Конспект занятия в младшей группе по формированию элементарных математических представлений по сказке "Теремок"
методическая разработка по математике (младшая группа)

Кононова Галина Борисовна

Занятие в игровой форме с использованием сюжета известной детской сказки " Теремок".

Повторение изученного материала по теме ггеометрические фигуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkeouknenuouenoenouoenoennueoenennoeeo.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД № 16  

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ « СМЕШАРИКИ »

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

 

КОНОНОВА ГАЛИНА БОРИСОВНА,

воспитатель младшей группы

                       

                                                         2018

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

Программное содержание (цели и задачи):

-развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти;

-развитие речи, творческих способностей и самостоятельности;

-развитие умений различать и называть цвет, форму, величину фигуры;

-развитие умений составлять по схеме разные фигуры из нескольких частей, называть их пространственное расположение относительно друг друга;

-закрепление  знаний, полученных на предыдущих занятиях;

-развитие мелкой моторики рук детей.

          Материалы к занятию:

-демонстрационное панно с изображением героев сказки;

-игры «  Двухцветный  квадрат Воскобовича»;

-минифланелеграфы(на каждого ребёнка );

-схемы героев сказки(один на стол на двоих человек);

-набор геометрических фигур для собирания на минифланелеграфе (на каждого ребёнка );

-счётные палочки по 6 на каждого ребёнка.

        Предварительная работа:

-знакомство со сказкой  «Теремок », использование мнемотаблиц  для рассказывания детьми произведения, расширение словаря ;

-закрепление знаний о диких животных - использование моделей для рассказа о героях сказки, развитие связной  речи;

-на занятиях по математике - учить классифицировать  фигуры по разным признакам:цвету, форме,величине;

-закреплять название  геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник ,овал;

-учить составлять  предметы  из нескольких частей - геометрических фигур, уметь называть их, и их пространственное расположение ;

-использование на занятиях игр «Блоки Дьенеша» , «Блоки Дьенеша для маленьких» , игр  В.Воскобовича «Двухцветный квадрат» , «Фонарики» , счетных палочек.

Организация детей:

- занятие проходит в групповой комнате с подгруппой детей 8 человек; с использованием игрового момента  «Покажем и расскажем сказку для наших гостей»;

- на стене висит демонстрационное панно, на котором изображены герои сказки и теремок:  мышка,  лягушка, заяц, лиса,  волк и медведь; в ходе занятия используется мнемотаблица со схематичным изображением героев сказки;

- в момент выполнения задания - собирания изображений героев сказки - дети находятся за столами , на которых расположены все материалы для работы;

- во время физкультминутки дети располагаются в свободном пространстве группы;

- во время занятия дети одеты в шапочки героев сказки: мышка,  лягушка, заяц,  лиса, волк, медведь.

    Методы и приёмы, использованные на занятиях:

- игровой момент - сказочная ситуация;

- показ воспитателем способа действия, словесная инструкция;

- показ образца, дидактические игры  и пособия;

- указания -подсказки, поощрения, похвала,  оценка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Действия воспитателя

Действия детей

В. Дети, к нам сегодня в группу пришли гости, давайте мы им расскажем нашу любимую сказку ,посмотрите на картину и скажите, пожалуйста, про какую сказку я говорю? … правильно, а как вы узнали это?

В. Совершенно верно, скажите, ребята, а что такое теремок? И кто в нем живёт?

  Какие звери – дикие или домашние?

Хотите узнать, какие ещё есть дома? Вот посмотрите на картинку (показывает картинки с разными домами):

Это рыцарский замок - крепость для защиты от врагов; в таких домах живут люди на севере, а это изба - дом в деревне, у кого бабушки живут в деревне в таких домах? А кто живёт в таких домах (обычный городской дом) - правильно, мы с вами. Посмотрите, чей это домик -кто там спит зимой -медведь, а у кого домик на дереве в дупле -у белочки, а в гнезде -у птички, а у кого норка в земле -у мышки, крота , лисы.

В. А теперь давайте будем рассказывать сказку:

(рассказывает вместе с детьми):

 Стоит в поле теремок, теремок

 Он не низок, невысок, невысок.

  Бежит мимо мышка:-Кто, кто в теремочке живёт?

  Кто, кто в не высоком живёт?

  Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

В. Ребята, а давайте построим сами  теремок -посмотрите на свои столики и скажите - из чего мы можем построить теремок -домик?

В. Берите квадратики, положите их перед собой красной стороной, теперь загните  верхние уголки  вперёд, на квадратик - что у вас получилось?

-Правильно, домик—

Какого цвета домик?

- а какой формы?

- а какого цвета крыша?

- а какой формы?  

-Теперь разогните уголки и заверните уголки назад, за квадратик. Какого цвета получился домик? А какого цвета крыша?  

-Теперь положите перед собой зелёный квадратик, загните уголки вперёд, на квадратик -какого цвета получился домик?  А какого цвета крыша?  

-Разогните уголки. И загните их снова

-назад,  за квадратик -какого цвета получился домик? Какого цвета крыша?  Молодцы! Какие красивые домики у вас получились!  Отложите их в сторону и давайте сделаем мышку. Возьмите второй квадратик. Согните его пополам - уголок к уголку - какая фигура у вас получилась? Правильно, треугольник. Поставьте его как горочку, и верхний уголок загните - что у вас получилось? Мышка, поиграйте ею немножко и будем дальше рассказывать сказку.

  Прискакала лягушка:-Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не  высоком живёт?  

  -Я, мышка -норушка. А ты кто?                                        

-А я, лягушка -квакушка. Давай вместе жить! Стали они вдвоём жить.

В. Ребята, давайте сделаем лягушку из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах, найдите рисунок лягушки, посмотрите на него и скажите мне: из каких фигур  он состоит:-

-  голова,

-  туловище,

-  передние лапы,

-  задние лапы,

-  какого цвета бывает лягушка?

-А теперь найдите все детали и сделайте лягушку на своих ковриках.

В. Давайте дальше рассказывать сказку, на чем мы остановились, кто должен прийти в гости?

Бежит мимо зайчик.

Увидал теремок и спрашивает:

-  Кто, кто в теремочке живёт?

-  Кто, кто в не высоком живёт?

- Я, мышка - норушка , я, лягушка -квакушка. - А ты кто?

-  А я, зайчик -попрыгайчик. Давайте вместе жить.

Прыгнул зайчик в теремок и стали они втроём жить.

В. Посмотрите ребята на свои столы и найдите рисунок зайчика, скажите,  из каких фигур он состоит?

-  голова,

-  туловище,

-  уши,

-  хвост,

-  лапы.

Сделайте зайчика на своих ковриках.

В. Молодцы! Вы, наверное, устали, выходите на ковёр, сделаем зарядку:

- Нам лениться не годиться, помните ребята.

- Даже звери с теремочка делают зарядку.

- Выходите на зарядку:

Зайцы скачут - скок, скок,

Да на беленький снежок,

Приседают, слушают, не идёт ли волк.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса,

Поднялись у них трубою

Два  пушистеньких  хвоста.

А ещё забыли мышку,

Мышку - серую малышку.

В. Садитесь, будем дальше рассказывать сказку:

Бежит мимо лисичка -сестричка,

Постучала в окошко и спрашивает:

-Кто, кто в теремочке живёт?

-Кто, кто в не высоком живёт?

-Я, мышка -норушка, я, лягушка -квакушка, я зайчик -попрыгайчик.

А ты кто?

А я, лисичка -сестричка, пустите меня к себе жить. Забралась лисичка в теремок и стали они все вместе жить.

В. Ребята, возьмите наши квадратики и сделайте лисичку. Какого она бывает цвета на самом деле?

-  положите перед собой зелёный квадратик, сложите его сторона к стороне пополам. Что у вас получилась за фигура?

-Теперь загибаем верхний уголок во  внутрь - получилась лисичка, скажите какого она цвета? Поиграйте с ней немножко.

Давайте продолжать нашу сказку:

Прибежал волчок -серый бочок:

- Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в не высоком живёт?

-Я, мышка -норушка, я, лягушка -квакушка, я, зайчик -попрыгайчик, я, лисичка -сестричка.  А ты кто?

А я, волчок - серый бочок, можно мне к вам? Волк влез в теремок и стали они жить впятером.

В. Ребята, найдите на своих столах рисунок волка и подберите геометрические фигуры, из которых он состоит:

-голова

-туловище

-лапы

-уши

-хвост

Правильно, а теперь соберите волка на своих ковриках. Молодцы! Продолжаем нашу сказку:

Идёт мимо медведь.

Увидал теремок да как заревёт:

Кто, кто в тереме живёт?

Кто, кто в не высоком  живёт?

Я, мышка -норушка , я, лягушка -квакушка, я, зайчик -попрыгайчик, я, лисичка -сестричка, я волчок -серый бочок.  А ты кто?

А я медведь косолапый! – и полез в теремок. Лез - лез, никак не мог влезть и говорит:

- Лучше я на крыше у вас буду жить.

-Ты нас раздавишь!

-Нет ,не раздавлю! – влез медведь на крышу и раздавил теремок.

Разбежались звери кто куда!

В. Давайте, ребята, сделаем медведя из геометрических  фигур, найдите на своих столах рисунок и скажите, из каких фигур он состоит:

- голова,

-туловища,

-уши,

-лапы.

Соберите мишку на своих ковриках.

Давайте построим для зверей новый теремок из счётных палочек.

Из каких геометрических фигур он состоит?

Правильно, посмотрите, какие красивые домики у нас получились.

Стоит в поле теремок -теремок,

Очень, очень он высок, ох, высок!

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья.

В. Молодцы, ребята, занятие наше закончилось.

Дети рассматривают демонстрационное панно с изображением героев сказки: это сказка «Теремок», здесь изображён теремок и герои: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.  

Д. Теремок -это  домик, а живут в нем зверушки,... Дикие, потому что они живут в лесу.                              

Д.  Медведь, у белочки, у птички, у мышки, крота, лисы.

Д. Из квадратика.

(дети складывают фигуру из квадратиков, лежащих на столе)

Д. Домик.

-  красного,

-  прямоугольник,

-  зелёная,

-  треугольная.

- красного,

- тоже красного,

-  зелёного,

-  красного,

-  зелёного,

-  тоже зелёного.  (откладывают домик в сторону и берут второй квадратик)

-  треугольник,

-  мышка.

-  овал,

-  большой треугольник,

-  маленький треугольник ,

-  прямоугольники,

-  зелёная.

( дети собирают лягушку на ковриках).

Д. зайчик.

- маленький круг,

- большой круг,

-овал,

- самый маленький круг,

- прямоугольник.

(дети собирают зайчика на ковриках).

Д. дети делают упражнения:

-  руки вверх, в стороны,

-  наклоны в стороны,

-  маршируют на месте,

-  прыжки на месте, как зайчики.

-  приседают, слушают,

-  бег на месте,

-  руки через стороны вверх,

-  присели, встали.

Дети работают  с квадратиками.

- рыжая

-  прямоугольник

-  красная

-большой треугольник,

- большой прямоугольник,

-  маленькие прямоугольники,

-  маленькие треугольники,

-  овал.

( дети собирают волка на ковриках).

- большой круг,

- большой квадрат,

- маленькие круги,

- овалы и прямоугольники.

( дети собирают медведя из геометрических фигур).

( дети собирают домик из счётных палочек).

- из квадрата и треугольника.

(дети делают упражнения)

-руки над головой - крыша, руки вверх,

-хлопают в ладоши,

-жмут руки соседу по столу.

 

Анализ занятия:   занятие составлено в игровой форме,   с использованием сюжета известной детям сказки «Теремок».  Дети были активны, они играли в игры, выполняли игровые действия , отвечали на вопросы  воспитателя, закрепляли знания, полученные ранее. У детей было хорошее  эмоциональное настроение, воспитывалось желание заниматься таким видом деятельности. Проводилась физкультминутка, что удовлетворяло двигательной потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию детей младшей группы (формирование элементарных математических представлений)

Занятие по познавательному развитию детей младшей группы (формирование элементарных математических представлений). Решаемые задачи: Совершенствовать умение различать и называть геометри...

Конспект занятия во второй младшей группе Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) Тема: «Птичка- синичка»

Цель:Формирование в игровой форме элементарных математических представлений у детей при сравнении предметов, групп предметов по величине и количеству.Программные задачи:Образовательные:Продолжать учит...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Зайчата" Младшая группа

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Зайчата" Младшая группа...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений " Заюшкин огород", Младшая группа

Занятие по программе Л. Г. Петерсон тренировочного типа по теме: Цвет, Размер; Младшая группа...

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Счёт до двух" Младшая группа

Конспект занятия по Познавательному развитию, формированию элементарных математических представлений "Счёт до двух" Младшая группаОбразовательная ситуация №17 по Петерсон...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Формирование элементарных математических представлений Тема: «Большой- маленький»

Цели:Закреплять умение различать предметы по величине, используя слова «большой – маленький»; ориентироваться на величину предметов,развивать умение анализировать, сравнивать, осущес...