Математическая квест – игра для детей с нарушениями зрения подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Гроза Любовь Николаевна

Это увлекательная игра. Дети отправляются в путешествие в Древний Египет, чтобы помочь археологу Сене найти древние сокровища в пирамидах Египта. Чтобы попасть в пирамиды и найти сокровища им необходимо выполнить различные математические задания, после каждого выполненного задания ребята получают подсказку, куда им двигаться дальше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskaya_kvest.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Математическая квест – игра  

для детей с нарушениями зрения подготовительной группы

Тема: «В поисках сокровищ Древнего Египта»

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- речевое развитие

- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие

Цель: 

Формирование элементарных математических представлений  детей  посредством математического квеста.

Задачи:

1. Знакомить детей со страной Египет, дать представления о природе Египта, о Египетских пирамидах, древних раскопках; закреплять представления о профессии археолог.

2. Упражнять детей в обратном счете в пределах 20, в умении решать примеры на сложение, закреплять знание букв и цифр. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, закреплять понятия право-лево, выше – ниже, шире– уже, длиннее – короче, толще – тоньше, глубже-мельче. Упражнять в узнавании и назывании геометрических тел (куб, цилиндр, конус, параллелепипед, пирамида и др.), в различении и определении их по реальному и схематическому изображению. Развивать первоначальные измерительные умения, упражнять в определении вместимости сосуда с помощью литровой бутылки. 

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие изображений в разных модальностях, память, логическое мышление, воображение, речь. Развивать сообразительность, быстроту, ловкость. Активизировать словарь детей по теме.

4. Формировать умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, чувства сплоченности, дружелюбия.

Предварительная работа: Беседы по темам «Археология», «Египет», «Египетские пирамиды и сфинксы», «Природа Африки», «Древние символы Египта» и т.п., рассматривание энциклопедий, иллюстраций, презентаций по теме, отгадывание загадок.

Оборудование:
Демонстрационный материал
: проектор, ноутбук, слайдовая презентация; баннер «Сфинкс», рюкзак с оборудованием археолога (лупа, кисточки, карандаш, фонарик, фотоаппарат, компас, рулетка, ведро, сито, лопатка); «каменная глыба»  с ключом внутри; магнитная доска с элементами мозаики «Символы Египта»; песок в коробке, карта с маршрутом; крокодил; вода в литровых бутылках, «водоем в оазисе» -стеклянный сосуд, капсула с заданием; картинки- подсказки: пустыня, оазис;  сосуды с сокровищами.  

Раздаточный материал: конверт с заданием «Соедини по точкам»; записки с зашифрованными примерами; простые карандаши, кисточки, сокровища (угощение для детей).   

Ход игры:

Организационный момент.

Детей встречает администрация ДОУ (зав, ст.воспит)

Заведующий: Здравствуйте, ребята. Дети, на электронную почту детского сада пришло видеописьмо от археолога. Вы, знаете, кто такие археологи?  (Ответы детей).

Заведующий: Да, ребята, это ученые, которые ведут раскопки, ищут старинные города, предметы старины для музеев, чтобы люди знали свое прошлое.

Ребята, предлагаю вам посмотреть видеообращение. Внимание на экран.

«Здравствуйте, дорогие дети. Я археолог Сеня. Уже много лет я пытаюсь найти сокровища Древнего Египта, но это так не просто. Надо выполнить много разных заданий и пройти испытаний. Мне очень нужна ваша помощь. Я вас буду ждать у ворот в Древний Египет».

Воспитатель: Ребята, а где находится Египет? (в Африке).

 (На экране карта Африки с выделенной цветом страной Египет)

- Хотите стать археологами и отправиться на раскопки сокровищ? (Ответы детей).

- Ну, тогда давайте собираться в дорогу, поможем археологу Сене найти сокровища Древнего Египта.

Игра «Собираем рюкзак»

Воспитатель: Ребята нужно собрать рюкзак, а в него положить всё, что нужно для археологических раскопок.

Педагог предлагает выбрать из набора предметов только те, которые пригодятся в путешествии (лупа, кисточки, карандаш, фонарик, фотоаппарат, компас, рулетка, ведро, сито, лопатка) и сложить их в рюкзак. 

Воспитатель: Ребята, на чём мы можем быстро добраться в Египет? Верно на самолёте. Предлагаю отправиться в путешествие и занять свои места в самолёте (дети встают перед экраном в две колонны):

Руки ставим мы вразлёт, Получился самолёт. 

Отправляемся в полёт, все заводим самолёт.

(Обратный счёт от 20 до 0 - на экране самолёт).

Мах рукой туда-сюда, Делай раз, и делай – два.

(На экране салон самолета, звуковое сопровождение)

Полетели высоко. Полетели низко.

 (На экране самолет, звуковое сопровождение- гул самолета)

Полетели далеко. Вот уж Африка и близко.

Приземлилась детвора. Всё, в Египет нам пора.

(На экране аэропорт Египта)

Воспитатель: озирается, что делать дальше, где искать археолога Сеню?

Голос за кадром: «Внимание, внимание! Пассажиры из детского сада № 156, прилетевшие рейсом Хабаровск-Египет, у ворот в Древний Египет вас ожидает археолог Сеня, для вас сообщение на табло»

 (На экране надпись):

«Чтобы к воротам вам попасть, ответы на вопросы надо дать»

Задание «Сравни и ответь»

- Если река Нил длиннее реки Лимпопо, то Лимпопо….короче Нила

- Если озеро Чад мельче озера Виктории, то Виктория …..глубже, чем Чад

- Если ствол баобаба толще, чем ствол пальмы, то ствол пальмы будет….тоньше

- Если гора Килиманджаро выше всех гор в Африке, то другие горы в Африке будут …ниже ее

- Какая пустыня самая большая в мире?.....Сахара

(На экране ворота в Древний Египет. Детей встречает археолог).

Археолог: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы единственные откликнулись на мою просьбу.

Ребята, вы видите перед собой ворота, чтобы в ворота войти их ключом надо открыть, но ключ у меня упал в каменную глыбу. Жуки-скарабеи прорыли ходы в камнях. Моя рука никак не пролезает. Ребята, вам надо на ощупь определить нужный ключ. У меня есть фотография ключа.

Задание «Найди ключ на ощупь»

(На экране фото ключа, который надо достать).

Дети достают нужный ключ.

(На экране «открываются» ворота- скрип, скрежет. Дети «проходят» в ворота и находят на полу конверт).

На конверте надписано:

«В ворота вы зашли, а куда дальше идти загадку отгадайте вы. Соединив все точки по порядку, увидишь скрытую отгадку».

Воспитатель: Ребята, доставайте свои карандаши из рюкзака и соединяйте все цифры от 1 до 25 по порядку.

Задание «Соедини цифры по порядку»  

Дети соединяют цифры, появляется у всех изображение крокодила.

- Ребята, кто или что у вас получилось?

- Ребята, как вы думаете, где живёт крокодил в Египте? - В реке Нил.

(На экране река Нил).

Археолог: Отправляемся, ребята, к реке Нил, ищем там крокодила.

«Чтоб узнать куда идти, крокодила осмотри».

 Дети находят картинку- изображение пустыни.

(На экране пустыня, звук ветра)

Археолог: Ой, ребята, как же нам пустыню перейти? На чём удобнее всего передвигаться по пустыне? (на верблюдах).

Задание «Посчитайте верблюдов». 

(На экране изображение пустыни- барханы закрывают часть верблюда, видны только горбы).

Археолог: Сколько верблюдов в караване? (ответы детей)

 

Археолог: «Верблюдов мы с собой возьмем, и путь далёкий мы пойдём. Нас ждут в пустыне чудеса, а сколько здесь кругом песка».

Дети, в пустыне столько много песка. Как же подсказку нам найти, не трогая песок руками? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно друзья, кисточки помогут нам отыскать задание. Дети с помощью кисточки разгребают песок и находят записки с зашифрованными примерами.

Задание «Расшифруй и реши пример»

Воспитатель: Ребята, посмотрите египетские дети, тоже решали примеры, как и мы с вами. Давайте попробуем решить эти примеры. Надо перевести египетские древние числа на наши и решить примеры, ключ к шифру на экране и у вас на дисточке.

Дети решают примеры, соотносят картинку с цифрой, говорят ответы.

Археолог с ребятами находят в песке следующую подсказку – картинку «оазис».

Археолог: Ребята, вы правильно решили примеры, поэтому мы нашли следующую подсказку, что это на картинке? Оазис.

«Чтоб до оазиса дойти, надо зыбучие пески перейти»

(На экране карта перехода через «зыбучие пески»)

Задание «Пройди по карте»

Археолог: Ребята впереди у нас зыбучие пески, их можно только по карте пройти. Археолог разбирает с детьми маршрут: как пройти зыбучие пески.

- 7 «муравьиных» шагов вперед

- 4 «слоновьих» шага вправо

- 4 «лягушки» прыжков влево наискосок

- 5 «муравьиных» шагов плюс 2 «слоновьих» шага вправо

(На экране оазис)

Археолог: Ребята, вот мы с вами добрались до оазиса. Как вы думаете, где можно найти подсказку? – в водоеме оазиса. Как же нам эту капсулу достать?  (на дне сосуда лежит капсула). Руками нельзя, там крокодилы.  Подумайте, как мы можем её достать, если у нас есть вода. (Ответы детей).

Археолог: Верно, ребята, надо налить в сосуд воды. У нас есть бутылки, в каждой бутылке- 1 литр воды. Давайте посчитаем, сколько литровых бутылок воды войдёт в этот водоем.

Измерительная деятельность «Достань капсулу»

(Дети наливают воду и считают количество бутылок (6 литров объем «водоема»). Когда капсула всплыла, ребята открывают её и вытаскивают папирус с геометрическими телами и буквами).

Опыт «Расшифруй послание»

Археолог: Ребята, что вы видите на листе папируса? Необходимо расшифровать послание. Нужно свернуть лист бумаги пополам, подставить вниз фонарик и увидеть буквы в фигурах. Ребята, доставайте свои лупы, чтобы лучше увидеть буквы. Давайте по очереди называйте геометрическое тело и в ней букву.   Дети называют геометрическое тело и букву в нем, педагог пишет на листе для расшифровки, дети читают получившееся слово «пирамида».

Воспитатель: Ребята, какое слово у нас с вами получилось? (Пирамида). Молодцы, сейчас мы попадем к пирамидам.

Кто нас встречает у входа? – сфинкс. Что он тут делает? – охраняет пирамиды.

(На экране видеообращение сфинкса к детям, он предлагает детям выполнить задания, чтобы пройти в пирамиды).

Задание «Загадки от сфинкса»

Археолог: Ребята, чтобы в пирамиды нам войти 3 загадки отгадайте вы.

1. «Найди схему пирамиды».  Под каким она номером и почему? Дети выбирают из схем куба, параллелепипеда, конуса, цилиндра, призмы и пирамиды нужную схему.

2. «Найди тень сфинкса».  Ребята, скажите под каким номером нужная тень сфинкса. Дети определяют, под каким номером нужная тень.

3. «Разрушенная мозаика стены». Ребята, необходимо собрать разрушенную мозаику стены.

На экране изображение стены пирамиды со стертыми символами Египта, на экране появляется изображении целой стены, задача детей запомнить, что где находится, по памяти восстановить стену (собрать из 9 элементов) на магнитной доске.

(После выполнения задания на экране сфинкс разрешает детям войти в пирамиду).

(На экране появляется изображение стен внутри пирамиды. Последнее изображение – сокровищница пирамид. Рядом с экраном отодвигается заграждение и перед детьми «открывается» сокровищница – «драгоценные» камни в вазах, шоколадные угощения в виде сокровищ).  

Археолог: Ребята, большое вам спасибо, за то, что помогли мне найти сокровища Египта. Давайте мы с вами поделимся этими сокровищами. Теперь нам пора с вами прощаться. Вам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Сокровища мы с вами нашли, пора обратно лететь нам в детский сад. Приглашаю встать перед экраном и занять свои места в самолёте:

Руки ставим мы вразлёт, Получился самолёт. 

Отправляемся в полёт, все заводим самолёт.

(Обратный счёт от 20 до 0, на экране самолёт).

Мах рукой туда-сюда, Делай раз, и делай – два.

Полетели высоко. Полетели низко.

Полетели далеко. Вот уж Хабаровск близко.

Приземлилась детвора. Всё. Нам в детский сад пора.

Рефлексия: Детей встречает заведующий, расспрашивает:

- Ребята, где были, что видели, что делали? (Ответы детей)

- А что вам помогло выполнить все задания? – ответы детей: дружба, храбрость, смелость, знания…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Грамотейка" для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Представлен конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения. Задания предполагают развитие у детей зрительно-пространственного в...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы...

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы учителя-дефектолога Исмагиловой С.С.

Перспективное планирование коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения подготовительной группы...