Конспект по ФЭМП "Число 5"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Гаджиева Эльвира Лапуяновна

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе "Число 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_femp_2.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 655 Приморского района Санкт-Петербурга  подразделение Дошкольного образования детей.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Число 5».

Подготовила:

Воспитатель: Гаджиева Э.Л

2021г


Цель :

  1. Сформировать представление  о составе числа 5 из двух меньших, опыт нахождения числа 5 на числовом отрезке;
  2. Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, переместительном свойством сложения, тренировать умение составлять и решать простейшие числовые равенства на сложение и вычитание с помощью числовой линейки;
  3. Уточнить представление о числовом отрезке, порядке чисел в числовом ряду, сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду;
  4. Тренировать умение выделять  и называть свойство предметов, разбивать группы предметов на части по свойствам, понимать и использовать символы для обозначения свойств предметов;
  5. Сформировать опыт работы в парах, самопроверки по образцу, тренировать умение договариваться, действовать по алгоритму и выражать в речи выполненные шаги.

Задачи:

  1. Развивать ориентировку по плану, умение соотносить предметы на схеме и в реальной обстановке.
  2. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, определять направления ориентировки «справа»«слева».
  3. Развивать умение планировать.
  4. Вырабатывать умение ориентироваться по заданному направлению;
  5. Воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желания помочь друг другу.

Материалы к занятию.

  1. Геометрические фигуры
  2. Маленькие игрушки
  3. Домик с составом числа 5
  4. Листы к заданию
  5. Билеты к заданию.

Ход занятия:

Воспитатель собирает детей около себя.

Ребята ,вы любите путешествовать?

Выслушиваются все ответы детей.

Игра «Сложим чемодан».

Дети по 2 человека садятся за столы, на которых находятся листы бумаги, а также геометрические фигуры, лежащие вперемешку:

Что вы возьмете с собой в поездку?

Во что все это положите?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что листы бумаги — это чемоданы, а геометрические фигуры — вещи.

Воспитатель предлагает детям сложить вещи в чемоданы, а для этого выбрать 5 геометрических фигур, которые можно объединить по какому - либо признаку, т.е. назвать одним словом, и положить их на лист. Дети выполняют задание самостоятельно.

Для проверки воспитатель задает вопрос:

Что вы положили в свои чемоданы? (Красные фигуры (треугольники).)

Чемоданы сложены, можно идти за билетами.

Игра «Посадка в поезд».

Дети подходят к воспитателю-кассиру, который «продает» детям билеты. Кассир объясняет, что на одной стороне билета значками-символами написано, в какой вагон надо садиться.

Одна сторона билета:

Y * □ Т * О YI А

Другая сторона всех билетов:

2 5

Число 2, написанное на другой стороне, показывает, сколько человек может ехать в вагоне, число 5 — сколько игрушек может ехать в вагоне.

Воспитатель уточняет, что игрушки должны быть в руках у каждого пассажира.

Вагоны — стулья, стоящие по 2 друг за другом. На каждой паре стульев лежит геометрическая фигура, соответствующая записи символами на двух билетах.

Игрушки, которые дети будут брать в «поездку», должны быть одинаковыми. Для этой цели можно воспользоваться счетным материалом (матрешками, елочками).

В выборе игрушек, в посадке в вагон детям предоставляется самостоятельность.

Как правило, сначала каждый ребенок берет по 5 игрушек, затем читает символы и находит свой вагон.

Воспитатель-контролер идет проверять билеты. Сначала контролер проверяет правильность посадки.

Далее воспитатель задает детям вопросы:

* О чем говорит число 2? (О том, сколько человек может ехать в вагоне.)

* О чем говорит число 5? (О том, сколько игрушек может ехать в вагоне.)

* Сколько в вашем вагоне игрушек?

Как правило, дети отвечают: «У меня 5 и у меня 5».

Воспитатель уточняет, что дети едут в одном вагоне и в нем должно быть всего 5 игрушек.

* Выполнили ли вы условие посадки в поезд? (Нет.)

* Что нужно сделать для того, чтобы задание было выполнено? (Одному из пассажиров вагона надо отнести игрушки, а оставшиеся 5 игрушек надо разделить на две части между пассажирами одного вагона.)

Детям предоставляется самостоятельность.

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает детям вопросы:

* Сколько всего игрушек в вашем вагоне? (5 игрушек.).

* Сколько игрушек у каждого из вас, т.е. на какие части вы разделили все игрушки?

Как правило, дети стараются разделить имеющиеся игрушки по возможности поровну, и у одного оказывается 3, а у другого 2 игрушки.

Воспитатель «по рации» получает сообщение от машиниста о том, что поезд не тронется до тех пор, пока игрушки в соседних вагонах не будут разделены на части по-разному. Можно уточнить, что если, например, в первом вагоне у одного человека 3 игрушки, а у другого 2, то во втором вагоне такого деления быть не должно.

Что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание? (Надо договориться.)

Детям предоставляется самостоятельность.

После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопрос детям, сидящим в первом (втором и т.д.) вагоне:

 Как вы поделили игрушки?

Дети, сидящие в каждом вагоне, отвечают.

2. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Заполни квитанции».

Дети садятся за столы и работают с листом-вкладкой в учебник-тетрадь: «Обозначь количество фигур в рамках с помощью точек и цифр».

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и рассказывает, что книги уже разложены в коробки и готовы к отправке.

* Чем различаются книги, положенные в первую коробку справа? (Цветом.)

* Чем различаются книги, положенные в третью коробку справа? (Цветом, формой и размером.)

* Чем различаются книги, положенные во вторую коробку слева? (Формой и цветом.)

* Что можно сказать о количестве книг в разных коробках? (Количество книг различно.)

Воспитатель рассказывает, что при отправке книг заполняются квитанции, на которых записывается количество вложенных в коробки книг.

* С помощью чего можно обозначить количество книг в коробках? (С помощью точек и цифр.)

* Сколько книг в красной (синей) коробке? (3 (4).)

* Можете вы записать это количество с помощью точек и цифр? (Да.) Дети заполняют «квитанции» для коробок, в которых находится 3 и 4

книги.

3. Решение.

Работа в тетради 

№ 2, с. 46,

«Дополни до 5 и запиши равенства».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку.

* В каком отделе супермаркета мы с вами оказались? (В отделе игрушек.)

Воспитатель рассказывает, что на каждой полке в этом отделе должно стоять по 5 игрушек.

* Сколько мячей находится на верхней полке? (1.)

* Сколько мячей надо нарисовать, чтобы их стало 5? (4 мяча.)

Дети дорисовывают 4 мяча.

* Что вы сейчас сделали? (Мы к одному мячу добавили еще 4 мяча, получили 5.)

* Какое равенство можно записать? (1 +4 = 5.)

Дети пишут в своих тетрадях, воспитатель дублирует их действия на доске.

Следующее задание дети выполняют с комментированием:

«На полке 2 кубика. Для того чтобы их стало 5, надо дорисовать еще 3 кубика.

2 + 3 = 5».

Далее дети работают самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу, который воспитатель записывает на доске:

1+4 = 5

2 + 3 = 5

3 + 2 = 5

4+1=5

Воспитатель задает вопрос:

* Что интересного вы увидели? (Во всех равенствах одинаковое целое, а части разные.)

* Какой вывод можно сделать? (Число 5 можно составить из двух частей по-разному.)

4. Основная часть

 Игра «Бухгалтеры».

Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что в любом магазине есть бухгалтеры —люди, которые считают, сколько товаров завезли в магазин, сколько продали, сколько денег получили за проданный товар.

* Хотите вместе с бухгалтерами произвести расчеты?

Дети подходят к столам, на которых находятся числовые линейки.

Далее воспитатель предлагает детям с помощью числовой линейки выполнить действия:

5- 1 =

3 + 2 =

5-2 =

1 +4 =

5-3 =

Если кто-либо из детей дает неверный ответ, воспитатель просит его рассказать, как он производил вычисления.

Пальчиковая гимнастика + алгоритмика

Раз, два, три, четыре, пять,                   Удары по столу пальчиками. Левая начинает с                           мизинца, правая—  

с большого пальца.

Вышел дождик погулять.                           Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,                     «Шагают» средним и указательным пальчиками

А куда ему спешить                                    обеих рук по столу.

Вдруг читает на табличке:                     Ритмично ударяют то ладонями, то

«По газону не ходить!»                              кулачками, то по столу.

Дождь вздохнул тихонько:                       Часто и ритмично бьют в ладоши.

— Ох!                                                               Один хлопок.

И ушел.                                                           Ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Игра «Часы».

Воспитатель собирает детей около себя и вывешивает часы, которые показывают пять часов.

* Какое время на часах?

* Что вы обычно делаете в пять часов вечера (утра)?

* Как называется пятый день недели, пятый месяц года? (Пятница, май.)

* Кто из вас родился в мае?

5. Итог

Воспитатель собирает детей около себя.

* Где вы сегодня побывали?

* Что вам помогло доехать в путешествие?

Домик с составом числа 5 помещается рядом с домиками с составом

чисел 2, 3, 4.

4. Рефлексия.

Что сложного было на занятии? Что хотите повторить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....