Счет до 5. Число и цифра 5.
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Журавлева Надежда Владимировна

Конспект НОД по познавательному развитию (математика) для детей 4-5 лет на тему: «Счет до пяти. Число и цифра 5»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_do_pyati._chislo_i_tsifra_5.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию (математика)

для детей 4-5 лет

на тему: «Счет до пяти. Число и цифра 5»

Дата: 10.11.2020

Воспитатель: Тимохина Надежда Владимировна

Цель: сформировать представление о числе и цифре 5.

Задачи:

- умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

- закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;

-тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы: игрушки (медвежонок, львенок); изображение земляники и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1—7.

Раздаточный: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 по одной на каждого.

Ход занятия:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель предлагает детям вспомнить, к кому они ходили в гости в прошлый раз.

— Как вы думаете, где живут наши друзья? (В лесу.)

— Медвежонок и львенок зовут нас по ягоды. Поедем? (Да.)

— На чем можно добраться до леса?

Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд.

2. Актуализация знаний.

Игра «Билет на поезд».

— Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.)

— Где покупают билеты? (В кассе.)

— Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)

— Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все вместе? (Столько же, сколько детей.)

Дети подходят к столу-кассе, на котором находятся карточки-билеты с нарисованными на них предметами. Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько детей. Также имеются карточки с 2, 3, 5 предметами. Карточки лежат вперемешку.

Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, на которой нарисовано 4 предмета. Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда. Если билет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете.

Ответ должен звучать так: «У меня нарисовано 4 яблока (мяча, морковки и т. п.)».

Проводник забирает билет.

Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 4 предмета, то воспитатель просит ребенка-пассажира пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.

Все пассажиры на местах, билеты проверены — можно ехать.

— Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо (налево).

Приехали в лес.

Игра «Отдых в лесу».

Дети встают со стульев — выходят из поезда — и идут в лес.

— Как надо вести себя в лесу? (Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес — это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.)

Воспитатель предлагает детям полежать на мягкой травке, рассмотреть в траве маленького красивого жука. Дети ложатся на ковер на живот, раздвигают траву.

— Кого ты видишь в траве?

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «По ягоды» (начало).

Дети садятся за столы по 4 человека. На середине каждого стола вперемешку лежат красные и синие круги по 6 на каждого ребенка.

— Мы пришли на полянку с ягодами. На какие ягоды похожи красные (синие) круги?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель показывает изображение земляники и черники.

— Медвежонок собрал 4 землянички.

Дети отсчитывают 4 красных круга и кладут перед собой.

— Львенок собрал столько же ягод черники.

Дети под красными кругами выкладывают синие.

— Сколько ягод черники вы выложили? (Четыре.)

— Почему вы выложили 4 синие ягодки? (Потому что каждая ягодка земляники имеет пару — ягодку черники; либо: ягод земляники — 4, ягод черники — тоже 4, а 4 и 4 — поровну.)

Вдруг медвежонок нашел еще одну ягодку земляники. Дети берут

один красный круг и кладут его рядом с остальными.

— Сколько теперь ягод земляники?

Дети хором считают, дотрагиваясь пальчиком до каждой ягодки: один, два, три, четыре... После этого некоторые дети могут сбиться, так как еще не знают счета до пяти. Возникает затруднение — как правильно сосчитать дальше?

— Сумели ли вы сосчитать ягоды земляники? (Нет.)

— Почему не сумели? (Потому что не знаем, как считать дальше.)

4. Открытие нового знания.

Игра «По ягоды» (продолжение).

— Что же нужно сделать, чтобы узнать количество ягод земляники? (Надо узнать, как считать дальше.)

— Кто знает, какое число следует при счете за числом четыре?

Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Как правило, многие дети уже умеют считать до 5, поэтому большинство из них назовут число 5.

Воспитатель хвалит детей:

— Молодцы! Вы нам очень помогли!

Затем он просит всех детей посчитать до пяти. Дети считают хором, согласовывая числительные с существительными: одна ягода, две, три, четыре, пять.

Воспитатель подводит итог: при счете после 4 идет 5.

— Как получилось 5 ягод? (Было 4, добавили еще одну, и получилось 5.)

— Каких теперь ягод больше? (Больше земляничек.)

— Как сделать поровну?

Дети должны дать два варианта уравнивания: либо убрать одну ягодку землянички, либо добавить одну чернику. Воспитатель предлагает добавить ягодку черники.

— Сколько теперь ягод земляники (черники)?

Делается вывод: 5 и 5 — поровну.

5. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «По ягоды» (продолжение).

Воспитатель кладет на стол карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 6, 7 и карточки с цифрой 5 по количеству детей.

Воспитатель говорит детям о том, что зверушки хотят написать письмо своему другу лисенку и рассказать, сколько ягод они собрали.

— Выберите на столе карточку, которую надо послать лисенку для того, чтобы он понял, что его друзья собрали по 5 ягод.

Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5.

Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задает детям вопросы:

— Сумели вы выбрать карточку с нужной цифрой? (Нет.)

— Почему не сумели? (Потому что не знаем, как записывается число пять.)

6.        Преодоление затруднения.

Игра «По ягоды» (окончание).

— Что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать? (Надо у кого-либо спросить.)

После вопроса детей воспитатель показывает им карточку, на которой написана цифра 5.

Воспитатель делает вывод: число пять записывается с помощью цифры 5.

Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод.

7. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Ягодка для мамы».

Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались в лесу на земляничной поляне. Дети ходят по группе, изображая сбор ягод.

— Хотите отнести ягод маме?

После ответов детей воспитатель рассказывает, что у детей нет с собой корзинки.

— Как вы донесете ягоды? (В ладошке, на листочке, на травинке.)

Дети изображают свой способ в движении. Надо объяснить им, что рвать ягоды вместе с веточками ни в коем случае нельзя.

Игра «Вкусные ягоды».

Дети садятся за столы, и воспитатель предлагает им съесть вот столько (1) ягод земляники. Дети должны взять в руку один красный круг.

- Съешьте вот столько (5) ягод земляники.

Дети выполнить задание не могут.

- Почему вы не можете выполнить просьбу? (Потому что ягод земляники осталось всего 4, а нужно съесть 5.)

- Съешьте вот столько (5) ягод черники.

Дети берут 5 ягод черники, пересчитывая их по одной.

- Сколько ягод у вас осталось? (4.)

- Какие это ягоды? (Земляника.)

Воспитатель говорит детям, что от черники у них испачкались губы, и предлагает губы облизать. Дети несколько раз проводят языком по губам слева направо и справа налево.

8. Итог занятия.

Дети собираются около воспитателя.

- Где вы сегодня побывали?

- Что интересного сделали?

Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зверушкам собрать ягоды и написать письмо, потому что научились считать до пяти и узнали, как записывается это число.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по образовательной области «ПОЗНАНИЕ»: формирование элементарных математических представлений по теме «Счет до 5. Число и цифра 5».

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация»- формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количе...

"Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего возраста в ОО "Познание" по программе "Мир открытий"(под редакцией Л.Г.Петерсон) по теме "Счет до 8.Число и цифра 8"

В своей работе уделяю большое внимание изучению личности своих воспитанников и развитию их способностей, применяя дифференцированный подход к организации образовательной деятельности. На протяжении мн...

НОД по математическому развитию на тему "СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. "

НОД область познание. Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6.  Цель: сформировать представление о числе и цифре  6 , умение считать до шести, соотносить цифру       ...

"Счет до трёх, число и цифра 3. Знакомство с цифрой 3"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9888728","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"248","width":"480"}}]]Цель:Освоение числа 3, познакомить с цифрой 3. Развивать логиче...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Счет до трех, число и цифра три"

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Счет до трех, число и цифра три"...