Как измерить рост Удава - образовательная деятельность по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Худоногова Алена Владимировна

Конспект образовательной деятельности по математике в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по математике34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Худоногова Алена Владимировна

(первая квалификационная категория)

1.2.

группа

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

1.3.

Дата

продолжительность

30 мин.

Раздел 2.

2.1.

Тема

«Как измерить рост удава»

2.2.

Цель

 Измерение и сравнивание длины объекта с помощью условной меры в процессе игровой и предметно - практической деятельности

2.3.

Задачи

Обучающие: Продолжать знакомить детей с общепринятыми мерами и способами измерения длины.

Учить понимать зависимость результата измерения от величины условной меры.

Продолжать формировать приемы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к различным способам измерения.

Упражнять в операциях сравнения, дополнения, объединения.

Развивающие:  Способствовать дальнейшему совершенствованию  координации  руки и глаза.

Продолжать развивать навыки: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному плану, самостоятельно планировать свои действия для выполнения умственной задачи, правильно оценивать результаты своей деятельности.  

Развивать наблюдательность, способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении задания. 

Развивать речь детей, использовать в речи словотворчество (половина половин), расширять словарный запас (мера длины, мерка, условная мерка, точная мерка).

Воспитательные: Воспитывать организованность, дисциплинированность, доброжелательность при оценке деятельности сверстников. Продолжать формировать культуру общения.

2.4.

Образовательные  области

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное, речевое развитие

2.5.

Предпосылки  УУД

  Коммуникативные:

- умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

- умение организовывать совместную деятельность в коллективе.

Личностные:

- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.

Регулятивные:

- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполняя задание

Познавательные:

- ориентировка в пространстве.

2.6.

Виды  детской деятельности

Игровая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность

2.7.

Форма

организации

Групповая (фронтальная)

2.8.

Методы  и приемы,

Игровые:  Использование игрового сюжета, игровые задания

Словесные: Загадки, стихи, описание, вопросы, чтение фрагмента рассказа Г. Остера «Это я ползу».

Наглядные: Иллюстративный материал, мультфильм «38 попугаев», развивающий модуль «Удав».

Практические: Упражнения в практической деятельности.

2.9.

Предварительная  работа

Подготовка шаблонов персонажей мультфильма «38 попугаев» для изготовления условной мерки.

2.10.

Оборудование

Технические средства обучения: мультимедиа, ноутбук, магнитофон.

Демонстрационный материал: сантиметровая линейка, метр, рулетка, иллюстративный материал.

Раздаточный материал: линейки, клей, картонные полоски (условная мерка), вырезанные по контуру изображения героев мультфильма: обезьяна, попугай, слоненок.

Раздел 3.

Структура образовательной деятельности

Продолжительность части

Содержание

Целевые ориентиры

3.1.

Вводная часть

3-4 мин.

Воспитатель входит в группу с посылкой.

Здравствуйте, ребята! Это детский сад_____________?

Группа ____________?

Значит, я пришла правильно. Вам посылка из замечательной страны, а как она называется предлагаю отгадать:

Даже цифры в ней дружны,

Знаки, правила важны.

Углы рисуем и квадратики

В большой науке …. математика (ответ детей)

Правильно, «Математика!» Меня попросили доставить посылку для вас.

Зовут меня Алёна Владимировна.

А я вижу, как вас зовут (по бейджам)

Я очень рада встрече с вами и предлагаю поприветствовать друг друга:

Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг- берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг- берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг- качаем руками.

 Чтобы узнать, что в посылке, предлагаю посмотреть отрывок мультфильма, отгадать загадку, после которой мы откроем коробку. Хотите? Тогда усаживайтесь поудобнее.

(Дети смотрят отрывок из мультфильма «38 попугаев» до слов- Это я ползу…)

Итак, загадка, с помощью отгадки мы узнаем, кто или что у меня в коробке:

Толстый он и длинный очень - не дай Бог приснится ночью.

Не умеет он кусаться, но можно сильно испугаться,

Его однажды увидав. всё потому что он...(удав) (дети отгадывают)

Открываем, в коробке удав, свернутый клубочком.

 

3.2.

Основная часть

22-24 мин.

Дети рассматривают удава.

Вопросы: Кто это? (удав) Внимательно поглядите и скажите, на какой предмет он похож? (на клубок)

Подумайте, Почему он свернулся клубком? (ответы детей-по-другому в посылку не входит).

Ребята, Удава со мной отправили не просто так, а для того, чтобы мы ему помогли. А какая помощь ему нужна,  мы узнаем, посмотрев мультфильм дальше. (Смотрят до слов: измерить рост.)

      В. Сможем мы помочь удаву измерить его рост? Хотите? (ответы детей-да)

В. Как помочь удаву? Ответы детей –достать из посылки и разложить.

В. Давайте попробуем его разложить на столе, поместится ли он? Как сделать так, чтобы удав поместился?

Ответы детей- Сложить на половину (если дети затрудняются, предложить сложить наполовину)

В. Что у нас получилось?

Ответы детей- Половина удава, целое разделили на две части.

В. Может на стуле его разложить? Войдет? (ответ детей)

В. Что сделать, чтобы он поместился?

Ответы детей-  Сложить наполовину, свернуть клубочком …

В. Что получилось? Сколько частей?

Ответы детей- Половина половин, четыре части.

В. Что сделать, чтобы удав поместился на стульях во весь рост?

     Ответы детей- Добавить стулья.

В. Сколько стульев получилось?  (дети считают стулья)

В. Вывод - длина удава ...стульев.

         Решил  свой  рост  узнать  Удав!

               И в этом он, конечно, прав,

               Ведь  это  важно  очень!

               Возможно,  он  длиннее  всех!

               Во  много  раз  длиннее  всех!

               А  может  быть,  короче!

         Это  пока  неизвестно!

В. Предлагаю положить удава так, чтобы все могли его рассмотреть и измерить (дети выбирают в пространстве группы место)

      В.   Вот голова, а это - хвост, а  остальное – это  рост.

             В Удаве много роста, но  как  измерить  этот  рост

             Не знают голова  и  хвост, узнать  свой  рост  непросто!

 Мы с вами измерили его половинками, стульями, интересно, а еще чем             можно?

Ответы детей- Шагами (измеряют), ладошками (измеряют)

В. У всех получилось разное количество шагов, ладошек. Можем мы сказать, какой рост удава? Смогли мы это узнать?

Ответы детей- нет, у всех разный.

А хотите узнать, чем измеряли Удава герои мультфильма? (смотрят отрывок)

В. Ребята, раньше, очень давно, люди тоже измеряли длину частями своего тела (стопой, шагами, локтем, размахом рук), разными условными мерками.   (показывает иллюстрации). Но к единому мнению, одной величины прийти не смогли. Люди поняли, что нужна какая- то единая мерка.

В. Все, чем мы с вами сейчас измеряли, называется условная мерка.  Условная она, потому что не совсем точная.  Какие еще условные мерки можно использовать?

Ответы детей- веревочки, полоски, веточки.

В. А мы с вами можем сделать свою мерку? Каким способом? (ответы детей)

А я предлагаю использовать для изготовления мерки – картонные полоски.

Давайте разделимся на команды. У меня есть конверты, в которых спрятаны изображения героев мультфильма: я предлагаю каждому из вас взять себе один конверт, так мы узнаем, кто из вас в какой команде.

Дети открывают конверты, достают изображение героя и делятся на микрогруппы (команда слонят, мартышек, попугаев)

Командам необходимо наклеить изображения выбранных персонажей на картонные полоски, чтобы они обязательно поместились полностью.

В. Прежде чем мы приступим, предлагаю зарядиться – (динамическая пауза)

Далее дети изготавливают условную мерку по командам.

А теперь давайте измерим рост удава нашими условными мерками.

Сколько мерок со слонятами поместилось в росте удава?

___ слоненка по _____ раза, ___ мартышек по___ раза, __ попугаев по _ раза

А теперь вопрос: У кого больше персонажей поместилось в условной мерке, а у кого меньше? (сравнивают)

В. Смогли мы узнать рост удава?

Ответы детей-  условными мерками мы не можем точно назвать рост удава.  

В. Как измерить расстояние между домами, городами? Измерить рост человека? Люди давно об этом задумывались и наконец решили, что нужна единая мера длины. Проще говоря мерка.

Знаете ли вы, какие меры длины бывают? (ответы, в качестве дополнения показ  линейки, рулетки и метра).

Мерки используют люди  во всем мире.

Предлагаю измерить удава настоящей меркой - метром (измеряют удава)

Какой длины наш удав? Сколько раз по метру в нашем удаве? Значит наш удав 2 метра длиной, а еще ___ладошек, _______шагов ____слонят,  ____мартышек и ____ попугаев.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт  вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?)

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении.

Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Договаривается и учитывает интересы и чувства других.

У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать

Выбирает участников совместной деятельности

3.3.

Заключительная часть

2

мин.

Что вы сегодня нового узнали?  (ответы детей)

Правильно (обобщение ответов). 

Научились измерять длину условной меркой, были внимательны и без ошибок правильно выполняли задания.

Слушали и помогали. 

Обязательно расскажите дома своим близким о том, что вы узнали сегодня нового о замечательной науке математика

Попробуйте дома что-нибудь измерить …

Чем будете измерять – это ваш выбор: точными или условными мерками, которые можно изготовить своими руками и научить этому своих друзей. Вручаю вам эту книжку-раскладушку с карманами, в которые вложены различные меры длины и изображения героев мультфильмов.

Хорошего вам дня, ребята!

Выражает свои мысли и чувства. Делает выводы, принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

"Как измерить рост удава". Познавательно - исследовательская деятельность.

Методическая разработка для детей средней группы....

Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в королевство Математики"

Образовательная деятельность направлена на решение задач по познавательному, речевому и социально - коммуникативному развитию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие в страну математики»

Задачи:Образовательные:Закреплять умение решать логические задачи;Закрепить знания детей о геометрических фигурах;Закрепить умение составлять узоры по схемам.Развивающие:Развивать слуховое и зрительно...

Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группе Тема: «Путешествие в страну математики» Воспитатель: Колчева Светлана Владимировна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по математике в старшей группеТема: «Путешествие в страну математики»Воспитатель: Колчева Светлана ВладимировнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Непрерывная образовательная деятельность по математике с детьми средней группы Тема:" Как математика помогает усваивать правила безопасного поведения на дороге"

   С каждым годом машин становиться все больше и больше. Каждый день случаются опасные ситуации на дорогах, например: аварии. Как вы думаете, почему это происходит? К чему это приводи...