КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал по математике

Поезжаева Вера Валерьевна

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_karta_poezzhaeva_v.v.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитатель

первой  квалификационной категории

Поезжаева Вера Валерьевна

1.Общие сведения: 

Наименование педагогического опыта

 «Использование инновационных игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера), как метод развития логико – математических представлений у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель  первой  квалификационной категории «Поезжаева Вера Валерьевна»

Стаж работы в должности

8 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект,  практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 3 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

 В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логику мысли, умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Поэтому одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, поэтому особенно важным, на мой взгляд, является формирование логического мышления дошкольников. И этому активно способствуют  технологии развивающих игр  Дьенеша, Кюизенера. В совокупности они, как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме».

Цель, преследуемая автором

Развитие умения детей применять современные инновационные игровые технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения. 

Ожидаемые результаты проекта

Повышение эффективности процесса обучения.

Обогащение и углубление знаний в развитии детей через игровые технологии.

Повышение уровня профессионального мастерства.

Реализация личностно - профессионального роста педагога.

Ожидаемая практическая значимость проекта

Использование современных игровых технологий в образовательной деятельности.

Формирование банка методических материалов.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

В основе   опыта лежит разработанная система работы    по внедрению игровых технологий в работу с детьми:

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение необходимым оборудованием рабочего места педагога

- Разработка системы использования игровых технологий, развивающих логическое мышление детей

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты занятий)

- Создание презентаций программы PowerPoint к конспектам занятий «Планета Железяка в беде», «Фиксики в гостях у ребят»

2 этап  

- Осуществление внедрения игровых технологий в образовательную деятельность

- Использование в образовательном процессе игр с Блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

- Организация работы с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзенера в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных

- Использование игровых технологий во время реализации проекта: «Подготовка детей к школе»

-Изготовление нестандартных дидактических игр математического содержания использование данного дидактического материала

- Создание опорных схем, кодовых карточек

- Изучение правил работы со схемами, с кодовыми карточками

- Размещение консультаций для родителей: Консультация для родителей «Поиграйте с палочками Кюизенера», ««Блоки Дьенеша – игра для развития и ума»

3 этап  

- Собрана картотека игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера

- Создание и размещение на личном сайте консультаций для родителей и педагогов

- Распространение накопленного опыта на РМО, для педагогов ДОУ

- Выступление на педсообществе  по теме «Подготовка к школе»

- Проведён мониторинг оценки уровня развития детей

- Проведен анализ эффективности проделанной работы

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

В данное время существует острая необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную.

 Направленность педагогического опыта заключается в использовании игровых технологий Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера для развития логико – математических представлений у дошкольников.
Новизна опыта состоит в создании системы работы с детьми по развитию логического мышления посредством использования игровых технологий (блоков Дьенеша и палочек Кюизенера).

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

В настоящее время в связи с разработкой и внедрением новых документов, нормативных и законодательных актов (Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога и др.) ведется активный поиск различных методик, технологий и путей совершенствования образовательного процесса.

Как отмечено в Законе об образовании в РФ, дошкольное образование, являясь первой ступенью общего образования, реализует образовательную программу с использованием различных образовательных технологий.

 В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что одной из главных задач подготовки современного педагога является овладение современными образовательными технологиями.

И так становится актуальным поиск и внедрение таких форм и методов работы с детьми, которые будут соответствовать современным требованиям развивающего обучения в период дошкольного детства,  помогут стать дошкольнику успешным, сначала в детском саду, затем в школе.                

 Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Ведь еще в середине XVII века Я.А. Коменский утверждал про детей: «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда будут заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило разумно….».  В связи с этим особое значение приобретают новые игровые педагогические технологии.          

  Основной  вид  деятельности  дошкольников  -  это игра.  Именно  в игре  можно  с  помощью  данных  технологий  развивать  у  дошкольников не только  интеллектуальные  способности,  но  и  творческие, коммуникативные  (умение  работать  в  паре,  подгруппой,  коллективно), речевые.    

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» -искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон.

Дословно «технология» - наука о мастерстве. Согласно определению толкового словаря Ефремовой Т.Ф., технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология - процесс, который включает работу по проектированию и осуществлению сформулированных и обоснованных целей и задач.

 В общей дидактике к определению «педагогическая технология» имеются различные подходы. Борис Тимофеевич Лихачев говорил, что педагогическая технология есть «организационно - методический инструментарий педагогического процесса». По мнению Владимира Павловича Беспалько, под педагогической технологией понимается «техника реализации учебного процесса».

Вячеслав Валерьянович Гузеев определил под понятием «педагогическая технология» систему, включающую представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий.

Г.К. Селевко относит игровые технологии к педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Данные технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность человека. Эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Под «активностью» подразумевается такая деятельность, которая характеризуется высоким уровнем мотивации, результативностью и соответствием социальным нормам. В процессе воспитания принцип активности ребенка является основным.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном. (Г.К.Селевко)

По мнению Виктор Максимович Шепель, под педагогической технологией понимается «искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния».

Игровые технологии - это тщательно отобранный игровой материал, который выстраивается в систему игр и совокупность игровых приемов для получения конечного результата.

Целью игровой технологии является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей действительностью. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Использование игровых технологий  позволяет  развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок  руководствуется личностными установками и мотивами.

Используя технологии развивающих игр  Дьенеша, Кюизенера удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному- с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными линеечками. Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками Дьенеша), а также и самостоятельно. Использование палочек Кюизенера способствуют:

1. Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.

2. Подводят к осознанию отношений «больше - меньше», «право» - «лево», «между», «длиннее», «выше».

 3. Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.

4. Подойти вплотную к сложению, вычитанию чисел.

5. Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование), зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

6. Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.

7. Развивается умение работать в коллективе.

Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра. Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление, а также восприятие, память, внимание и воображение.

Упражняться с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме. Это    основной метод    обучения,    позволяющий    наиболее    эффективно использовать игровые технологии.   Занятия   рекомендуется   проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

На данный момент реализация требований ФГОС СПО по формированию и развитию общих и профессиональных компетенций невозможна без применения альтернативных технологий: применение игровых технологий.  Принцип активности обучающихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике и именно игровая деятельность, как педагогическая технология, как раз и является той мотивирующей средой для возникновения потребности в усвоении знаний и умений. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. А процесс усвоения знаний во время игры носит естественный и непроизвольный характер. Педагогическая суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении.

Работа по распространению собственного опыта,

Воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Разработаны конспекты НОД: Планета Железяка в беде», «Фиксики в гостях у ребят»

Созданы презентации к  конспектам НОД с  помощью программы PowerPoint: «Планета Железяка в беде», «Фиксики в гостях у ребят», «В стране веселых человечков.

Собрана картотека игр с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, составлен перспективный план работы с детьми и родителями.

Изготовлены нестандартные дидактические игры математического содержания: «Подбери ниточки», «Чей домик», «Зоопарк», «Найди ошибку»,  «Живые блоки», «Расшифруй код», «Волшебный замок», «»Бусы», «Цветные домики», «Художники», «На дне морском», «Сыр для мышки»

- Созданы опорные схемы, кодовые карточки «Выложи из палочек», «Продолжи», «По порядку», «Найди пару», «Лесенка», «Пирамидка», «Угадай-ка».

Это даёт возможность педагогам ДОУ использовать данные разработки в работе с детьми дошкольного возраста, при наличии необходимого оборудования.

3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результатов исследования показал, что предложенный опыт работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий дает серьезные результаты: прослеживается положительная динамика (с 34% до 92%); развитие логического мышления у дошкольников происходило в процессе систематического решения задач проблемного характера. Практика показала, что при условии систематического использования в воспитательно-образовательном процессе игровых технологий, эффективность работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников  значительно повышается.

Итак, труд, затраченный на развитие логического мышления с помощью игровых технологий, оправдывает себя во всех отношениях:

повышает качество знаний

помогает преодолеть трудности

вносит радость в жизнь ребенка

позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания воспитателя и детей и их сотрудничества в образовательном процессе.

Опыт показывает, что игровые технологии (Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) дают большой заряд положительных эмоций, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Дети испытывают устойчивый интерес к развивающим играм, умеют объяснять свою позицию, выразить свое мнение. Заметно развились мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию.

Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.                                

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

Проведение мастер – класса для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников»

Открытый показ НОД по ФЭМП в старшей группе «Планета Железяка в беде» в рамках работы педагогического сообщества «Подготовка детей к школе»

 Выступление на педагогическом сообществе «Подготовка детей к школе»: «Работа с палочками Кюизенера»

 Выступление на педсовете: по теме «Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников»;

« Годовой отчет по самообразованию на тему: «Формирование у детей основ логического мышления  посредством игр»

 Выступление на родительском собрании «Ознакомление родителей с новыми игровыми технологиями работы в д/с: «Использование игровых педагогических технологий развития интеллектуальных способностей дошкольников – палочки Кюизенера и блоки Дьенеша».

Открытый показ образовательной деятельности для воспитателей ДОУ: НОД по ФЭМП с блоками Дьенеша «Фиксики в гостях у ребят» (с использованием ИКТ)

Публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта: https://nsportal.ru/poezzhaeva-vera-valerievna

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

- Публикация: Центр педагогического мастерства «Новые идеи» Всероссийское образовательное издание «Новые идеи»: Конспект НОД  в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Планета Железяка в беде»

- Публикация на страницах личного сайта:

Консультация:

Консультация для воспитателей «Развивающие пособия: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»

Консультация для воспитателей «Моделирование сказок с использованием блоков Дьенеша»

 Консультация для родителей «Поиграйте с палочками Кюизенера»

Консультация для родителей «Блоки Дьенеша – игра для развития и ума»

НОД:

НОД по ФЭМП в старшей группе «Планета Железяка в беде».

НОД по ФЭМП с блоками Дьенеша «Фиксики в гостях у ребят»

Презентация:

презентация к НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша «Фиксики в гостях у ребят»

Презентация к НОД по ФЭМП в старшей группе «Планета Железяка в беде»

Презентация Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников» (Презентация, сопровождающая выступление. Знакомство с логическими блоками Дьенеша)

Презентация к выступлению на педсовете (Годовой отчет по самообразованию) на тему "Формирование у детей основ логического мышления посредством игр"

- Выступление на педсовете по теме «Применение блоков Дьенеша для ФЭМП у дошкольников»

- Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша по ФЭМП у дошкольников»

- Опыт работы воспитателя по теме: работа с палочками Кюизенера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

Карта инновационного педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»...