Конспект образовательной деятельности по познанию на тему "Кто такой Дед Мороз?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смотрина Ольга Александровна

Знакомство детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов,способами выращивания  кристаллов в бытовых условиях   из солевого раствора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной деятельности  по познанию

в подготовительной группе "Пчелки"

Тема "Кто такой Дед Мороз?"

Цель: Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования

           кристаллов,  способами выращивания  кристаллов в бытовых условиях  

           из солевого раствора;

Задачи: Расширить представления детей о Деде Морозе: его истории и  

             современности. Воспитывать у детей аккуратность в работе,  

              умение соблюдать правила техники безопасности;

             Развивать умение действовать по алгоритму, делать несложные

             выводы и умозаключения. Развивать диалогическую речь.

Материал и оборудование:

-Для показа- стеклянный сосуд  с крышкой , вода; соль, ветка,  

- готовая веточка с кристаллами

- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка, тарелки с солью, ложки для каждого ребёнка, сухие ветки ,лупы по количеству детей

- презентация «Все о Дедушке Морозе»

 - алгоритм проведения опыта

- изображение ветки дерева в инее, лес в инее

 - схемы по технике безопасности

-  новогодние конверты

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций «Как добывают соль»

- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

- Словарная работа: сталактиты; соляной раствор; кристаллы соли.

Ход образовательной деятельности:  

1.Организационный момент:

 В:В круг широкий, вижу я встали все мои друзья.

    Мы сейчас пойдём направо, а теперь пойдём налево,

    Улыбнёмся, подмигнём, и к гостям здороваться пойдём!

  Дети здороваются с гостями.

В: В круг мы снова  соберёмся  и на место все вернёмся.

   Ребята, какой праздник приближается?

Д: Новый год!

В: Кто же первый придумал праздновать Новый год? Никто не знает точно! Ведь этот день празднуют все народы с древних времён. Правда, к каждому народу Новый год приходит в своё время. Более 300 лет тому назад царь Пётр I приказал праздновать Новый год 1 января. Тогда же появилась традиция украшать ёлки, устраивать фейерверки и новогодние костюмированные карнавалы. Кроме того, существует множество разных традиций и обычаев. Какие  традиции встречи Нового года есть у нас в России ?

Ответы детей ( наряжаем елку , дарим подарки, водим хоровод, приходят Дед Мороз и Снегурочка)

Воспитатель Что мы знаем о Дедушке Морозе?

Ответы детей

 В: Но это еще не все! Хотите узнать больше? Тогда устраивайтесь поудобнее ( дети садятся на стульчики) внимание на экран!

Показ презентации " Все о Дедушке Морозе"

В: Ребята, что нового Вы узнали из истории Деда Мороза?

Ответы детей

В: Ребята, что Вас удивило в современной жизни Деда Мороза?

Ответы детей

В. Как вы думаете Дед мороз- волшебник? помощью какого предмета он творит чудеса? (волшебный посох)

И у меня есть волшебная палочка. Только я забыла волшебные слова. Быть может вы их мне напомните?

Д. крибли- крабли -бумс

     абра-кадабра

  в. Вспомнила, абра-кадабра

Физкультминутка 

Я взмахну волшебной палочкой и  

 - полетели красивые, разноцветные бабочки;

 - распускаются диковинные цветы;

-  кружатся и танцуют на ветру снежинки

- мы чувствуем  свежий аромат  ели,

- смешные человечки водят около елки хоровод

- детей группы"Пчелки, сидят на стульчиках.

В: Ребята, Дед Мороз  очень любит эксперименты, видели какие замечательные снежинки, создает, и ни одна не похожа на другую. А еще Дедушка Мороз старается укрыть каждое дерево от мороза! Как вы думаете для чего?

Ответы детей

 В: В стволе, ветках дерева есть влага – сок деревьев, которая питает каждый листочек в теплое время года. А зимой количество сока уменьшается, потому что на дереве нет ...?

 Д: Листьев.

 В: Еще зимой воздух может быть то влажным, то морозным и из-за этого на ветках образуются снежные кристаллики, которые нарастают друг на друга (показ иллюстрации). Кто знает как называется это явление?

Д: Иней

- Ребята, как вы думаете, полезен или вреден иней для веток деревьев? Ответы детей 

В: Правильно. Иней защищает деревья от мороза, сохраняя сок внутри веток деревьев. Поэтому деревья зимой принимают волшебные очертания и похожи на сказочные (иллюстрации). Но если его очень много ветви могу ломаться.

 В: Ребята я предлагаю вам стать помощниками Дедушки Мороза и в его мастерской-лаборатории изготовить зимние веточки с кристаллами. Посмотрите какая чудесная ветка у меня  в руках (показ готовой ветки с кристаллами)  Похожа она на веточку с инеем? Как вы думаете , настоящий ли это иней?

Ответы детей

В:Могла бы я принести веточку с настоящим инеем в группу?

 Д:  Нет. Иней бы растаял,

В: А почему?

Ответы детей

Куда мы сможем использовать эти нарядные веточки?

Д:  Можно подарить кому-либо или украсить ими помещение, нашу группу

В: Хотите узнать, почему моя веточка не тает и из чего она получилась?

Опытная деятельность с поваренной солью «Новогодняя ветка»

В. Тогда давайте представим, что эта комната превратилась в лабораторию-мастерскую Деда Мороза, в которой проводятся разные опыты, эксперименты по изготовлению новогодних подарков и украшений.

В: Проходите в мастерскую. (дети идут к столам)

  Отгадайте загадку:

- Она белая, как снег колючий,  как песок сухой, сыпучий.

  Она в воде родится, а сама воды - боится (соль)

- Отдельно  она не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

В Вот и ответ на вопрос, из чего  получились кристаллы на веточке. То что похоже на иней – это кристаллы соли, о которой вы угадали загадки они очень похожи на кристаллы льда.

 В:Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в лаборатории     (показ схем)

           

           1 Фартук-друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.(надеваем фартуки)

            2 Пролил воду – не беда:

 Тряпка под рукой всегда.(проверяем наличие тряпки)

3 Со стеклом будь осторожен –

 Ведь оно разбиться может.(что стеклянное на ваших столах?(лупа)

4 Ты работу завершил?

  Все на место положил?

Все готовы к работе в мастерской Деда Мороза

- Посмотрите перед вами стоит   тарелочка с солью.

  Давайте  посмотрим через увеличительное стекло. На что похожа соль?( на зёрнышки, кристаллики) Что еще можете сказать о ней?(цвет. вкус)

Но как эти кристаллы могут закрепиться на веточке?

 Возьмите веточку. Вспомним, где мы их собирали.(Это сухие веточки с земли) Ложкой наберите немного соли, посыпьте на веточку  над  стаканом, держаться кристаллы? Нет? Почему? ( Она сыпучая)

Правильно! Как вы думаете, для того чтобы  кристаллы соли закрепились на веточке, что нам надо сделать?

Ответы детей

В: Для того чтоб кристаллы держались, нам надо приготовить солевой раствор или раствор из соли. Кто знает как?

В: Для приготовления раствора в  стаканчик с водой  надо добавить четыре ложки соли, затем помешать. Посмотрите и скажите вся ли соль растворилась сразу?

Д: Нет только часть

В: Правильно, та часть, которая растворилась, превратилась  в мельчайшие частицы, невидимые нам.

Как сделать так ,что вся соль растворилась?

Д. Подогреть,  долго мешать

В.Если поставить это солевой раствор на огонь и подогреть воду, то вся соль растворится, но нам сегодня достаточно иметь не до конца растворенную в воде соль, чтобы изготовить снежную веточку. Теперь я беру  веточку и опускаю ее  в соляной раствор, и закрываю листом картона, чтобы вода не испарялась, частицы соли оседали на веточку и наслаивались друг на друга, как снежинки или кристаллы в инее.

В: Как вы думаете, сколько времени нужно, чтобы  на ветке появились кристаллы соли?

 Ответы детей.

В:Чем дольше ветка находится в солевой растворе, тем крупнее кристаллы появятся на них. Мы поставим их в  и будем наблюдать за ними. Согласны?

Чтоб вам было легче повторить этот опыт, посмотрите на схему на экране.

 Показ схемы приготовления раствора.

Что делаем сначала? Что потом?

 Самостоятельная деятельность детей

3 Итог , рефлексия. 

- Что нового Вы сегодня узнали? Чему научились?

- Что было интересно? А что сложно?

- Как вы думаете, получилось у нас стать помощниками Деда Мороза?

Дед Мороз передал для вас конверты и мы с вами можем написать ему письмо и загадать желание, которое обязательно сбудется.

 



Предварительный просмотр:

C:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок.JPG

C:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок.JPG

C:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок.JPG5C:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок.JPGC:\Users\systems\Desktop\Снимок.JPG         

C:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок.JPGC:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\f.JPGC:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок (2).JPGC:\Users\systems\Desktop\Новая папка (3)\Новая папка (4)\Снимок (3).JPG

                   

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕД МОРОЗ? КТО ТАКОЙ

Слайд 3

Нашего доброго Дедушку раньше называли Дед Трескун.

Слайд 5

«Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу» .

Слайд 6

В Доме Деда Мороза находится мастерская, где он создает авторские новогодние подарки …

Слайд 7

Дед Мороз - гениальный художник по стеклу .

Слайд 8

Любит Дед Мороз и научные эксперименты. Он постоянно придумывает новые формы снежинок.

Слайд 11

Жду ваших писем!

Слайд 14

МАСТЕРСКАЯ Деда Мороза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ( "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество") для детей второй младшей группы Тема: «Колобок на окошке»

Цели: Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и рисовать дорожку по представлению;Учить детей ориентироваться на листе;Закреплять умение о...

Конспект образовательной деятельности по познанию (ФЭМП) в старшей группе на тему: "Встречаем веселых гостей - Машу и Медведя"

Программное содержание:Образовательная область "Здоровье":- в промежутках между занятиями проводить физкультминутки.Образовательная область "Познание":- учить понимать отшошения между рядом стоящими ч...

Конспект образовательной деятельности. Область «Познание»- формирование элементарных математических представлений на тему: «В гостях у сказки»

Цель: формировать элементарные математические представления дошкольников через устное народное творчество – сказку.Программные задачи:Познание:Формировать представление о треугольнике, как общей форме...

Конспект образовательной деятельности по познанию на тему: «Количество и счёт»

Развивать  любознательность, познавательную активность.Формировать знания о цифрах от 1 до 5, знание о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Умение ор...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи "Что такое хорошо и что такое плохо"

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с детьми ОВЗ...

Конспект образовательной деятельности, область познание, в старшей группе. Тема: составление сюжетного рассказа по серии картин «Как мышка кошку перехитрила».

Учить связно, последовательно и выразительно составлять рассказ по серии из трех картин, выделяя начало, середину и конец....