Методическая разработка к организации НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшего дошкольного возраста «Математическое королевство»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Клименко Ольга Константиновна

Методическая разработка  к организации НОД по познавательному развитию (ФЭМП)  с детьми старшего дошкольного возраста «Математическое королевство»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

к организации НОД

по познавательному развитию

(ФЭМП)

с детьми старшего дошкольного возраста

«Математическое королевство»

                                                             Автор: Клименко О.К.

воспитатель ГБДОУ детский сад №11

Петродворцового района

Санкт-Петербург

Петергоф

2020г.

     Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ДО ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

     В группе воспитываются 24 ребенка 5-6 лет: 13 мальчиков и 11 девочек. Дети в группе активные, любознательные и общительные. Большой интерес у детей вызывает познавательная  деятельность.

     НОД с детьми старшей группы "Математическое королевство", была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования.

     Интеграция образовательных областей

«Речевое развитие»: развитие диалогической речи

«Познавательное развитие»: закрепление и формирование знаний и умений в соответствии поставленным задачам (ФЭМП)

«Социально-коммуникативное развитие»: игровая деятельность, взаимодействие с педагогом и друг с другом

«Физическое развитие»: развитие двигательной активности

«Художественно-эстетическое развитие»: наглядный материал

    В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

     Формы: 

- фронтальная при организации дидактических игр;

- групповая организована на основе личных симпатий воспитанников;

- индивидуальная использована в качестве оказания помощи в процессе практической  деятельности ребенка.

      Методические приёмы:

практические: дидактические игры, упражнения

игровые: использование сюрпризных моментов, дидактические игры

наглядные: наблюдение, демонстрация иллюстраций, дидактический материал

словесные: указание, вопросы, напоминание, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.

     Технологии: здоровьесберегающие, игровые

     Виды детской деятельности: игровая (дидактические игры, упражнения) коммуникативная (совместные словестные игры, рассказывание, слушание, отгадывание загадок), продуктивная (конструирование из бумаги), двигательная (физминутка, пальчиковая игра)

    Мотив детской деятельностипутешествие в сказочное королевство 

    Планируемые результаты: дети закрепят знания о последовательности дней недели, времён года, умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (цвету, форме и величине).

     Цель: совершенствование навыков счёта, пространственных, количественных отношений.

    Обучающие задачи:

  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года
  • Закрепить умение ориентироваться на плоскости и понимать пространственную терминологию (вверху-внизу, над-под, слева-справа, в центре, по краям, в середине, в углу, между, рядом и т.д.).
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (цвету, форме и величине).

      Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.        
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию диалоговой речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать мелкую моторику.

      Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

     Оборудование и материалы к занятию:

     Демонстрационный: магнитная доска, цифры, знаки, плакат «Математическое королевство», письмо, замок с геометрическими фигурами, настольная игра, сундучок с медалями.

     Раздаточный: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура - круг, карандаши, карточки с числовыми домиками, картинка – фон, блоками Дьенеша

     Предварительная работа: повторение дней недели, беседы о временах года, сравнение геометрических фигур по их свойствам, счет в пределах 10 в прямом и обратном направлении, упражнения на ориентацию в пространстве и на плоскости.

Ход:

I. Вводная часть

1. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Ребята, доброе утро. Я рада вас видеть. Давайте улыбнёмся и поприветствуем и улыбнёмся друг друга.

Предложить детям ответить на вопросы:

- Какое сейчас время года?

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день будет после субботы?

- Как называется  время суток, когда вы ложитесь спать? (день, ночь)

- Как называется время суток, когда вы делаете зарядку?

- В какое время суток вас забирают из детского сада?

2. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать,  что в нём написано?

Письмо:  «Здравствуйте ребята группы «Паровозик»! Пишет вам Королева страны  «Математика». Злая колдунья заколдовала меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране  беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей  стране».

Воспитатель: Дети, мы поможем жителям математического королевства? Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.

II. Основная часть

Воспитатель: Ой, ребята, злая колдунья, повесила  огромный замок на воротах королевства.

Воспитатель: Замок заколдован. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя (рис.2). Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)

Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?

 (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство

Воспитатель: А нас ждет первое задание. Давайте сядем за столы.

1-ое задание

Воспитатель: Злая колдунья заколдовала все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10)

Ваня, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

Есения, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от 10 до 1.

Ребята, давайте проверим.

Какое число вы поставили между числами 3 и 5.

Какое число вы поставили между числами 7 и 9

Какое число вы поставили между числами 1 и 3

Какое число вы поставили между числами 4 и 6;

Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием.

Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

2-ое задание

Воспитатель: И я читаю следующее задание.

Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем нужны? Ребята, напомните знакам, зачем они нужны? (нужны, чтобы сравнивать числа)

Что показывают эти знаки? Как они называются? (называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.

4     5

9     9

5     6

3     2

6     7

1     2

Воспитатель: Поменяйтесь карточками и проверьте друг у друга, помогите другу исправить ошибку. Отлично!

Воспитатель: Вы помогли математическим знакам вспомнить своё предназначение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и благодарят вас за помощь.

Физминутка.

Воспитатель: Вы, слышите, где-то играет музыка, оказывается, в это время у всех жителей  Королевства музыкальный перерыв. Подходите ко мне, нас ждет физминутка!!!  

(воспитатель включает музыкальную физминутку)

Давай рукой вперёд, потом давай назад

Затем поднимем вверх и весело встряхнём!

Танцуем Хоки-поки, кружимся вот так

И радуемся мы всему вокруг!

Давай ногой вперед, потом давай назад.

Поднимем ножку вверх и весело встряхнём!

Танцуем Хоки-поки, кружимся вот так

И радуемся мы всему вокруг!

Танцуем вместе тут, танцуем вместе так

Повторяем все движенья, веселимся без конца

Танцуем Хоки-поки, кружимся вот так

И радуемся с нами все вокруг!

3-ое задание:

Воспитатель: Королева математики очень любит рисовать. И ее замок внутри был украшен картинами, но злая колдунья их украла, и в замке стало грустно и не уютно. Давайте поможем королеве и подарим ей картины. Но, рисовать мы будем не обычным способом.

Воспитатель: И так,  вы художники, а я ваш помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я вам буду называть место и предмет, который вы должны изобразить на этом месте    

(воспитатель раздает каждому ребенку картинку-фон)

Воспитатель: Под лавкой нарисуйте три цветочка, между деревом и лавкой один гриб, в верхнем правом углу солнышко,   слева  над  деревом  изобразите две бабочки

(воспитатель выполняет задание вместе с детьми, показывает образец и просит каждого ребёнка самостоятельно проверить себя)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

5-ое задание:

Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили.

Я предлагаю трем желающим выйти к доске.

Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.

Воспитатель: Молодцы, злые чары сняты!!!

6-ое задание

Воспитатель: Королеву и всех жителей – мальчиков и девочек, колдунья превратила в блоки. Если мы по кодовым схемам догадаемся, в какие фигуры заколдованы Королева и жители, то колдунья превратиться в добрую волшебницу  

(работа подгруппами с блоками Дьенеша)

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злую колдунью превратили в добрую волшебницу. Королева вам очень благодарна за помощь.

Ребята, что вам было особенно легко, что показалось трудным?

(ответы детей)

Воспитатель: Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…

А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?

Посмотрите, это же медали и математические раскраски!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста Тема: "Веселая математика с динозавром Дино"

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей страшего дошкольного возраста Тема: "Веселая математика с динозавром Дино"Цель: Продолжать формировать элементарные математические п...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП ) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Играем с Машей и Медведем»

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по познавательному развитию    (ФЭМП ) для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Играем с Машей и Медведем»Цель: Ра...

Совместная образовательная деятельность в области познавательное развитие (фэмп) с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: владение элементарными представлениями о геометрических фигурах и порядковом счёте до 5 «На лесной полянке».

Аудиозапись из мультфильма "Паровоз из Ромашкого" и "пение птиц". Дидактическая игра "Собери картинку", подвижная игра "День и ночь", дидактическая игра "Какой фигуры не хватает?"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (фэмп) для детей старшего дошкольного возраста «Сундук деда Мороза»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (фэмп) для детей старшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель ДОО - подготовить детей к школе, способных к творческому решению задач, к смелым высказываниям и предположениям и предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации. Как нельзя лучше этот за...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) для воспитанников старшего дошкольного возраста на тему: «Математический лабиринт».

Цель: развивать слуховое внимание и координацию движений; логическое мышление детей; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.Зад...