Конструкт организации непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ямова Елена Евгеньевна

 

 

 

Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игра-путешествие30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт
организации непосредственно – образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений

Группа: средняя.
Образовательная область: познавательное развитие.   Тема: «геометрические фигуры».   Форма НОД: игра – путешествие.
Виды деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: 

  • дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности;
  • умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
  • демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал); сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения;
  • дети демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал;  умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.

Цель: закрепить у детей представления о геометрических фигурах; развивать умение при анализе фигур пользоваться приёмами наложения и тактильного обследования; упражнять в умении «читать» схему и выкладывать в соответствии с ней заданный образ.

Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности

Задачи с учётом индивидуальных особенностей детей группы

Воспитательные задачи: 

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать в малых группах;
  • прививать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Развивающие задачи: 

  • развивать у детей умение тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод;
  • развивать умение создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой;
  • развивать умение выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал).

Обучающие задачи:

  • продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, овал), закрепить знания об их отличительных особенностях;
  • упражнять детей в умении группировать геометрические фигуры по основному признаку;
  • учить детей пользоваться приёмом наложения при сравнении выложенных фигур с образцом;
  • учить детей правильно «читать» схему, подбирать в соответствии с ней необходимый для конструирования материал.

Оксана  – способствовать развитию речи, учить отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Матвей  – способствовать развитию уверенности в себе, учить формулировать элементарные выводы.

Методы: художественное слово, беседа, инструкция, демонстрация, показ, проблемная ситуация, упражнение, исследовательская деятельность, конструирование

Оборудование.

Раздаточный материал: счётные палочки и две верёвочки (на каждого ребёнка), геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал (на каждого ребёнка), карточки с изображением схем конструкций из геометрических фигур.

Демонстрационный материал: «грустные» и «весёлые» геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), геометрические фигуры (тот же набор) для демонстрации приёмов обследования, магнитная доска.

Этапы

Методы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1.Мотивация на совместную деятельность.

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность.

Художественное слово, беседа, проблемная ситуация

Воспитатель приглашает детей в полукруг на ковре.

- Ребята, хотите. поиграем в игру «Загадки – отгадки». Я вам загадаю загадки, а вы подумаете и скажете ответ – отгадку.

1. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны  Одинаковой длины. 
Вам его представить рад. А зовут его… (Квадрат)

  1. Нет углов у меня И похож на блюдце я, 
    На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. 
    Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня!  (Круг)
  2. Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я?  (Треугольник)
  3. Он – похожий на яйцо или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность – очень странная наружность: Круг приплюснутым, вдруг, стал –  Получили мы … (овал).

- Треугольник, квадрат, круг, овал – это (что?)… (геометрические фигуры). -  Верно,  это геометрические фигуры. И у меня для вас есть сообщение от геометрических фигур (показывает и зачем читает письмо). ( в письме сообщается, что в стране геометрических фигур вдруг стало очень скучно, все грустят). Воспитатель предлагает детям решить проблему: «Что же делать? Как помочь фигурам? Как их развеселить?»(варианты ответов детей). Что ж, я с вами согласен, с ними нужно поиграть и тогда им станет весело. Тогда нам нужно оправиться в страну геометрических фигур!  А поедем мы туда на чем? (варианты ответов детей, предлагают ехать на автобусе).Воспитатель помогает детям составить из стульчиков автобус, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение.

Дети проявляют активность, инициативность, любознательность, вступают в диалог с воспитателем, отгадывают загадки,

Дети решают проблемную ситуацию. Предлагают варианты

Дети проявляют интерес, смотивированы на предстоящую деятельность

2.Основной этап

2.1 «Встреча с геометрическими фигурами».

Задачи:

1.продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами (кругом, овалом, квадратом, треугольником), закрепить знания об их отличительных особенностях;

2.развивать у детей умение тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод.

2.2 Игра «Выложи фигуру».

Задачи:

1. упражнять детей в умении группировать геометрические фигуры по основному признаку;

2. развивать умение выкладывать геометрические фигуры с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал);

3. учить детей сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Физминутка.

Задача: снять мышечное напряжение.

2.3 Игра «Конструирование по схеме».

Задачи:

1учить детей правильно «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал;

2. развивать  умение создавать образ из фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой;

3.воспитывать  доброжелательное отношение к сверстникам, развивать умение работать в малом коллективе.

Беседа, инструкция, упражнение, исследовательская деятельность, демонстрация.

Инструкция,  беседа, исследовательская деятельность.

Художественное слово, показ.

Инструкция, демонстрация, конструирование

- Вот мы и приехали в страну Геометрических фигур.

Воспитатель предлагает  детям  сесть  за столы, на которых приготовлены счётные палочки, верёвочки и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены «грустные» геометрические фигуры.

- Ребята, посмотрите, совсем загрустили геометрические фигуры. Они даже не заметили, как мы приехали. А давайте вспомним, как называются эти фигуры.

- Как называется эта фигура? Правильно, круг. Найдите перед собой на столе круг, покажите мне его. Проведите пальчиком по краю круга. Есть ли у круга углы? Нет, у круга нет углов. Что бывает круглой формы? (Тарелка, часы, диск, блин.)

- Как называется эта фигура? Правильно, квадрат. Найдите перед собой на столе квадрат, покажите мне его. Проведите пальчиком по сторонам квадрата. Сколько у него сторон? А есть ли у квадрата углы? Сколько их? Значит, у квадрата четыре стороны и четыре угла? Проверьте ещё раз. Что бывает квадратной формы? (Окно, книга, ковёр, платок.)

- Найдите перед собой на столе фигуру, у которой тоже есть стороны и углы, но которую нельзя назвать квадратом. Как называется эта фигура? Правильно, это треугольник. Покажите мне треугольник. Проведите пальчиком по сторонам треугольника. Сколько у него сторон? А есть ли у треугольника углы? Сколько их? Значит, у треугольника три стороны и три угла? Проверьте ещё раз. Так чем же квадрат отличается от треугольника? (У квадрата 4 стороны и 4 угла, а у треугольника 3 стороны и 3 угла.) А чем эти фигуры похожи? (У них есть углы.) Что бывает треугольной формы? (Крыша, , наконечник копья или стрелы, шляпа, конверт.)

- Как называется фигура, которую мы с вами ещё не рассматривали? Правильно, овал. Покажите мне овал. Проведите пальчиком по краю овала. Есть ли у овала углы? Нет, у овала нет углов. На какую фигуру похож овал? Конечно, на круг. А чем фигуры – круг и овал похожи? (У них нет углов.) Чем эти фигуры отличаются? (Круг ровный, а овал вытянутый, продолговатый.) Что бывает овальной формы? (Огурец, батон, дупло, яйцо.)

- Ребята, мы обследовали все фигуры. Теперь разделите их на две группы. По какому признаку вы разделили эти фигуры? (По наличию и отсутствию углов.) Правильно, у одних фигур есть углы – у каких? А у других фигур углов нет – какие это фигуры?

- Ребята, геометрические фигуры всё ещё грустят. Давайте мы каждой фигуре сделаем друга – такую же фигуру. У нас есть счётные палочки и верёвочки. Из какого материала можно выложить квадрат? Конечно, из палочек. Сколько палочек нужно взять для этого? Сколько сторон – столько и палочек. Выложите квадрат.

Воспитатель контролирует выполнение задания, поправляет ошибающихся детей, оценивает тех, кто справился с заданием.

- Похож новый квадрат на своего друга? Наложите квадрат на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили квадрат?

- Молодцы, вы справились с этим заданием. А какую ещё фигуру мы сможем выложить с помощью палочек? Правильно, треугольник. Как вы думаете, сколько палочек нам потребуется? Правильно, сколько сторон – столько и палочек – значит, три. Выложите треугольник.

- Похож новый треугольник на своего друга? Наложите треугольник на фигуру, которую вы выложили из палочек. Проверили? Правильно выложили треугольник?

- Каким фигурам мы ещё не сделали друзей? (Кругу и овалу.) Сможем мы эти фигуры выложить из палочек? (Нет, почему? (ответы детей)потому что у них нет углов.) А с помощью какого материала мы сможем выложить круг и овал? (С помощью верёвочек.) Эти фигуры будут одинаковыми? (Нет, круг будет ровным, а овал вытянутым.) Выложите из верёвочек круг и овал.Воспитатель следит за тем, как дети выполняют задание, помогает затрудняющимся ребятам.

- Похожи ваши новые фигуры на круг и овал? Наложите круг на  круг, а овал – на овал. Проверяем…. Правильно выложили фигуры?

- Мы замечательно потрудились, фигуры начинают веселеть, а чтоб они совсем развеселились- давайте поиграем (физминутка)!

Воспитатель показывает рисунки, а ребята в соответствии с рисунком выполняют упражнения.

                 Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки. 
Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.
Сколько треугольников зелёных, Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков, Столько сделаем прыжков.

- Ребята, мы очень стараемся развеселить геометрические фигуры, а они всё грустят. Наверное, они не знают, как можно играть с нами? Давайте мы их научим. У нас есть счётные палочки, геометрические фигуры и схемы, по которым можно составить занимательные изображения. Выберите себе схему, которая вам больше всего понравится и друга, с кем вы эту работу будете выполнять (можно взять двоих друзей). Найдите себе место на ковре, и выложите занимательный образ по схеме. Воспитатель помогает детям распределиться по малым группам, найти место на ковре и начать работу. Во время выполнения задания  меняет «грустные» геометрические фигуры на «весёлые».

- Вы закончили работу? Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Воспитатель приглашает детей посмотреть на результаты работы каждой малой группы, проверить правильность выполнения в соответствии со схемой. Воспитатель оценивает детей и обращает их внимание на «смену настроения» у геометрических фигур, выставленных на доске.

- Ребята, посмотрите, наши фигуры заулыбались! Они были так рады, что вы научили их играть. Теперь они сами смогут складываться в разные образы и больше никогда не загрустят. А ещё фигуры обрадовались тому, что вы работали в малой группе и совсем не ссорились. Итак, мы приехали сюда, чтобы развеселить геометрические фигуры и поиграть с ними – и мы это сделали, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Где наш автобус?

Воспитатель помогает детям соорудить автобус из стульчиков, выбирает водителя и включает музыкальное сопровождение.

Дети вступают в диалог с воспитателем, отвечают на вопросы, участвуют в тактильном обследовании геометрических фигур. Они формулируют элементарный вывод.

Дети группируют геометрические фигуры по основному признаку, выкладывают их с помощью счётных палочек и верёвочек, а также сравнивают выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Дети выполняют упражнения по тексту стихотворения, закрепляя навык счета и по показу воспитателя.

Дети распределяются по малым группам, выбирают схему и необходимый материал. Они создают образ из геометрических фигур и счётных палочек, заданный схемой.

Дети различают и называют геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник), знают их отличительные особенности. Ребята умеют тактильно обследовать геометрические фигуры, формулировать элементарный вывод.

Дети демонстрируют умение группировать геометрические фигуры по основному признаку, а также выкладывать их с помощью счётных палочек (квадрат, треугольник) и верёвочек (круг, овал). Они умеют сравнивать выложенные фигуры с образцом, пользуясь приёмом наложения.

Дети отдохнули, расслабились, готовы к дальнейшей деятельности.

Дети стараются бесконфликтно работать в малом коллективе. Они демонстрируют умение «читать» схему, подбирать необходимый для работы материал. Дети умеют создавать образ из геометрических фигур и счётных палочек, опираясь на образец, заданный схемой.

3.Подведение итогов. Рефлексия

Задача: помочь детям сформулировать цель НОД, её достижение, уметь дать оценку себе и другим

Беседа.

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- Ребята, где же мы с вами были? А зачем мы ездили в страну геометрических фигур? ( ответы индивидуальные)

- И что мы делали в самом начале для того, чтобы фигуры повеселели? А чем мы занимались после этого? И отчего же, наконец, они развеселились?

- Ребята, что вам показалось в этом путешествии самым трудным? (индивидуальные вопросы к детям) А что было легче всего?  (индивидуальные вопросы).: что именно понравилось, какое упражнение (игра?) была сложной (интересной)? Чья занимательная фигура сегодня понравилась…(имя реб)?

Дети отвечают на вопросы, анализируя деятельность в ходе достижения цели, оценивают себя и других

Дети совместными усилиями формулируют вывод НОД.

4.Открытость.

Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах, применение полученных знаний

Инструкция.

- Ребята, вы – настоящие герои, вы развеселили фигуры! И на память о нашем замечательном путешествии я дарю вам эти необыкновенные раскраски. Они необыкновенные потому, что рисунки на них составлены из геометрических фигур. Раскрашивая эти рисунки очень аккуратно, вы вновь порадуете геометрические фигуры, и они в своей стране снова заулыбаются.

Дети слушают воспитателя, благодарят за подарки.

Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование элементарных математических представлений на тему: «Математический теремок»

Конспект  непосредственной образовательной деятельности поформирование элементарных математических представленийна тему: «Математический теремок»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»

-Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к  другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Путешествие в математическую страну»

Увлекательная образовательная деятельность в нетрадиционной форме проведения, а в стиле путешествия в данном случае в «Математическую страну». Детям приходиться преодолевать различные препятствия мате...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: " Путешествие в Математическое Царство".

Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия Задачи:Обучающие: Закреплять названия и свойства геометрических фигур. Продолжать учить определять мест...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...