Конспект образовательной деятельности, область познание, в старшей группе. Тема: составление сюжетного рассказа по серии картин «Как мышка кошку перехитрила».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Лукичева Ирина Викторовна

Учить связно, последовательно и выразительно составлять рассказ по серии из трех картин, выделяя начало, середину и конец.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности, область познание, в старшей группе.

Тема: составление сюжетного рассказа по серии картин «Как мышка кошку  перехитрила».

 Конспект составила воспитатель ГБДОУ№ 34  Свистунова Ирина Викторовна.

Цель:

Учить связно, последовательно и выразительно составлять рассказ по серии из трех картин, выделяя начало, середину и конец.

Задачи:

  1. Учить подбирать точные слова для характеристики настроения, повадок, внешнего вида героев картин, передавать эмоциональное состояние мышки и кота через прилагательные (радостное, заинтересованное, торжествующее, угрожающее, насмешливое, веселое, испуганное, ошеломленное).
  2. Развивать фантазию, воображение детей, умение придумывать начало и конец рассказа, что не нарисовал художник.
  3. Воспитывать у детей  уважение к товарищам, умение слушать друг друга: не перебивать, не мешать.

Используемые технологии: мнемотехника и ТРИЗ

Материал к занятию:

Серия картин 3 шт. «Как мышка кошку перехитрила», письмо от Карлсона и магнитофон для записи детских рассказов.

Ход занятия:

Вводная часть.

Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, рядом с нашей группой я нашла конверт. Это письмо от Карлсона. Читаем письмо.

«Дорогие ребята, пишет вам Карлсон. Я слышал, что вы любите и умеете сочинять разные сказки и истории. Мне очень нужна ваша помощь. Мой друг Малыш очень любит слушать придуманные мною истории. Сочинять я могу только тогда, когда подкреплюсь вареньем или конфетами. А у меня сейчас очень болит зуб, и я не могу есть сладости и, и поэтому, не могу сейчас сочинять истории.

У Малыша скоро день рождения. Он и его друзья с нетерпением ждут от меня новой интересной истории.

Ваш Карлсон.»

Ну что ребята, поможем Карлсону? Самые лучшие рассказы я запишу на кассету, и мы отправим ее Карлсону.

Чтобы нам легче было придумывать рассказы, Карлсон прислал нам вот эти картины. Они то и помогут нам.

Основная часть занятия.

Давайте рассмотрим их и сначала поставим их в нужном порядке.

Как вы думаете, какая картина должна быть в начале нашего рассказа, который называется «Как мышка кошку перехитрила»?

Воспитатель помогает детям расставить картины в нужной последовательности.  

Какое время года изображено на картинах, как вы догадались? (это лето, потому что листья на  деревьях зеленые, вокруг зеленая трава и цветут цветы, созрели ягоды земляники, мышка одета в платье с коротким рукавчиком )

Кого  вы видите на картинах? (котенка, мышек)

Давайте рассмотрим 1-ю картину.  

Как вы думаете, где гуляет мышка? (в парке, в саду, в лесу) Что она делает? (мышка играет с шариком) Нравиться ли ей играть с шариком? Какое у мышки настроение? (радостное, довольное) Видит ли мышка котенка, почему? (она его не замечает, потому что увлеченно играет с шариком )

Где находится котенок, что он делает? (котенок сидит в кустах, он притаился) Как он смотрит на мышку, что он задумал? (котенок смотрит внимательно, он приготовился прыгнуть, хочет  поймать мышку) Какое выражение у него на мордочке? (заинтересованное, хитрое)

2-я картина говорит о продолжении истории.

Что же произошло дальше? Как ведет себя котенок? (котенок выскочил  из кустов, он бежит к мышке и мяукает) Какое выражение на его мордочке теперь? (угрожающее, грозное, страшное)

Как ведет себя мышка? Какую эмоцию мы видим на мордочке мышки? (испуг, страх)

Что сделала мышка? (она увидела котенка, испугалась, бросила шарик и побежала)

3-я картина рассказывает нам, чем же закончилась история.

Скажите, что же случилось потом? (котенок поймал шарик, шар лопнул у него в когтях, мышка убежала к норке своей подружки и они вместе смеются над котенком )

Какое выражение мордочки у котенка? (испуганное, ошеломленное) Почему? (шарик лопнул, раздался грохот прямо у котенка перед самым носом)

Какое настроение у мышек, почему? (настроение радостное, веселое)

Какое выражение у мышек на мордочках? (торжествующее, насмешливое) Художник назвал картины «Как мышка кошку перехитрила». А как бы свою историю назвали вы? Дети предлагают свои названия.

Мы с вами рассмотрели картинки, а теперь, чтобы наш рассказ получился интересным, мы попробуем придумать, как звали наших героев, как они попали на полянку, и чем могла закончиться эта история (чего не нарисовал художник).

Как шарик оказался в саду? (его оставили дети, они ушли обедать, или на речку купаться)

Куда шла мышка? (погулять, в гости) Как ее звали?

Что делал котенок до того, как увидел мышку? (спал, грелся на солнышке, играл)

Как звали котенка? (Барсик, Мурзик, Пушок)      

Как вы думаете, чем закончилась эта история? (обиженный, испуганный котенок ушел домой, мама кошка его приласкала и пожалела)

Физкультминутка:

Давайте сейчас немного поиграем.

Превращаемся все в котят. Покажите мне, как котенок сидел, притаившись в кустах, и внимательно  наблюдал за мышкой. А теперь покажите, как он выпрыгнул из кустов и грозно замяукал. А теперь покажите, как он испугался, когда лопнул шарик.

Молодцы, а сейчас будем изображать мышку. Покажите, как мышка весело играла с шариком. А теперь как мышка испугалась котенка и бросилась бежать. А сейчас покажите, как мышка веселится, увидев, как котенок испугался лопнувшего шарика. Отдохнули, садитесь на свои места.

Ну а теперь давайте попробуем рассказать эту историю с самого начала и до конца.

А в помощь вам я нарисовала таблицу с определенными знаками и рисунками, давайте ее рассмотрим.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает мнемотаблицу и поясняет значение символов. 

Заключительная часть занятия:

Кто хочет попробовать? Вы не забыли, что Карлсон ждет от нас интересных историй. Мы же обещали ему помочь.

Выслушиваются несколько рассказов детей. Остальным желающим предлагается рассказать свою историю вне занятия. (Рассказы детей записываются на кассету).

Молодцы все очень старались. Я обязательно отправлю кассету с вашими рассказами Карлсону. Я думаю, что он будет очень рад.

На следующий день после занятия детям приносят посылку от Карлсона с конфетами, в благодарность за рассказы.


☺☹


«Дорогие ребята, пишет вам Карлсон. Я слышал, что вы любите и умеете сочинять разные сказки и истории. Мне очень нужна ваша помощь. Мой друг Малыш очень любит слушать придуманные мною истории. Сочинять я могу только тогда, когда подкреплюсь вареньем или конфетами. А у меня сейчас очень болит зуб и я не могу есть сладости и конечно же не могу сейчас сочинять истории.

У Малыша скоро день рождения. Он и его друзья с нетерпением ждут от меня новой интересной истории.

Я очень надеюсь на вашу помощь ребята. Помогите мне пожалуйста ребята.

                                                                                                       Ваш Карлсон.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»

План – конспект непосредственно   образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

конспект образовательной деятельности по речевому развитию старшая группа. Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу».

конспект образовательной деятельности Тема: «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу»....

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Составление описательного рассказа по картине «Зимующие птицы»."

Цель: Учить составлять рассказ - описание по картине. Закрепить представление о зимующих птицах. Учить детей узнавать птиц на картине, иметь представление о том, чем питаются знакомые детям...

Конспект по развитию речи во 2 младшей группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке».

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Жемчужинка»      Конспект по развитию речи во 2 младшей группе «Солнышко»Тема: «Составл...

Технологическая карта НОД по развитию речи с детьми старшей группы Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Технологическая карта НОДпо развитию речис детьми старшей группыТема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»...