Конспект образовательной деятельности по разделу «Формирование элементарных математических представлений» «Путешествие в страну Математики».
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Гужова Оксана Анатольевна

Целью данной образовательной деятельости является обобщение и систематизация знаний по разделу: «Формирование элементарных математических представлений»; обучение счету предметов, расположенных в беспорядке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_strana_matematiki.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по разделу

 «Формирование элементарных математических представлений»

(ОО «Познавательное развитие»)  в старшей группе                                                                  по теме: «Путешествие в страну Математики».

Цель: обобщение и систематизация знаний по разделу: «Первые шаги в математику»; обучение счету предметов, расположенных в беспорядке.

Задачи:

1.Воспитательные: воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.  

2.Образовательные: продолжать учить складывать фигуры по схеме; закреплять знания о геометрических фигурах; научить считать предметы, расположенные в беспорядке; закреплять навыки счета и знание цифр.

3. Развивающие: активизировать самостоятельную мыслительную деятельность детей, развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную моторную координацию, логическое мышление, познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности посредством включения разнообразных игровых заданий.

Материал и оборудование: схема и разрезные картинки корабля, картонные спасательные круги по количеству детей, карточки с изображением геометрических фигур на каждого ребенка, простые карандаши, маршруты с цифрами на каждого ребенка.

Современные образовательные технологии:

- игрового обучения (игровой сюжет «Путешествие в страну Математики»);

-развивающего обучения (математическое упражнение «Спасательный круг»; дидактическая игра «Построим корабль», математическое упражнение  «Маршрут корабля»; разгадывание загадок; логоматематическое упражнение «Подбери нужную цифру» );

- ТРИЗ (приёмы развития творческого воображения:«Как можно добраться до острова?», метод символической аналогии «На что похожи геометрические фигуры?» и т.д.);

- здоровьесберегающие технологии (динамическая пауза);

- ИКТ (ЦОР: мультимедийная презентация «Спасатели», фрагменты аудиозаписи детских песен).

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент:

Воспитатель входит в группу, где дети заняты игровой деятельностью.

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Оксана Анатольевна. Как вас зовут я уже знаю, ваши имена написаны на бейджиках. Ребята это детский сад № 48? Старшая группа?? Значит я попала именно туда, куда мне было нужно. Дело в том, что именно детям старшей группы детского сада № 48 пришло видеописьмо. Хотите узнать, что в нем? Тогда … (садитесь поудобнее

Воспитатель предлагает ребятам присесть на стульчики, которые стоят полукругом и обратить внимание на мм-экран.

1. Игровой сюжет (появление попугая с мм-экрана).

СЛАЙД 1.На мм-экране появляется птица (попугай):

Беда! Беда!

Спешите скорей сюда!

Королева страны математики просит вас о помощи.

В математическом королевстве произошла путаница!

Все числа перепутались, геометрические фигуры забыли свои имена. Полная неразбериха!

Срочно требуется помощь!

Помогите! Помогите!

Воспитатель задаёт детям вопросы, активизируя их творческое воображение.

Воспитатель: - Ребята, что случилось в стране математики?О чем просит попугай? Кто может помочь королеве математики? А вы математику знаете? Сможете помочь? Тогда в путь. Открою вам маленький секрет: Страна математики находится на острове, который лежит в океане. Как вы думаете, на чем мы можем до острова добраться?(если дети затрудняются, воспитатель спрашивает: на велосипеде можно доехать?  А на машине? Почему?)

Воспитатель подводит детей к заключению о том, что лучше всего отправиться в путешествие по океану на корабле.

II. Подготовка к освоению программного материала через актуализацию опорных знаний.

2. Дидактическая игра «Построим корабль».

Цель: обучение складыванию фигуры по схеме, развитие зрительного восприятия, развитие зрительной моторной координации.

Воспитатель: У меня есть схема и детали, из которых можно собрать корабль.

Педагог предлагает ребятам разделиться на 2 команды( девочки и мальчики), раздает каждой команде схему(таблица из 12 ячеек, в которых изображены различные по форме и цвету геометрические фигуры) и коробочку с разрезными картинками транспортного средства (корабль в формате А-1 разделен на 12 равных частей, все части обозначены различными по цвету и форме геометрическими фигурами).  Собирая на ковре картинки, дети видят, что у них получился корабль. В итоге воспитатель предлагает ребятам выбрать на каком из кораблей они отправятся в путешествие.

СЛАЙД 2. Изображение корабля.

Воспитатель:- Проверьте, чтобы детали были правильно подобраны, чтоб корабль не сломался в пути.

3. Математическое упражнение «Маршрут корабля».

Цель: закрепление навыков порядкового счета в пределах 10 и знания цифр.

Воспитатель: - Чтобы нам не сбиться с курса, не проплыть мимо острова, нужно проложить маршрут корабля на карте. Сможете? Вот карта (показывает карточку), расскажите, как вы маршрут корабля проложите? Если дети затрудняются, то воспитатель объясняет, что нужно соединить цифры от 1 до 10. Если у детей возникнут затруднения, предлагает помочь друг другу или показывает образец.

СЛАЙД 3.

III. Ознакомление с новым материалом.

4. Математическое упражнение «Спасательный круг».

Цель: научить считать предметы, расположенные в беспорядке и находить цифру, соответствующую их количеству.

Воспитатель: -Ребята, корабль готов, маршрут обозначен, можно было бы в путь отправляться. Но вот что я подумала. Вдруг шторм приключиться, надо бы спасательными кругами запастись. Согласны? Спасательный круг у каждого должен быть свой. Чтобы  выбрать правильно, надо посчитать количество предметов на карточке и выбрать свой спасательный круг с соответствующей фигурой и цифрой. Поняли? Сможете сами задание выполнить? Попробуйте.

Не получается? Хотите я вас научу, как нужно делать.

Вам надо сосчитать количество предметов (фигур) на своей карточке.

 Обратите внимание, все предметы расположены в беспорядке. Чтобы их сосчитать, вам необходимо запомнить предмет, с которого начали считать; начинать счет слева направо; не считать один и тот же предмет дважды и не пропускать ни одного предмета.

Посмотрите, как я это делаю.Как только вы посчитали количество предметов на своей карточке, найдите спасательный круг с такой же фигурой и такой же цифрой – вот так.

Подскажите, какая должна быть нарисована геометрическая фигура, а какая цифра?

Все спасательные круги дети складывают в корабль.

Воспитатель: : Вы прекрасно справились с заданием. Пора и в путь! Но перед дальним путешествием предлагаю немного размяться.

Воспитатель приглашает детей на «палубу» корабля(на ковер) для выполнения динамической паузы.

5. Динамическая пауза.

Цель: формирование двигательной активности у детей, снятие мышечного напряжения, профилактика утомления.

СЛАЙД 4.Изображение океана

Дети становятся вкруг и выполняют движения. И.П. (дети стоят, ноги на ширине плеч)

  Волны поднимаются! (Руки через стороны вверх)

Волны опускаются! (Руки вниз)

Ветер дует все сильней, (Руки вверх, движения руками из стороны в сторону)

Наш корабль качается. (Руки на поясе, покачивание корпуса с переносом центра тяжести с одной ноги на другую)

Все равно мы доплывем (Имитация плавательных движений руками)

И порядок в стране Математики наведем! (Руки вверх, хлопки над головой)

IV.Первичное осмысление и закрепление материала на практике..

СЛАЙД 5. На мм-экране появляется птица (попугай):

Ура! Ура! Ребята, наконец то вы добрались до острова!

Как я рад видеть вас!

Жители страны Математики очень ждут вашей помощи!

6.Логоматематическое упражнение  «Подбери нужную цифру».

Цель: совершенствовать умение считать предметы, расположенные в беспорядке и находить цифру, соответствующую их количеству

 Воспитатель:  - Вот мы и на острове математики!

 Ребята, нас встречают цифры, они все перепутались. Им очень нужна ваша помощь, необходимо помочь им найти свои места-домики. Для этого вам необходимо выполнить задание.

Воспитатель приглашает ребят занять свои места за столами.

 Детям раздаются простые карандаши, карточки с изображением 3-х прямоугольников, в которых в беспорядке расположены различные предметы, ниже изображены цифры .

Воспитатель: -Ребята, обратите внимание, все предметы в прямоугольниках расположены в беспорядке. Прежде чем выполнить задание давайте вспомним правила. Как правильно сосчитать предметы? Если дети затрудняются воспитатель напоминает правила: Необходимо запомнить предмет, с которого начали считать; начинать счет слева направо; не считать один и тот же предмет дважды и не пропускать ни одного предмета.

Правило вы повторили, а теперь послушайте задание: вам необходимо сосчитать количество предметов в каждом прямоугольнике, найти цифру в числовом ряду, соответствующую количеству предметов в прямоугольнике и обвести нужную цифру в кружок.

Воспитатель благодарит ребят за выполненное задание и приглашает всех на палубу корабля.

7. Разгадывание загадок о геометрических фигурах.

Цель: закрепление названий геометрических фигур.

Воспитатель : -Ребята, геометрические фигуры тоже ждут нашей помощи.

Они забыли свои имена. Чтобы им помочь, необходимо отгадать загадки:

Воспитатель предлагает разгадать загадки

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья?   (круг)

 

2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат)

 

3.Три вершины, 

Три угла, 
Три сторонки – 
Кто же я? ... (треугольник)

 

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

 

5. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).

 СЛАЙД 6. Во время отгадывания загадок на экране появляется изображения геометрических фигур.

Воспитатель: - Вот мы и помогли фигурам вспомнить свои имена.

-Ребята, но мы ведь можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры. (Метод синектики – символической аналогии).

Воспитатель задавая вопросы, активизирует творческое воображение детей.

Воспитатель: - Молодцы, вы навели порядок в математическом королевстве!

СЛАЙД 7. На мм-экране появляется птица (попугай):

Ребята! Спасибо за помощь!

В стране Математики теперь порядок!

Королева очень довольна вашими знаниями!

И благодарит вас за оказанную помощь!

Воспитатель приглашает детей на палубу корабля (на ковер) и говорит о том, что пора возвращаться в детский сад, для этого она предлагает детям встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и хором досчитать до 5.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад!

V. Подведение итогов организованного вида деятельности.

9. Рефлексия.

Цель: развитие самоанализа и навыков обобщения полученной информации.

Воспитатель: - Ребята, вы рады, что помогли королеве Математики навести порядок в королевстве? Трудно было? Вы справились со всеми трудностями ! А Королева математики  в благодарность за помощь приготовила вам подарок - это игра!

СЛАЙД 10. Звучит песня о дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной области «Познавательное развитие»- формирование элементарных математических представлений. «Путешествие в Простоквашино» Подготовительная к школе группа

Задачи:1.Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по 2,3,4 признакам с использованием кодов и без них (блоки Дьенеша).2. Развивать логическое мышление, внимание, воображение....

Конспект итогового занятия по развитию элементарных математических представлений " Путешествие в необычную страну Африку"

обобщение элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. ...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в Звездную страну» в старшей группе

Тема: «Путешествие в звездную страну».Программное содержание:образовательные задачи:закрепить навыки количественного  и порядкового счета в пределах 10, обратный счет;закрепить умение...

Конспект занятия по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Путешествие в страну математики»

Конспект занятия по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) «Путешествие в страну математики» Цель: закрепление математических знани...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Формирование элементарных математических представлений» «Путешествие в страну Математики» в средней группе

Цель: закрепить знание цифр и геометрических фигур, сенсорных эталонов.Задачи: Образовательные: закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, закреплять знание цифр, ...