Занятие с детьми группы компенсирующей направленности младшего возраста по формированию элементарных математических представлений тема: "Признаки осени".
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Гриненко Елена Николаевна

Занятие с детьми младшего возраста по формированию элементарных матемтических представлений тема: "Признаки осени".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_mladshaya_gruppa.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Занятие с детьми группы

компенсирующей направленности младшего возраста

по формированию элементарных математических представлений

 Тема: «Признаки осени»

                                                                               

Гриненко Елена Николаевна                  

воспитатель высшей категории

ГБДОУ детский сад № 2

Санкт-Петербург 2023 г.

Вступление (преамбула)

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии                              с рабочей программой воспитателя, составленной на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с амблиопией и косоглазием ГБДОУ детского сада №2 Петродворцового района Санкт-Петербурга.

НОД проводится с детьми группы компенсирующей направленности младшего возраста (3-4 года) с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие). В данной группе коррекционно-педагогическая работа строится с учётом психофизиологических и зрительных возможностей детей.

        НОД с детьми проводится в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Признаки осени».

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие;
  • Речевое развитие.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающая
  • Проблемно – игровая
  • ИКТ

Планируемые результаты:

  • Закрепление понятий (много, мало, вверху, внизу, большой, маленький), умения соотносить его с признаком.
  • Закрепление сенсорных эталонов (основные цвета).
  • Развитие зрительного восприятия (пространственная ориентировка, цветовосприятие, предметные представления, зрительно-моторная функция).
  • Развитие активности детей в игровой деятельности, проявления самостоятельности.
  • Расширение словаря, активизация самостоятельной речи детей.

Цель: формирование элементарных математических представлений и развитие мышления.

Задачи:

Образовательные:

  •  Расширение и закрепление представлений детей с ОВЗ об осени (признаках осени).
  •  Уточнение представлений о листьях (кленовый, дубовый, осиновый), грибах (строение гриба) узнавании их в изображениях различных модальностей.
  • Развитие умения классифицировать предметы по форме, цвету; знакомство с обобщающими понятиями (листья, грибы).
  • Формировать умение сравнивать предметы по величине, соотносить их по размеру.
  • Закрепление навыка ориентировки в пространстве с точкой отсчёта от себя и от предмета.
  • Совершенствование умения воспринимать сюжетные изображения.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие психических процессов, активизация речи детей.  
  • Развитие и корректировка зрительной функции (локализация, прослеживание, цветоразличение), зрительно-поисковой реакции на окружающие предметы.
  • Развитие зрительного восприятия, зрительного анализа и синтеза.
  • Активизация познавательной деятельности детей с подключением сохранных анализаторов.

Воспитательные:

  • Способствовать проявлению детской активности, инициативности, навыков взаимодействия между детьми. 
  • Воспитание интереса к математическим занятиям.

ОБОРУДОВАНИЕ для педагога: макеты деревьев (3 клёна, елка), игрушки: заяц, белка; бумажные кленовые листочки: 5 штук большого размера зеленого цвета, 5 штук большого размера красного цвета, 5 штук маленького размера желтого цвета; большая корзина, фланелеграф, изображение ежика с большими прищепками. 

ОБОРУДОВАНИЕ для воспитанников: из фетра полукруг 5 штук, из фетра прямоугольников к 5 штук, силуэтные изображения ежат, маленькие прищепки.

Предварительная работа: 

Беседы и рассматривание иллюстраций с изображением примет осени. Наблюдение за осенней природой на прогулке. Чтение стихотворения об осени.

Порядок течения основной части НОД может быть изменён по ходу определённых высказываний и предположений детей.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю погулять по  

 лесу. (Воспитатель встречает детей в музыкальном зале, в костюме Осени).

Воспитатель: «Осень яркая пришла

                        В гости в лес нас позвала.

              Друг за другом встанем в ряд

              Будет поезд из ребят!»

Дети встают друг за другом и за воспитателем под песню весёлого паровозика едут в осенний лес.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: - Ребята, мы приехали с вами в осенний лес. Посмотрите сколько здесь много деревьев (Воспитатель круговым движением руки показывает деревья, делая акцент на слове «много»).

Воспитатель: - А в лесу листопад. Ветер дует. (Воспитатель подводит детей к

интерактивной доске – звучит шум ветра, на фоне падающих листьев).

- Листочки с деревьев падают, кружатся, на землю ложатся.

Затем Воспитатель подводит детей к лесной полянке, круговым движением руки показывая листья на полу. (На полу лежат рассыпанные листья (жёлтые, зелёные, красные, большие, маленькие, кленовые, дубовые, осиновые).

Воспитатель: - Сколько листочков в лесу на поляне?   

Дети: - Много.

Воспитатель: - Какой листочек я взяла по цвету, по размеру?

Дети: - Жёлтый, маленький.

Воспитатель: - Возьмите такой листочек и положите ко мне в корзину.

- Маша, какой ты листочек взяла по цвету? По размеру?

(Воспитатель спрашивает у некоторых детей какой листочек по цвету, величине они взяли, тем самым активизируя речь и закрепляя понятия). Маша, какой ты листочек взяла?

Воспитатель: - Какой я листочек взяла по цвету, по размеру?

Дети: - Зелёный, большой.

Воспитатель: - Возьмите зелёный, большой листочек и положите ко мне в корзину.

- Петя, какой ты листочек взял по цвету? По размеру?

(Воспитатель спрашивает у некоторых детей какой листочек по цвету, величине они взяли, тем самым активизируя речь и закрепляя понятия).

Воспитатель: - Какой листочек я взяла по цвету, по размеру?

Дети: - Красный, большой.

Воспитатель: - Возьмите такой листочек и положите ко мне в корзину.

- Лера, какой ты листочек взяла по цвету? По размеру?

(Воспитатель спрашивает у некоторых детей какой листочек по цвету, величине они взяли, тем самым активизируя речь и закрепляя понятия).

- Как много вы собрали листочков. Молодцы, дети!

 Раздаётся тихий плач.

Воспитатель: - Ребята, что такое?  Я слышу чей-то голос. Кто это там? Давайте

посмотрим. (Воспитатель ведёт детей к ёлочке, а под ней сидит зайчик. Дети

вместе с воспитателем рассматривают зайчика).

Воспитатель: - Ребята, зайчик плачет, на улице погода какая (холодная). Зайчику в норке холодно. Как же ему помочь? (Ответы детей). А давайте норку зайчика утеплим листочками, которые мы собрали. Возьмите из корзинки большие листочки и положите зайчику в норку.

Дети выбирают листочки из корзины и кладут в норку.

Воспитатель: - Ваня, ты какой листочек взял – большой или маленький?

Маша, а ты какой листочек взяла?

Воспитатель: - Ребята, а какие листочки у нас остались большие или маленькие?

Дети: - Маленькие.

Воспитатель: - Возьмите листочек, положите на ладошку. Подуйте на него, как ветерок. (Воспитатель учит делать правильный выдох, заставляя двигаться листочек).

Воспитатель: - «Осенние листочки  

                         Летят как   мотылёчки!» (звучит фонограмма ветра)  

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто по веточкам ёлки прыгает?

Дети: - Белка.

Воспитатель: - Где она сидит на верху или внизу?

Дети: - На верху.

Воспитатель берёт белочку и сажает её под ёлочку и уточняет у детей её местоположение.

Воспитатель: - А сейчас где она сидит?

Дети: - Внизу.

Воспитатель: - Ребята, что белочка любит кушать?

Дети: - Орешки, грибы.

Воспитатель: - А где грибы растут? (Показывает сюжетную картину)

Дети: В лесу.

Воспитатель: - Давайте белочке поможем найти грибы в этом лесу. (Дети ищут, но не находят).

Воспитатель: - Есть в этом лесу грибы? Нет? Что же нам делать? (Ответы детей по возможности).

Воспитатель: - Ребята, а давайте белочке мы свои грибочки сделаем. Вот такие

(показывает образец – аппликацию на фланелеграфе).

Воспитатель из фетра раздаёт полукруг и прямоугольник и показывает, как можно «собрать» гриб, уточняя у детей, что где находится, называя части гриба.

Воспитатель: - Где будет шляпка - вверху, а ножка - внизу. (Дети «собирают» грибы на индивидуальных фланелеграфах).

Воспитатель: - Сколько грибов мы «собрали»? Какие по размеру? (Ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, кто у нас фырчит под столом?

Воспитатель достаёт коробку, а в ней – ёжик.

Дети: - Ёжик.

Воспитатель: - Да, это ёжик, он также любит кушать грибы. Он пришёл не один, а с ежатами. Ёж (какой по размеру?) – большой, а ежата (какие?) – маленькие. У ежа есть иголки, у ежат – нет, они ещё не выросли.  Давайте ежатам прицепим иголочки (прищепки).

Дети берут силуэт цветного ёжика, подбирают нужные по цвету прищепки и прицепляют к силуэту.    

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: - «Мы по лесу погуляли,

                         Зайке, белке, ёжику помогали.

                          Встанем дружно все за мной,

                          И поедем мы домой»

Дети встают паровозиком и под весёлую музыку возвращаются в детский сад.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и вернулись в наш детский сад. Где вы были? Куда вы ездили на паровозике?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Кому вы помогали?

Дети: - Зайчику, белочке, ёжику и ежатам.

Воспитатель: - Что вы собирали?

Дети: - Листочки, грибы.

Воспитатель: - Сколько их было?

Дети: Много.

Воспитатель: - А какие по цвету? (ответы детей).  

Воспитатель: Ребята, вам понравилось ходить в гости к Осени? Пойдём ещё на прогулку в гости к Осени? (Ответы детей).    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с детьми младшего возраста по Формированию Элементарных Математических Представлений "Столько..Сколько..""

занятие построено в виде диалога воспитателя с детьми. целью занятия является то, чтобы в игровой форме научиться различать равенство и неравенство, сравнивать одну группу предметов с другой...

Занятие с детьми старшего возраста по формированию элементарных математических представлений на тему "Путешествие по временам года"

Занятие проходит в форме путешествия по временам года на "машине времени" с использованием блоков Дьенеша. На каждой станции дети выполняют задание, которое позволяет закрепить знания о соответствующе...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по формированию элементарных математических представлений тема: «Путешествие в страну Кругляндия»

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД  по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Конспект разработан в игровой форме. Дети отправятся в путешествие на автобусе, ...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Деревья»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...

Конспект открытого мероприятия с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Осень»

Цель: формировать элементарные математические представления посредством игрыЗадачи:Социально - коммуникативное развитие: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив...