Конспект НОД
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Тагирова Зульфия Сеферовна

Цель: совершенствовать  навыки  количественно и порядкового  счета в пределах десяти, знакомство: с составом числа в пределах 10, цифрой 10. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._karta_nod_vo_sadu_li_v_ogorode.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 

«Детский сад «Родничок» г. Надыма» МДОУ

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»  

 

ул. Набережная им. Оруджева С.А., д.58, г. Надым, Ямало – Ненецкий автономный округ,  629730  

тел/факс:8(3499)52 – 52 – 10; 52 – 43 – 94,Е-mail: rodniknadym@mail.ru  

ОКПО 90908588,ОГРН 1118903001304,ИНН/КПП 8903031357/890301001  

 

 

   

  

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности  

«Во саду ли, в огороде?!...» 

 

 

 

Выполнила:  воспитатель   

Тагирова Зульфия Сеферовна,  

 

 

    

Надым, 2019г. 

 

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Во саду ли, в огороде?!...»  

Цель

совершенствовать  навыки  количественно и порядкового  счета в пределах десяти, знакомство: с составом числа в пределах 10, цифрой 10.

Задачи

  1. сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить ее с десятью предметами;  
  2. совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
  3. сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у воспитателя, посмотрю в энциклопедии…»;
  4. тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1—9 с количеством, умение составлять числовой ряд.

     5)учить соотносить цифру и количество предметов, рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры Развивающие: 

  • тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;
  • развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и  сверстниками. Воспитательные: 

-воспитывать познавательный интерес к занятиям математикой; активность, инициативность, самостоятельность.  

Материал

Демонстрационный: Презентация Microsoft PowerPoint (изображение поезда, домика в деревне, образование цифры 10), доска SMART Notebook  

(изображение банок с яблоками и грушами, карточки с цифрами).

Раздаточный:

  • «билеты» (пары карточек: на одной определенное количество геометрических фигур одного цвета, на второй – такая же геометрическая фигура, того же цвета с соответствующей цифрой);
  • наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка),  
  • карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка), карточки с числами 7,8,9, 01, 100.

Предполагаемый результат

умеют считать до 10, соотносить цифру и количество предметов, различают  запись числа 10, соотносят ее с десятью предметами.

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя:

  • Любите ли вы фрукты?
  • Какие фрукты вы любите больше всего?
  • Где можно купить фрукты в городе? (на рынке, в магазине).
  • А еще можно вырастить самим в своем саду в деревне, как у моей знакомой бабушки.  
  • Она написала мне письмо, где просит  приехать к ней в деревню помочь собрать урожай яблок и груш.  Фруктов  уродилось очень много, бабушка одна не справится.

Хотите помочь бабушке собрать урожай? Сможете?

Словесные методы: вопросы,  беседа с опорой на

личный опыт детей, сюрпризный момент

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

 

 

 

 

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мир развивать речь.

е,

 

II.

Актуализация знаний

  Игра «Билеты» 

  • Деревня у бабушки далеко, на чем мы сможем туда поехать? (выслушиваются ответы детей, после чего решаем ехать на поезде).
  • Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Надо купить билет.) - Билеты необычные: на каждом билете нарисованы геометрические фигуры определенного цвета.  

Каждое место в вагоне обозначено карточкой, на которой записана цифра и геометрическая фигура тоже определенного цвета. Получив билет, вы должны сосчитать геометрические фигуры на нем и найти карточку с такой же цифрой и геометрической фигурой такого же цвета. Это будет ваше место.

  • Давайте вспомним  правило счета:

Словесный, наглядный

метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления.  

Считают  на карточках-билетах геометрические фигуры, сравнивают группы предметов по количеству и цвету, соотносят с цифрой и цветом  геометрической фигуры на карточке, которое обозначает место в вагоне.  Дети садятся в поезд, построенный из стульев, занимают свои места в соответствие «купленным» билетам.

 

 

 

 

 

 

 

 

планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов. целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка.

 

организуется предметная деятельность детей, в         которой

целенаправленно

Наблюдение за процессом деятельности (считают, сравнивают)

при счете нельзя пропускать предметы и нельзя считать один предмет дважды. Поезд сможет поехать только в том случае, если все места в вагоне будут заняты правильно.

  • Вы не против, если контролером будет Диана.

Поезд построен из стульев.

Дети «покупают билеты» и занимают места. При проверке «пассажир» должен сказать контролеру, сколько и каких геометрических фигур нарисовано на его билете (например, 6 желтых кругов). Воспитатель контролирует правильность посадки.

Воспитатель:

  • Теперь         можно         ехать         (дети

изображают стук колес)

  • Внимание, поезд набирает ход (дети должны догадаться, каким образом изобразить это действие, например, они могут начать стучать ногами быстрее).
  • Поезд приближается к станции (дети должны догадаться стучать медленнее).
  • Поезд остановился  (дети перестают стучать).

 Воспитатель может сказать, что это не наша «остановка». Поезд снова набирает         ход,         а         затем останавливается.         Приехали         в деревню.

    Игра «Сбор урожая»

Появляется картинка бабушкиного домика.

Воспитатель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.  

 

  • Вот и бабушкин домик!
  • Ребята, как удачно мы приехали, бабушки дома нет, мы сделаем ей сюрприз – соберем урожай.  Появляются слайды: яблоня, груша. - Посмотрите сколько яблок, а груш сколько!
  • Готовы? Тогда за работу.

Дети садятся за столы, где лежат круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.

  • Давайте, сначала, соберем яблоки. - Сорвите, пожалуйста, вот столько яблок (воспитатель показывает

карточку с цифрой 9)  и положите их слева от себя (дети должны отсчитать от общего количества столько кругов и

положить их слева от себя.)

 Теперь  сорвите столько же груш и положите их справа.

  • Сколько вы собрали яблок (груш)?

(9)

  • Как вы думаете яблок и груш поровну? (Да)
  • Как показать, не пересчитывая, что яблок и груш поровну? (составить пары)

Дети должны расположить круги и треугольники парами.

  • Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (потому что у каждого яблока есть пара – груша).

Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.

  • Ребята, с дерева упало еще одно яблоко! (Воспитатель кладет на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный

метод

 

 

Метод демонстрации: использование ТСО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети приехали в деревню, выходят из поезда.

На Smart-доске появляется картинка бабушкиного домика.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети садятся за столы, где лежат круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.

Дети отсчитывают  от общего количества круги-яблоки, в соответствии с цифрой на карточке «9»  и кладут  их слева от себя, затем отсчитывают столько же треугольников-груш, кладут справа от себя.

Считают яблоки и груши, сравнивают, составляют пары.

стол круги, по количеству детей) - Давайте его тоже соберем (дети добавляют еще одно яблоко).

  • Сколько стало яблок? (10)
  • Как получили число 10? (было 9 яблок, добавили еще одно и получили 10)
  • Вывод: при счете предметов после 9 идет число 10.
  • Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет)
  • Чего больше? (Яблок больше)
  • На сколько яблок больше, чем груш ( на одно яблоко)
  • Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко). Решаем добавить грушу. Дети берут по одному треугольнику. - Сколько стало груш? (10)
  • Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну).

Воспитатель делает вывод: десять и десять поровну.

Этапные задачи:  

 1) актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар;  2) тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь.

 

III.

Затруднение в ситуации

Игра «Отправь посылку»

  • Ребята, давайте отправим посылки бабушкиным внукам – Тане и Ване. Положите яблоки в голубой ящик, а груши в ящик розовый.
  • При отправке посылки нужно знать, сколько отправляется яблок и груш (дети отвечают, что по 10), но посылок очень много и почтальон может забыть.  
  • Что можно сделать для того, чтобы,

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

 На столах перед каждым ребёнком лежат карточки с цифрами: 8,9,10, 01, 100, карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.

 Дети выбирают карточки с соответствующими цифрами «10» и кладут на каждый «ящик»-посылку.

 

коммуникативные: планирование сотрудничества         с воспитателем         и сверстниками; удерживание         цели

деятельности;  умение

фиксировать

        затруднение         в

деятельности,  

Наблюдение в процессе работы

не открывая ящиков, знать, сколько в них фруктов? (нужно подписать ящики с помощью цифр).

Около каждого ребенка лежат карточки, на которых написано: 8,9,10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.

  • Выберите         карточки         с соответствующими                  цифрами         и положите на каждый «ящик».

(В том случае, если дети правильно выбирают карточки, воспитатель показывает карточки с цифрами 01 и 100 и говорит, что на них написаны похожие цифры).

Фиксация затруднения: 

  • Смогли мы помочь бабушке? (нет, не смогли)

Выявление причины затруднения: - Почему не смогли? (потому что не знаем, как записать число 10.) Постановка образовательной цели

(опыт целеполагания)        

  • Что же нам надо сделать? (Узнать, как записать число 10).

 

Дети сталкиваются с затруднением: не знают, как записывать число 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выявлять         его причины,  умение         выбирать

способы преодоления затруднения самостоятельное нахождение способов выполнения  практических познавательных

задач;

и

Этапные задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10.
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опы

т целеполагания;

 

3)  тренировать мыслительные операции — анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышлен

ие, речь.

IV.

Открытие нового

знания         или способа действий

Игра «Отправь посылку» (продолжение).

Воспитатель:

- Ребята, как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно узнать? (Прочитать в книге, спросить у того, кто знает).

Один из детей просит воспитателя показать, как записывается цифра 10.

Словесный, наглядный,

игровой метод

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге.

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стульчики напротив

эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленност

ь         деятельности, степень инициативности ребенка самостоятельный

Наблюдение за процессом деятельности (умеют считать  до 10, сравнивать         и уравнивать численность групп,

  • Я думаю, я смогу вам помочь. Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики напротив интерактивной доски.         Появляется         изображение цифры 10. Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число десять записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
  • Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число 10 (Один нуль)
  • С какой  стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы

обозначить число десять? (справа)

  • В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов)

Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется 10 предметов.

  • Давайте вернемся и проверим, правильно ли мы подписали посылки. - Молодцы! А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть. Физкультминутка.

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

 

 

 

 

Метод демонстрации: использование ТСО

 

интерактивной доски. Появляется изображение цифры 10.

 Смотрят,  как записывается число 10 с помощью двух цифр – единицы и нуля. Повторяют:

  • сколько нулей нужно писать  рядом с единицей?
  • с какой  стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число десять?

-в каком случае пишут число 10?

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети возвращаются к своим столам и проверяют правильно ли подписали посылки.

 

 

 

 

 

поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.  

 

состоящих из десяти

предметов)

 

Этапные задачи:

  1. познакомить с записью числа 10, сформировать умение соотносить запись числа 10 с количеством предметов;
  2. закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у взрослого, посмотрю в энциклопедии и т.д.»;
  3. тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление, воображение, инициативность, творческие способности.

 

V Введение новых знаний в систему

знаний  

Игра « Варим компот».

  • Мы с вами урожай собрали, посылки отправили, но яблок и груш уродилось так много.
  • Что можно приготовить из яблок (груш)? (варенье, выжать сок,

повидло, джем, компот)

Я знаю, что бабушка в прошлом году сварила много компота. Давайте пройдем в кладовую и посмотрим, что там.

Дети садятся на стулья

 Открывается         слайд         «Бабушкина кладовая».

  • Как называется компот из яблок (груш)?
  • Как называется компот, сваренный

из разных плодов? (ассорти)

  • Сколько полок? (2)
  • Давайте сосчитаем банки, соблюдая правило счета (считать нужно, не пропуская предметы и не считать один предмет дважды).
  • Посчитайте, сколько банок стоит на верхней полке? (4)
  • Сколько банок стоит на нижней полке? (6)
  • Сколько всего банок? (10) Я предлагаю подписать банки.

Для этого на каждую банку нужно «прикрепить» карточку с цифрой, которая показывает количество фруктов.

 Работа со SMART доской: воспитатель показывает первую банку с одним яблоком, выбирает карточку с цифрой 1 и перемещает ее на банку. Дальше дети выходят по одному и

Словесный, наглядный,

игровой метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод демонстрации: использование ТСО

 

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети садятся на стулья перед SMART доской, открывается слайд «Бабушкина кладовая», считают банки,  соблюдая правило счёта, подписывают банки с помощью карточек с цифрами, на  которых показано количество фруктов.

Дети работают со SMART доской: выходят по одному и «прикрепляют» карточки на банки (воспитатель обращает внимание, что с каждым разом количество фруктов увеличивается на 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

целенаправленност

ь

деятельности; овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка

 

 

«прикрепляют» карточки на банки (воспитатель обращает внимание, что с каждым разом количество фруктов увеличивается на 1).

- Ребята, какие вы молодцы! Вот бабушка обрадуется! А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Вот и поезд уже подошел. Поехали!

 

 

 

 

 

Садятся в поезд, построенный из стульев, возвращаются в детский сад.

Этапные задачи:

  1. закрепить умение соотносить число с количеством;
  2. тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.

 

VI

Осмысление

(итог)

  • Воспитатель собирает детей около себя:
  • Где вы сегодня побывали?
  • Что вы там делали?
  • Смогли вы помочь бабушке?
  • Как вы думаете, почему вы смогли помочь собрать урожай, отправить посылки и подписать банки?

Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10, знание записи числа 10.

Воспитатель благодарит детей.

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя.

Отвечают на вопросы воспитателя

 

умение  получать и оценивать результат выполнения собственных

действий

 

фиксирование достижения цели и определение условий,         которые позволили

добиться         этой цели.

 

Анализ высказываний  

Этапные задачи:  

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

 

Комментарий

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....