Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе: "Знакомство с цилиндром"
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Ишмуратова Альбина Фирдависовна

Технологическая карта к занятию по ФЭМП в средней группе: "Знакомство с цилиндром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_zanyatiya_hadieva_a.f.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Образовательная область

Познавательное развитие

Возраст детей, группа

4-5 лет, средняя группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Поможем Лунтику  построить ракету»

Цель

Знакомство с цилиндром, учить распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других геометрических тел; закреплять представления детей о геометрических телах.

Задачи

Обучающие:

- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

- закрепить счет до 5, умение выделять и называть общее свойство предметов, представления об изученных геометрических телах, умение соотносить плоскостные геометрические фигуры с пространственными телами;

Развивающие:

- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;

- развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки, умение играть в коллективе.

Материал

Демонстрационный:

Письмо от Лунтика, изображение ракеты, предметы цилиндрической формы, предметы других геометрических форм, деревянный конструктор

Предполагаемый результат

- ребенок может дать определение понятию «цилиндр»;

- ребенок имеет представление о свойствах цилиндра, что он стоит и катится.

- ребенок способен сделать самостоятельный выбор;

Этапы технологии «Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в ситуацию

Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, нашла в группе конверт с письмом. Давайте откроем его и узнаем от кого письмо. Хотите открыть? (ответы детей)

Воспитатель открывает письмо и читает письмо.

«Здравствуйте, ребята, это я Лунтик, я давно прилетел с Луны и сейчас бы хотел полететь туда в гости к своим друзьям, я очень соскучился по ним, но не знаю на чем полететь. Помогите мне ребята!»

Ну что ребята хотите помочь Лунтику? (ответы детей) А сможете? (ответы детей)

Словесные методы, мотивация,  использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Этапные задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

II. Актуализация знаний

Ребята на чем можно полететь на луну? (ответы детей)

А что такое ракета? (ответы детей)

Правильно, ракета самый быстрый вид транспорта, с его помощью него люди летают в космос. (Картинка ракеты выводится  на доске)

- Но откуда мы возьмем ракету?

(ответы детей).

-А может мы сможем с вами построить ракету? Давайте с вами рассмотрим из каких частей состоит ракета.

(ответы детей)

(показ картинки ракеты из строительного материала)

1 часть ракеты – передняя часть или носовая часть.

2 часть ракеты – борт ракеты,

3 часть ракеты- хвостовые крылья.

А еще на борту ракеты есть окна-иллюминаторы.

Чтобы построить ракеты, что нам нужно? (ответы детей)

-Детали. Правильно нам нужны детали!

- А Где взять детали? (ответы детей) 

Детали можно купить в магазине. (куда вы ходите с мамой папой, когда вам что-то нужно) Давайте отправимся в магазин.

Пришли в первый магазин. В магазине продаются только продукты.

-Ребята давайте посмотрим, что тут продается? (ответы детей). Как называется магазин, если в нем продаются только продукты? (Продуктовый!). Давайте посмотрим на товары. Что общего у этих товаров. (дети находят общие признаки предметов, например, имеют одинаковую форму, одинаковый цвет, одинаковый или разный размер). Ребята давайте посчитаем сколько фруктов (5 должно быть) Ребята в этом магазине есть детали для ракеты? (ответы детей) Да, я тоже думаю, что нет, пойдем дальше!

Пришли во второй магазин. В магазине продаются только игрушки.

-Ребята, посмотрите, что тут продается? (ответы детей). Значит этот магазин как называется? – (ответы детей). Что общего у этих игрушек? Чем они похожи? (ответы де- тей)

Ребята, как думаете, есть ли в этом магазине, необходимые для нас детали? (дети находят деревянные детали из конструктора). Да ребята, эти детали подходят нам. Возьмите каждый себе корзину и положите по 3 таких деталей. (каждый складывает себе в корзину детали).

- Ну что ребята, как вы думаете, нам хватит этих деталей, чтобы построить ракету? (ответы детей)

Перед тем как пойти дальше, давайте немного отдохнем.

Физминутка.

«Космодром»

Все готово для полета, (дети поднимают руки вверх)

Ждут ракеты всех ребят. (соединяют руки над головой)

Мало времени для взлета (маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд (ноги врозь-руки на поясе)

Поклонились вправо, влево (делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон. (делают наклон вперед)

Вот ракета полетела (прыжки на месте)

Опустел наш космодром (приседают на корточки).

Давайте пойдем в другой магазин. Это новый магазин, недавно открылся, называется «Цилиндр».

Словесный, наглядный метод

Рассматривают картинку ракеты, предметы,  участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления.

Сотрудничество  воспитателя и детей;

наличие устойчивых познавательных интересов,

целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка,

организуется предметная деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей для нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

(умеют считать  до 5, умеют определять признаки предметы, сравнивать их по этим признакам)

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) развивать представления об окружающем мире;

2) развивать психофизические качества детей:  память, внимание, речь;

3) развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.                

III. Затруднение в ситуации

 Посмотрите какие тут разные товары, интересно почему они все продаются в одном магазине?

(ребята рассматривают предметы, и приходят к выводу, что у всех предметов одна форма).

Какую же форму имеют эти предметы? (ответы детей)

Ребята, а что такое цилиндр?

                                                                       

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

 

Дети сталкиваются с затруднением: не знают какой формы все эти товары

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы

Этапные задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;                                                2) развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.                

IV.

Открытие нового знания или способа действий

Воспитатель дает определение цилиндра, о свойствах цилиндра путем сравнения его с шаром (мячом).

Ребята, цилиндр – это объемная геометрическая фигура, она состоит из двух кругов. Благодаря этому цилиндр стоит, а если мы его перевернем на другую сторону, то он катится. Значит цилиндр может стоять и катиться.

.

Словесный, наглядный, игровой метод,

метод демонстрации.

Участвуют в диалоге. Дети в ходе беседы узнают, что цилиндр-объемная фигура.

Он может стоять и катиться.

эмоциональная вовлеченность ребёнка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка

самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельности

Этапные задачи:

  1. учить сравнивать геометрические фигуры шар и цилиндр
  2. учить делать самостоятельный выбор.

V Введение новых знаний в систему знаний

Давайте сравним шар и цилиндр.

Шар-это тоже геометрическая объемная фигура, как цилиндр. Ребята, а как вы думаете, что общего у шара и цилиндра? (ответы детей)

Правильно, и шар и цилиндр можно катать.

А чем отличается шар от цилиндра? Цилиндр можно поставить.

Ребята, а в этом магазине есть нужные детали для ракеты? (ответы детей)

Ребята положите к себе в корзину по 1 цилиндру.

Ну что мы нашли все нужные детали для ракеты? (ответы детей)

Ну что ребята, детали есть. Теперь сможем построить ракету. Давайте пройдем за столы и построим ракету.

(дети строят ракету за столами,) 

Словесный, наглядный, игровой метод, наводящие вопросы

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети повторяют движения за воспитателем.

целенаправленность

деятельности; овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка

Этапные задачи:

  1.   закрепить представления детей о цилиндре;
  2.   тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение.

VI Осмысление (итог)

Собрать детей возле себя в круг

Ну что ребята, смогли вы помочь Лунтику? (да).

А что вы сделали? (построили ракету).

Теперь Лунтик сможет слетать на луну навестить своих друзей, думаю Лунтик будет нам очень благодарен!

Молодцы ребята, вы все справились!

Словесный метод, наглядный, использование средств ТСО

Дети собираются около воспитателя.

умение получать и оценивать результат выполнения собственных действий

фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний 

Этапные задачи:

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь Лунтику в постройке ракеты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе

Технологическая карта занятия по ФЭМП в средней группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»

В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образо...

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Технологическая карта занятия по ФЭМП для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)Тема занятия: «В гостях у сказки»Возрастная группа:...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "

Конспект занятия по ФЭМП  в средней группе  "Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года (осень) "...

Технологическая карта занятия по ФЭМП с применением Эталонных фигур Воскобовича в средней группе

Технологическая карта занятияОбразовательная область: познавательное развитие.Тема занятия: «Цилиндр»Возрастная группа: средняя группаЦель занятия: расширение представлений  детей о с...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе  «Знакомство с цифрой 5. Слева, посередине, справа»...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Знакомство с прямоугольником»

В этом занятии дети знакомятся с такой фигурой, как прямоугольник. Они учатся сравнивать прямоугольник с квадратом методом наложения фигур друг на друга. Так же в этом занятии дети раскладывают предме...