавляет ещё 1 предмет посуды и предлагает сосчитать , сколько их стало всего.

Воспитатель выясняет, какой цифрой можно можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9 , обвести её и определить на что похожа цифра.

Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель ещё раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать на какую цифру он похожа.

Воспитатель уточняет :

- Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?

Федора:

- Спасибо вам , ребята вы мне очень помогли.

« Уж не буду, уж не буду

 Я посуду обижать

 Буду, буду я посуду

 И любить и уважать!»

Ребята, я знаю физ.минутку про посуду, хотите вместе со мной её сделать?

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. с(делать большой круг)

Федора:

-Ребята, вы молодцы и мне так нравится у вас в гостях , можно я ещё побуду с вами и вместе с вами буду играть и заниматься важными делами?

Воспитатель предлагает детям и Федоре составить число 3 с помощью разных предметов посуды.

Воспитатель после выполнения задания спрашивает:

- Сколько всего предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды вы взяли?

- Как вы составили число 3?

-Сколько предметов посуды каждого вида?

Воспитатель добавляет ещё один предмет посуды и спрашивает:

- Сколько теперь стало предметов посуды?

- Сколько каких предметов посуды?

- Какое теперь мы число составили?

-Как мы составили число 4?

Воспитатель предлагает детям  составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим)

Воспитатель показывает детям и Федоре карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить , как расположены фигуры и просит повторить их в том же порядке. Игра проводится  2-3 раза.

Воспитатель  вместе с детьми вспоминает названия дней недели, последовательность, определяет , какой день недели сегодня, какой вчера, какой будет завтра.

У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию воспитателя дети и Федора под музыку выполняют различные движения. По её окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

 

                                                       

Дети вспоминают , что произошло с Федорой и почему посуда убежала от неё.

Вызванный ребёнок выполняет задание на доске.

Дети отвечают:

-Мы собрали тарелку, чайник, кастрюлю, кружку, ложку, вилку, блюдце, сковороду.

-8

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

-Посуды стало 9.

Дети выполняют задание.

Вызванный ребёнок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9.

Дети находят цифру 6, ставят рядом  с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.

Дети отвечают:

- Мы помогли собрать Федоре 9 предметов посуды.

Дети выполняют физ.минутку «Посуда» на ковре.

                                                           

                                                            Да, конечно мы справимся!

Дети выполняют задание, при необходимости обращаются к воспитателю за помощью.

                                                                           

Дети:

- Конечно, Федора , оставайся с нами и будешь нам помогать.

Дети выполняют задание за столами.

Дети отвечают.

Дети выполняют задание.

Дети играют сидя на ковре.

Дети отвечают.

Дети выполняют задание стоя на ковре.

                                                           

                                                                                                                             

                                                               

                           

предметы посуды (10 предметов), карточки с цифрами от 1 до 9.

наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

предметы посуды (10 предметов)

наборы цветных карандашей

карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки)

числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов

III. Результативно-оценочный компонент

III. Заключительная часть

2 минуты

(вопросы к детям о том, что получилось, а что нет, что больше всего понравилось, вручение поощрительных жетонов за активную работу)

Воспитатель:

-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?                                              -Во что играли, какие задания выполняли?                                      --Что вам понравилось больше всего?                                                                        -А что вызвало затруднения?                  -Как вы думаете, те умения, которые мы с вами сегодня приобрели, нам пригодятся в жизни? А где именно?

-Ребята, как я рада сегодня, что у вас получилось справиться со всеми заданиями! Думаю, Федора убедилась в том, что в нашей группе самые умные и сообразительные дети!

 Федора:

-Ребята, это действительно так, сегодня я была приятно удивлена, думаю, вы по настоящему любите математику и с удовольствием занимаетесь ей. Вы были очень внимательными, не отвлекались, работали все вместе! И мне вы очень помогли. За это хочется подарить вам вот такие жетоны.                                     Воспитатель от лица Федоры дарит жетон ребенку и говорит, что сегодня получилось хорошо, а над чем еще стоит работать.

Дети высказывают свое мнения, делятся впечатлениями с педагогом.

                                                           

Дети с удовольствием принимают жетоны, благодарят Федору.

Поощрительные жетоны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. «Колобок в математической стране»

Цели:1. Закреплять знания детей порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный счет) .2. Учить составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание; записывать решение задачи с помощью цифр ...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с элементами занимательной математики и использованием развивающих игр (ОО - познание и речевое развитие) . Формирование представлений о последовательности дней недели.

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о последовательности дней недели, о связи дней недели с  деятельностью, которой занимаются дети в эти дни.  Развит...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Тема «Формирование пространственных представлений посредством знакомства с ПДД»Возрастная группа дошкольников С...