Сенсорное развитие дошкольников. Перспективное планирование представляет собой планирование работы с Весёлым человечком - Счётиком.
методическая разработка по математике

    Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного  возраста. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования  наблюдательности, умения концентрироваться, логически и творчески мыслить

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorn._razv.doshkol.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие дошкольников.

Муллаянова А. Р., воспитатель МКОУООШ№6 г. Нижние Серги

                                                     

    Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного  возраста. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования  наблюдательности, умения концентрироваться, логически и творчески мыслить.

 Период первых трех лет- период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. На 2-3 году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных видах  цвета,  формы и об отношении между двумя предметами по величине.  Все это мы стараемся учитывать при организации предметно- пространственной среды в группе.

   Вот недавно у нас в группе появился Веселый человечек- Счетик, которого мы сделали из старых школьных счетов. Смастерили  голову, покрасили в четыре основных  цвета костяшки(красный, желтый, зеленый, синий), с помощью резинки, больших пуговиц, длинных перчаток сделали руки. На ноги- стойки связали разноцветные носки. Этого  веселого человечка мы использовали для знакомства детей с цветом, формой, величиной, количеством. Его можно использовать не только на занятиях, но при организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, восприятие художественной  литературы и фольклора.  Так в игровой деятельности дети развивают мелкую моторику, имитируя действия из детских потешек, например  «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. д. Используют в пальчиковых играх.  Дети любят играть со Счетиком, распознавая эмоции : веселый- грустный. На занятиях по математике и сенсорному развитию этот игровой персонаж стал просто незаменим. Например,  недавно была проведена комплексная образовательная ситуация «Счетик и его друзья», где детям была предоставлена возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Образовательная деятельность  в процессе занятия построена на основе взаимодействия с детьми и ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка, воспитания доброжелательного отношения и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.  

Детям понравился Весёлый человечек- Счётик и я решила продолжить цикл занятий с этим персонажем.

    Дошкольники 3- 4 лет пока оперируют наглядно- действенным мышлением, обусловленным лишь внешними действиями с предметами. Чаще всего это происходит в предметно- практической деятельности руками, через тактильнодвигательные ощущения при манипуляции с разными предметами.

   В возрасте 3-4 лет дети должны усвоить некоторые сенсорные эталоны: знать 6- 7 цветов и называть 3- 4 цвета, называть геометрические формы, сравнивать предметы по величине, уметь называть расположение предметов в пространстве.

 

В среднем дошкольном возрасте (в 4- 5 лет), сенсорное развитие ребёнка характеризуется: вниманием ребенка на детали объектов,  на развитие пространственного восприятия мира, на развитие навыков конструирования, на совершенствование моторных функций, на формирование навыков абстракции.

   Игры с этим персонажем способствуют  развитию  любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количества).

Литература:

Е. Е. Хомякова. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с.,ил.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г.

Интернет- ресурсы:festival.1 september.ru>articles

34detsadspb.ru>umstvennoyerazvitiye

spravochnick.rupedagogika/sensornoe_vospitanie_…

https://interactive-plus.ru/e-articles/884/Action884-560618.pdf

Перспективное планирование

Тема «Счётик и его друзья в гостях у королевы Сенсории» (путешествие по группе: нахождение предметов  одинаковых по цвету, форме, величине)

Задачи:

1.Познакомить  малышей с сенсорным уголком ( с пособиями: божья коровка, Ёжик, бизибордами  и т.д);

2.Формировать представление о том, как можно использовать пособия в уголке сенсорики; учить детей обращать внимание на форму, величину, размер  предметов.

3. Показывать разные способы обследования предметов; развивать у детей любознательность, наблюдательность, внимание, интерес к дидактическим пособиям.

4. Воспитывать аккуратное и бережное отношение к окружающим предметам.

2.Тема:  «Счетик и его друзья».

Задачи:

      1. Продолжать учить детей различать цвет, форму, размер окружающих предметов и называть их,  

       учить группировать предметы по 2 признакам: цвет и количество.

     2.Научить детей коммуникативным навыкам, владеть речью как средством  

        общения, обогащать активный словарь.

     3. Развивать крупную и мелкую моторику, осваивать опыт двигательной  

         деятельности.

      4. Развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности  

          со сверстниками.

 5. Учить сопереживать игровым  персонажам, развитие предпосылок восприятия  музыки, художественной литературы.

3.Тема «Путешествие Счётика и его друзей в страну Геометрию»

 Задачи:

1. Учить детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, обследовать их(обводить пальцем контуры, называть их).

2.Формировать у детей умение находить предметы одинаковой формы,  группировать предметы по форме; 

3.Упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

4.  Воспитывать желание в познании нового.

4.Тема «Счётик и его друзья на новогодней елке»

Задачи:

1. Упражнять в умении сравнивать предметы по величине, раскладывая от самого маленького до самого большого.

2.Продолжать учить различать цвета,  чередовать предметы по цвету.

3. Развивать глазомер, зрительное внимание,

4. Воспитывать усидчивость, аккуратность.

5. Тема « Счётик и его друзья в гостях у Радуги»

Задачи:

 1. Познакомить детей  со стихотворением «Каждый охотник…» и закрепить название цветов радуги.

2. Способствовать формированию обследовательских умений и навыков;

3.Упражнять  детей  в группировке объектов, отличающихся по форме, величине, но имеющих одинаковый цвет.

4.Воспитывать любознательность, аккуратность.

Конструкт комплексно- образовательной ситуации в группе раннего возраста

Тема:  «Счетик и его друзья».

Математика и сенсорное развитие

                    Воспитатель: Муллаянова А.Р.

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: Развитие  любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, количества).

Задачи:

  1. Познавательное развитие: продолжать учить детей различать цвет, форму, размер окружающих предметов и называть их, учить группировать предметы по 2 признакам: цвет и количество.
  2. Речевое развитие: научить детей коммуникативным навыкам, владеть речью как средством общения, обогащать активный словарь.
  3. Физическое развитие: развивать крупную и мелкую моторику, осваивать опыт двигательной деятельности.
  4. Социально- коммуникативное развитие: развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  5. Художественно- эстетическое развитие: учить сопереживать игровым  персонажам, развитие предпосылок восприятия  музыки, художественной литературы.

Возрастная группа: 2-3 года.

Форма  организации: групповая.

Методическое обеспечение:

 Е. Е. Хомякова Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста.- СПб,; ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г.

Материалы к занятию: Колобок- игрушка, Веселый человечек- Счетик,  следы большие и маленькие, разноцветные колечки, пирамиды.

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнения которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 1

Предварительный этап: создание доброжелательной обстановки в группе

Познавательная деятельность: создать эмоциональный настрой

Игра «Большие и маленькие ножки». Вопросы:

-Посмотрите, что это?

-Чьи следы? Мне кажется, что эти следы разные. Давайте сравним: «У кого след большой,  у кого маленький?» (показ способов сравнения величины предметов (следов)).

 Ответы детей на вопросы.

Экспериментирование, обследование величины предметов (следы).  

Положительный эмоциональный настрой

2

Основной этап

Познавательная- исследовательская деятельность: формировать представление о сенсорных эталонах.

Игровая

Коммуникативная

Формировать понятие

 « один-много».

Закрепить знание  цвета, сравнение предметов по величине и понятия «один – много»

Ставит перед детьми проблемную ситуацию «Развеселить Счетика».

Игра «Разноцветные колечки». Педагог дает практическое  задание  помочь Колобку найти колечки одного цвета.

Игра «Один- много».

Воспитатель задает детям вопросы»

-Сколько колечек у Колобка? Какого они цвета?

-Сколько колечек у ребяток? Какого они цвета?

Игра «Собери пирамидку».

Воспитатель начинает собирать пирамидку, а дети по очереди  продолжают.

Дети  вместе с воспитателем пытаются  развеселить  Счетика

Дети вместе с Колобком находят колечки.

Колобок и дети начинают играть со счетами Счетика. Колобок откладывает себе одно колечко, а ребенок много.

Дети отвечают на вопросы.

Дети вместе с воспитателем собирают пирамидку,  проговаривая вслух громко, какого размера и цвета  кольцо, сколько здесь колец.

Развивается  речь как средство общения;

Учатся различать цвет,отвечать на вопросы.

Сформировано понятие «один- много».

Закрепляют знание цветов.

Дети закрепляют цвета, умение сравнивать предметы по величине, понятие « один- много».

3

Заключительный этап

Рефлексия

Коммуникативная деятельность: формировать правила общения и взаимодействия друг с другом, со сверстниками.

Воспитатель подводит итоги занятия. « Посмотрите, ребята, нашСчетик развеселился, заулыбался. У него поднялось настроение».

-Почему Счетик заулыбался?

-А как мы с ним играли?

-А вам понравилось играть с ним?

Вот какие мы с вами молодцы!

 Ответы детей на вопросы.

Дети берутся за руки вместе с Счетиком.  Воспитатель читает стихи:

Мы друг другу улыбнемся,

Громко- громко засмеёмся.

Не будем больше мы скучать

Сердится, плакать, горевать.

Дружно, вместе будем жить

И со Счетиком будем мы дружить.  

У детей формируется навыки общения и взаимодействия друг с другом и со сверстниками, желание помочь другу, когда ему грустно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Перспективное планирование

Занятия по развитию речи в младшей группе...

Конспект НОД по ФЭМП для дошкольников второй младшей группы «В гости к весёлым человечкам Magformers». Открытое мероприятие в рамках весенней педагогической сессии в сетевой образовательной команде «Кванториум»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.физическое развитие.Цель: закрепление элементарных математических представлений посредством игр с конструктором «Ma...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию и рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Весёлые рукавички»

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по сенсорному развитию и рисованию для детей младшего дошкольного возраста «Весёлые рукавички»...

Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития

Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...

Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.

Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольн...