Консультация для педагогов "Развитие математической речи с помощью дидактических игр и занимательных упражнений "
консультация по математике (старшая группа)

Малаева Ольга Борисовна

 Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности, на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста, используются различные дидактические игры для развития математических представлений и понятий, а также речи.
Математика – это наука с собственным языком.
Грамотная математическая речь выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и в каком месте можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом. К математическим терминам относятся слова, служащие для наименования понятий о числе, основных величинах, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и времени.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие математической речи с помощью дидактических игр и занимательных упражнений (консультация для педагогов)


Обучение через игру – интересное и увлекательное занятие для детей, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой деятельности, на учебную. В работе с детьми дошкольного возраста, используются различные дидактические игры для развития математических представлений и понятий, а также речи.
Математика – это наука с собственным языком.
Грамотная математическая речь выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и в каком месте можно применить эти термины и специальные математические выражения, а также в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической) и связной речи в целом. К математическим терминам относятся слова, служащие для наименования понятий о числе, основных величинах, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и времени.
Говорить о развитии математической речи дошкольника, надо потому, что математический язык специфичен. Он лаконичен, точен, содержит специальные термины (А. А. Столяр, С. В. Варфоломеева, Л. М. Фридман и др.) . В математическом языке один знак – цифра, знак операции, отношение – обозначает то, что в естественном языке обозначается словом, т. е. определенной конечной последовательностью знаков – букв из алфавита этого языка (В. Н. Худяков). Формирование и развитие математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, таких речевых недостатков, как неточность и бедность речи, употребление лишних слов, неправильный порядок слов в предложении.
Одним из средств развития математической речи детей данной категории является дидактическая игра.
На первом этапе работы с детьми необходимо использовать наглядный материал, Например, для игры «Наоборот» - Лера возьми длинный бант, а Ангелина короткий. Затем детям предложить проверить путем приложения одного банта к другому. Элемент опыта, например «Укроем одеялом зайку и мишку» - каким одеялом нужно укрыть медведя (широким, а почему?


Также используются игры:
«Один — много», «Назови цифру», «Длинный - короткий»,
«Лови да бросай — цвета называй», «Веселый счет», «Где мяч? », «На, над, под», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Верно – неверно», «Лови, бросай, дни недели называй», «Кто знает, пусть дальше считает», «На что похоже»


Назови цифру
Цель: Учить запоминать цифры; упражнять детей произносить название цифры, задавая разную интонацию: ласково, сердито, громко, удивленно, тихо, грустно, весело, испуганно, как будто сильно замерзли.
Материал. Цифры 0-9.
Воспитатель показывает цифру и просить назвать ее изменяя интонацию
Будем с цифрами играть,
Будем цифры называть
По – разному
Ну – ка Маша посмотри
И сердито назови!
Это два!
Что бывает круглым?
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
Вчера, сегодня, завтра
То, что было, то, что будет, каждый помнит — не забудет.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.
Учить детей подбирать по смыслу одно из слов наречий (вчера, сейчас, завтра)
Ход игры. Вариант 1.
Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.
Вариант 2.
Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая глагол, а дети должны подобрать одно из наречий (вчера, сейчас, сегодня, завтра)
Например: съездим - завтра; танцевали – вчера…
А) Танцевали, пели, подарили, плавали, рисовали…
Б) Кидаю, стоишь, сидишь, играешь, наблюдаешь, мешаешь…
В) Нарисуешь, споешь, придешь, принесешь, сбудется…
Утро, день, вечер, ночь
Утро, вечер, день и ночь, навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.
Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером?
Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?. » 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)
. Верно – неверно
Цель. Формировать понятие времени. Закреплять отличия частей суток.
-Сложите руки «лодочкой» так, если бы вы приготовились ловить мячик. Если я говорю вам то, что вы считаете правильным, то вы захлопываете ладошки, как будто поймали мяч. Если я говорю что- то неправильно, то вы делаете движение, как будто бы подбрасываете мяч ко мне.
-Утром солнышко встает.
-Утром люди ужинают.
-День наступает вслед за утром.
-Днем в небе ярко светит луна.
. -Днем взрослые работают, а школьники учатся.
-Днем на улицах светят фонари.
-Заканчивается день и наступает вечер.
-Вечером всегда темно.
-Вечером школьники идут в школу.
-Вечером вся семья собирается дома.
- -Ночью люди спят.
-Ночь наступает после утра.
-Ночью мы ходим в гости.
Пальчиковые игры, физкультминутки, скороговорки и считалки, задачи в стихотворной форме, загадки, стихи- шутки являются эффективным средством формирования и развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки и считалки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей, изучению математических терминов.
Например, при знакомстве детей с числом и цифрой 4 можно предложить такую скороговорку: У четырёх черепашат по четыре черепашонка.
После её разучивания можно вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу, назвать соседей числа последующее и предыдущее.
Следует анализировать происхождение речевых ошибок. Наиболее частые – это отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное их использование; неправильное построение предложений, высказываний, рассуждений; однословность или, наоборот, многословие. Это и недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизации умственной и речевой деятельности, в единых требованиях, предъявляемых воспитателем к детям.
Таким образом, в дидактической игре заложены большие возможности не только формирования математических представлений у детей, но и активизации, обогащения, расширения словаря, развития грамматического строя речи и связной речи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенк...

Консультация «Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей 4-5 лет»

  Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейше...