Конспект образовательной деятельности по познанию на тему: «Количество и счёт»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Барабашова Алла Викторовна

Развивать  любознательность, познавательную активность.

Формировать знания о цифрах от 1 до 5, знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Умение ориентироваться на листе бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_femp.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наголенский детский сад «Берёзка»

Конспект  образовательной деятельности по познанию

На тему: «Количество и счёт» в старшей группе.

                               Провела: Барабашова А.В. воспитатель.

Нагольное.

2021г.

Тема: «Количество и счёт».

Образовательная область: «Познание»

Цель: Развитие любознательности, познавательной активности.


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Здоровье».

Задачи:

Образовательные: формировать знания о цифрах от 1 до 5, знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Умение ориентироваться на листе бумаги

Развивающие: развивать интересы детей, любознательность,

 логическое мышление.

Воспитательные: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Демонстрационный материал: Сундучок, пять ключей золотого цвета, небольшая баночка с прозрачной водой, голубая ткань натянута на обруч (это будет озеро), пять рыбок с цифрами от 1 до 5, мяч, телефон.

Раздаточный материал: Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), пазлы с героями мультфильмов.

Методические приемы: Игровая ситуация, речевые игры, беседа-диалог постановка проблемы, конструктивная деятельность, эксперимент с водой в баночке, анализ, подведение итогов.

Секретный эксперимент с водой: чтобы в баночке после прозрачной воды появилась цветная, нужно нанести на крышку густую гуашь. После того как закрыть крышку и встряхнуть с закрытой крышкой банку, вода окрасится в нужный цвет.

                               Ход занятия.

Дети становятся в группе на палас полукругом.

Воспитатель: Ребята мне пришло письмо, там было написано: «Ребятам в «Наголенский детский сад «Берёзка», группа «Звёздочки».Дети, скажите, а где это такой сад и такая группа?

Дети: Это наш детский сад и наша группа.

Воспитатель: Правильно  значит оно адресовано вам.

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде чем начать читать письмо, давайте вспомним правила нашей группы (дети вспоминают и называют: отвечает тот, кто поднимает руку, не выкрикивать, если занимаемся в кругу, то отвечает тот, у кого мяч)

Молодцы, начинаем? (Да). Я читаю письмо, на обратной стороне нарисован Айболит.

Здравствуйте, ребята! Пишет вам доктор Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал, там заболели все звери. Я взял свой чемоданчик с медицинскими инструментами и, уже было, собрался в путь, но злые пираты украли у меня инструменты и выбросили в синее море, где обитает много-много рыб. И одна из этих рыб проглотила мой чемоданчик. Прошу вас ребята мне помочь, нужно найти ту рыбу, которая забрала мой чемоданчик, и передать мне инструменты, чтобы я вылечил зверей в Африке. Я один не справлюсь, мне нужна ваша помощь. Пираты мне дали задание, которое нужно выполнить, чтобы добраться до этого синего моря. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Подпись: Доктор Айболит!

Воспитатель: Ребята, поможем доктору Айболиту?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда прежде, чем приступить к заданию пиратов, нам с вами нужно потренироваться, давайте поиграем в игру «Части суток» - закончи предложение.

Дети: Давайте.

Воспитатель:

- Спим мы ночью, а делаем зарядку …(утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем…(днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем…(вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)

Итак, ребята, сколько частей в сутках?

Дети: 4

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: (утро, день, вечер, ночь).

Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?

Дети: Утро.

 Воспитатель: Молодцы, итак, мы с вами сделали разминку для своего ума, приступим к заданию от пиратов. Прежде чем его зачитать, давайте присядем на ковер с вами и сделаем круг (дети садятся султанчиком на ковер или палас кругом).

 Первое задание (зачитываю): мы высылаем вам вместе с письмом посылку, озеро, где плавают те самые рыбки, которые и взяли медицинские инструменты. Попробуйте догадаться, глядя на них какое задание мы зашифровали.

(воспитатель достает обруч, кладет его на середину, в круг), в нем видите, плавают рыбки, на каждой рыбке есть цифра, и золотой ключик, чтобы это могло означать?

Воспитатель: ребята вы помните, что нужно не перебивать друг друга, а поднимать руку, а когда в кругу то …. (дети вспоминают правила в группе, отвечает тот, у кого мяч)

Дети (начинают высказывать каждый свое мнение, приходят к выводу, что нужно расположить рыбок по числовому порядку, а ключик отдается за выполненное задание. Дети начинают раскладывать в обруче рыбок по числовому порядку от 1 до 5.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на рыбку под номером №1. (Переворачиваю рыбку, там задание)

Рыбка №1: Игра «Скажи одним словом». Я называю предметы, а вы обобщаете, то есть говорите одним словом, как можно назвать, одним словом, все поняли задание?

Дети: да.

Воспитатель: Итак, вот первая группа предметов

- яблоко, груша, лимон, мандарин……и отвечает тот, у кого мяч (воспитатель дает мяч ребенку, если ребенок сомневается в ответе или затрудняется, то он передает тому ребенку, от которого хочет услышать ответ)

Воспитатель: вот мяч хочу дать (имя ребенка), скажи, пожалуйста, как можно назвать одним словом ту группу, которую я назвала?

Ребенок: Это фрукты

Воспитатель: Молодец, правильно! (далее проходит по всем группам так же)

- кровать, тумбочка, стул, шкаф…(мебель) отвечает тот у которого мяч

- собака, кошка, коза, овца…(животные, но ни просто животные, а домашние животные)

-папа, мама, бабушка, дедушка, брат……(родственники-семья)

Воспитатель: Скажи, пожалуйста, сколько сейчас я назвала предметов?

Ребенок: 5

- Малина, смородина, крыжовник …(ягоды)

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки…(обувь)

- Дуб, берёза, клён, осина…(деревья)

- Самолет, вертолет, ракета (транспорт) (можно в каждой группе пересчитать предметы)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а вот и ключик золотой от рыбки (отдаю ключ).

Воспитатель: Беру рыбку под № 2 и зачитываю задание:

- Нужно отгадать загадки и  еще ребятам нужно изобразить отгадку движением или звуком).Итак, начнём (правила вспоминаем не выкрикивать, поднимать руку)

Воспитатель: У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает, всех в лесу боится, прячется под кустом (дети кто поднял руку, отвечают - заяц) Воспитатель показывает картинку зайца, а дети должны изобразить животное.

- Он маленький колючий, зимой спит, летом ловит жучков и червячков. (еж) изображают его, либо издают звук, который издает это животное.

Она рыжая и хитрая, у нее пушистый хвост, ловит мышей и зайцев (лиса),  дети  изображают.

Большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мед и малину (медведь)

Он злой, серый, страшный. Голодный, любит зайцев ловить, живет в логове (волк) дети изображают.

Маленькая, быстрая, рыжая, скачет по деревьям. Живет в дупле (белка).

На доске вывешиваются картинки с изображением отгаданных животных.

Воспитатель: Ну вот, ребята, справились вы и со вторым заданием рыбки. Держите второй золотой ключ.

А теперь я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка,

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место сесть.

Воспитатель: А теперь давайте сядем за наши столы и продолжим выполнять задания наших рыбок. Берет рыбку под № 3. Читает задание:

Игра «Что, где находится?»

Это задание на развитие памяти, детям предлагается внимательно наблюдать и запоминать, где расположены геометрические фигуры. Затем расположить их у себя на альбомном листе в правильном порядке, как было показано на экране либо на доске. На столе у ребят у каждого есть соответствующие геометрические фигуры и альбомный лист.

Середина - квадрат, в правом верхнем углу - овал, в левом нижнем углу -круг, в правом нижнем углу - треугольник, в левом верхнем углу-прямоугольник. Жду несколько секунд и убираю картинку, ребята по памяти выкладывают у себя. А теперь выложите по своему, поменяйте местами.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием рыбки под № 3,держите золотой ключ.

Беру следующую рыбку под № 4 и мы будем выполнять это задание ребята с вами сидя на нашем ковре. Дети садятся султанчиком на ковре, и я зачитываю задание. Игра называется «Кто где живет?»

Я показываю заранее заготовленные картинки с цифрами от 1 до 5, которые нарисованы в домиках, на этажах и спрашиваю детей:

- На каком этаже живет цифра 5? Ответ детей (отвечает тот, у кого мяч) На каком этаже живет цифра 6?

Какая цифра живёт между 1 и 3 этажом? А между 2 и 4?

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы  справились, получите золотой ключ. Ребята, сколько ключей мы с вами собрали?

Дети: 4.

Воспитатель: А вот и последняя рыбка у нас с вами, под №5. Чтобы его выполнить нужно пройти за свои столы.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы разделимся на две команды и каждая команда будет собирать свою картинку.

 - Ну вот вы и с этим заданием справились, получайте ключ.

Воспитатель: Ребята, задания все выполнили, но мы не нашли инструменты доктора, давайте ему позвоним.

Разговор с Айболитом:

Воспитатель: Айболит, мы выполнили пять заданий от пиратов и получили за это пять ключей.

Айболит: Какие вы молодцы, сейчас эти ключи нужно подобрать к сундуку, который я вам прислал, я нашел его на берегу моря, видимо волна его выбросила, но открыть его я не могу, к сожалению, потому что все ключи у вас.

Ребята и воспитатель подбирают ключи к сундуку, открывают его, а там медицинские инструменты и банка с водой.

Воспитатель: Ребята, давайте звонить снова Айболиту, мы нашли инструменты и какую-то воду, что нам с этим делать?

Звонит Айболиту, рассказывает про воду и инструменты

Ребята, доктор Айболит сказал потрясти баночку, потому что в ней волшебная микстура, которой он лечит зверей. Давайте попробуем, получилось. А теперь давайте сложим в посылку инструменты и микстуру и отправим Айболиту, чтобы он вылечил больных зверюшек. А за то, что вы помогли Айболиту, он угостил вас конфетами.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, становитесь в круг  и мы с вами вспомним, что сегодня делали на занятии, какие задания выполняли? Какое задание для вас показалось самым сложным? А какое самым легким для выполнения? Вам понравилось помогать Айболиту? Спасибо, ребята, вы такие добрые и отзывчивые, я знаю теперь, что вы в беде не оставите никого и всегда поспешите на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ( "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество") для детей второй младшей группы Тема: «Колобок на окошке»

Цели: Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и рисовать дорожку по представлению;Учить детей ориентироваться на листе;Закреплять умение о...

Конспект образовательной деятельности по познанию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Встречаем веселых гостей - Машу и Медведя"

Программное содержание:Образовательная область "Здоровье":- в промежутках между занятиями проводить физкультминутки.Образовательная область "Познание":- учить понимать отшошения между рядом стоящими ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию на тему «Снег белый и пушистый в воздухе кружиться

«Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста»...

Конспект образовательной деятельности. Область «Познание»- формирование элементарных математических представлений на тему: «В гостях у сказки»

Цель: формировать элементарные математические представления дошкольников через устное народное творчество – сказку.Программные задачи:Познание:Формировать представление о треугольнике, как общей форме...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «Познание» На тему: «Волшебная капелька» для детей первой младшей группы.

               Цель:     Закреплять знания детей  о свойствах воды с помощью эксперимента, развивать диалогическую речь, закрепить умение ...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «Познание» На тему: «Чудесное дерево» для детей второй младшей группы.

 Тема: Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Чудесное дерево»    Программное содержание:Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение рас...

Конспект образовательной деятельности по познанию на тему "Кто такой Дед Мороз?"

Знакомство детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов,способами выращивания  кристаллов в бытовых условиях   из солевого раствора....