Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие – Формирование элементарных математических представлений для детей старшего возраста Тема: « Приключения в сказочной стране»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

 Создать условия для формирования элементарных математических представлений, интегративных качеств: социализации, коммуникации, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное                                                            учреждение   детский сад №22  комбинированного вида

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области  Познавательное развитие –

Формирование элементарных математических  представлений

для детей старшего возраста

Тема: « Приключения в сказочной стране»

Воспитатель:

Росицкая Г.Е.

Используемые технологии:

ИКТ технология

Санкт-Петербург

2024 год

Название: Приключения в сказочной стране

Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений, интегративных качеств: социализации, коммуникации, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Задачи:

1.Образовательные: Создать условия для закрепления навыков сравнения предметов по высоте, ширине, длине. Активизировать в речи прилагательные сравнительной степени: шире - уже, длиннее – короче, толще – тоньше, выше – ниже.  Способствовать закреплению  знаний детей:

-   цифр;

- о временных понятий, их составляющих частях и последовательности: год (количество времен года), месяц (названия и последовательность зимних месяцев), неделя (количество дней в неделе);

-   геометрических фигур.

Создать условия для практического применения детьми  навыков:

-  ведения счета в прямом и обратном порядках в пределах первого десятка;

Помочь в совершенствовании умений:

 - легко ориентироваться в числовом ряду, называя предшествующее и последующее числа по отношению к заданному числу.

Обеспечить усвоение детьми рациональных вычислительных приемов сложения и вычитания;

 Сформировать прочные вычислительные навыки.

 Умения сравнивать множества на основе счёта, устанавливая равенство или неравенство группы предметов.

Закрепить представления о  неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;

Совершенствовать знания о составлении чисел первого десятка из единиц

2.Воспитательные:  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; доброжелательность и умение работать в коллективе.

3. Развивающие:  Создать условия для:

- развития познавательного интереса;

-  повышения мотивации к учебной и продуктивной деятельности;

-  развития операционного состава мышления:

*  сравнения – сопоставлению предметов, нахождению сходства и различия между ними;

*  анализа – мысленному разделению предметов на составные элементы;

*  синтеза – объединению частей, элементов в единый целый образ предмета.

- развития логического мышления;

- развития  оперативной памяти, произвольного внимания;

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём,  чтение сказок: Б.Гримм «Госпожа Метелица», Г.Х.Андерсена «Снежная королева», Ю.Яковлева «Умка», В.Сутеева  «Снеговик почтовик», П.Бажова «Серебряное копытце».

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности:

  • Презентация к занятию, аудиозапись, декорации: домик, колодец, замок Снежной королевы, «ледяной» мост, берлога Умки, сани, терем госпожи Метелицы, сундук.
  • Демонстрационный материал: магнитная  доска, набор цифр от 1 до 10, 10 разноцветных коробок (посылки), набор цифр 1-10 на липучках, полоски с примерами, панно «Созвездия», семь звезд с цифрами, пять шкатулок различной величины, три веретена с нитками разной длины, конверт с письмом.
  • Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, разрезанных на 8 частей (зеркала), фонарики, «сугробы» - игра с фонариком.
  • Программное  обеспечение: MicrosoftOfficePowerPoint 2007;

Организация детей: Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование цифр).

- Практический (поисково-исследовательская деятельность).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Ход  совместной непрерывной образовательной деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Мотивирование к деятельности, создание проблемной ситуации

Проектирование проблемной ситуации.

Актуализация

Практическая деятельность.

Динамическая пауза

Практическая деятельность

Физминутка

Гимнастика под музыку с ускорением «Мы наденем варежки»

(аудиозапись Физминутки)

Практическая деятельность

Динамическая пауза

Практическая работа

Практическая деятельность

Рефлексия

Ребята, посмотрите, в каком необычном месте мы с вами оказались! Кругом сугробы, деревья в инее, заснеженные елки. Дым  идет из трубы на крыше дома. Наверное, печку топят. И верно, на улице холодно. Какое это время года? Сколько месяцев длится зима? А сейчас какой зимний месяц? А день недели, какой? Сколько дней в неделе?

Где же мы оказались? Может,  постучимся в дом и спросим у хозяина.

(слышится чей-то плачь)

Ребята, мне показалось или кто-то плачет?

Давайте, поищем, кто это плачет.

Ты кто? Почему ты плачешь?

Девочка (приглашенный персонаж): «Я живу в этом домике с мачехой и сестрицей Ленивицей. Мачеха заставляет меня целыми днями работать – пряжу прясть. Сегодня я  уколола палец и испачкала веретено. Хотела обмыть его, наклонилась к колодцу и выронила его. На нем была такая длинная нить! Мачеха сказала, чтобы я без веретена домой не возвращалась».

Ребята, так мы же с вами в сказке. Я забыла, как она называется. Напомните мне.

У кого оказалось веретено падчерицы? Значит надо искать веретено у госпожи Метелицы! Но это долгая дорога, девочке одной будет трудно. Что же делать?

Решено, идем к госпоже Метелице! Но как нам попасть в ее царство?

Сказка – это волшебство.

Нам поможет сказочный герой! Но, это должен быть герой из зимней сказки. Слышите, какой-то звук! Как будто кто-то скачет!? (звукозапись цокота копыт)

Да, это же Олень Серебряное копытце! Узнали его?

(аудиозапись  Заметки 002)

 «Я помогу вам попасть в царство госпожи Метелицы! Решите мое задание и узнаете слова волшебного заклинания.

-Ну-ка, ушки на макушке!

Сколько раз пробью копытцем

Внимательно считай!

К числам цифры подбирай!

(звонит в колокольчик от 1 до 10 раз в нарушенном числовом порядке)

Вы правильно посчитали и подобрали цифры. Но, вам не кажется, что вы ошиблись в чем-то другом?

 ( аудиозапись Заметки 003)

«Заклинание простое – глазки крепко закрывайте, числа от маленького до большого называйте!»

 Считать от маленького числа до большого числа – это, какой счет,  ребята?

Закрывайте глазки и начинайте все вместе считать.

(Во время ведения счета, дом, колодец закрываются елками. Убирается ширма, закрывающая декорации).

Мы с вами в царстве госпожи Метелицы! А кто это у дороги?

- Что ты ищешь в сугробе?

Снеговик-почтовик (аудиозапись заметки 004)

- Братец Метелицы – Буран налетел, перевернул мои сани и  сорвал с посылок все адреса домов, засыпал их снегом. Без адресов я не смогу доставить посылки.

Ребята, поможем Снеговику! Берите фонарики и отыщите в сугробах номера домов.

Мы нашли номера домов, но с каких они посылок?

В санях список посылок:

- зелёная посылка в дом, у которого соседние дома с номерами 1 и 3;

- желтая посылка – соседние дома 3 и 5;

-красная  посылка – соседние дома 2 и 4;

- голубая посылка – соседние дома 5 и 7;

- синяя посылка – соседние дома 4 и 6;

- оранжевая посылка – соседние дома 6 и 8;

-фиолетовая посылка – соседние дома 7 и 9;

-розовая посылка – соседние дома 8 и 10;

-белая посылка – соседние дома 0 и 2;

- коричневая посылка – соседний дом с номером 9.

Снеговик, ты в царстве Метелицы всех жителей знаешь. Как нам найти ее дом?

(аудиозапись заметки 005)

Снеговик: «Вам нужно пройти замок Снежной королевы, перейти ледяной мост, берлогу Умки,  пройти по заснеженному полю, и окажетесь у терема госпожи Метелицы! Спасибо вам! Я поехал развозить почту. До свидания!»  

Чтобы быстрее добраться до замка Снежной королевы, вставайте на лыжи и поехали!

Все ребята, мы у замка. Снимайте лыжи и ступайте по дорожке аккуратно, кругом битые стекла. Это Снежная королева злится на Кая и Герду, бьет свои злые волшебные зеркала.

Как помешать ее злодейству?

Да, вы правы, нужно собрать все осколки и починить зеркала. Собирайте быстрее!

Какие получились у вас зеркала?

Как холодно в замке у королевы. Давайте, согреемся.

Весело зимой! Не хочется домой

Побежали по мостику!

Вот и берлога Умки. Чем ты занят?

(аудиозапись заметки 006) «Я составляю из звезд свое и мамино созвездия. Свое я уже составил, а с маминым созвездием   запутался. Помогите мне!»

Ребята, как  помочь Умке?

Да, все верно. Давайте,  решим примеры, найдем звездочку с ответом и прикрепим ее на определенное место  созвездия.

Какое получилось красивое созвездие! Вечером обязательно полюбуемся!

Нужно нам пройти по заснеженному полю. Снега много! Шагайте, высоко поднимая ножки, чтобы не застрять в сугробах!

А вот и терем госпожи Метелицы. В тереме нет никого. Я нашла письмо. На конверте написано – «Тому, кто придет за

 веретеном».  Значит, это нам.

(читает письмо: «Я отправилась  засыпать землю и леса снегом. Под елкой стоит мой сундук для рукоделия, в нем я храню шкатулки. Веретено вы найдете в одной из шкатулок. Оно не в самой большой и не самой маленькой шкатулке. Возьмите его, передайте падчерице и скажите, что я мачеху и Ленивицу отправила к  своей сестрице Снегурке. Пусть потрудятся у нее, помогут собрать подарки для детей к следующему Новому году».

Ребята, доставайте шкатулки из сундука. Как определить самую большую и самую маленькую шкатулку?

 Выстраивайте шкатулки в ряд, уберем самую большую и  самую маленькую шкатулки. Осталось три. Открывайте их. Три веретена. Какое из них веретено падчерицы?

Помните, что она нам говорила о своем веретене? На нем самая длинная нитка намотана!

Но как определить самую длинную нить?

Верно! Приступайте!

Все, мы нашли веретено падчерицы. Пора и домой. Но как мы вернемся?

Если мы сюда с вами попали, считая прямым счетом, то обратно…

Закрывайте глазки и начинайте считать обратным счетом. С какого числа начнем счет? Каким числом закончим счет?

(во время ведения счета ширмой закрываются декорации и убираются от дома, колодца елки, снимается простынь).

Ребята, мы  с вами вернулись к домику падчерицы.

И нам пора домой в группу. Понравилось вам сегодняшние приключения? Много было заданий. Какое из них было для вас трудным? Какое самым интересным? Пойдемте в группу и отдохнем после такой трудной дороги.

Дети входят в зал

Ответы детей

Предположение детей

Дети обходят декорации в зале и находят, сидящую у колодца, девочку.

Дети называют знакомую сказку.

Ответы детей.

Предположения детей.

Дети считают количества звонков  и подбирают к ним цифры, выставляя их на доске.

Определяют нарушенный порядок цифр в числовом ряду и исправляют, расставляя цифры в правильном порядке.

Дети называют название счета.

Дети считают прямым счетом от 1 до 10

Ответы детей.

Дети подсвечивают фонариком сугробы, определяя цифру. Называют цифру и берут ее с подноса.

Дети  приклеивают к посылкам номера домов.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

Предположения детей.

Дети составляют геометрические фигуры из 8 частей.

Дети называют получившиеся зеркала, согласовывая существительное с качественным прилагательным (овальное зеркало, квадратное и т.д.)

 

Дети выполняют движения в соответствие с текстом песни

Дети высказывают свои варианты решения проблемы.

Дети   решают примеры, находят звездочку с ответом и размещают ее на  звездное панно.

Дети идут, высоко поднимая ноги.

Варианты  ответов детей.

Выстраивают шкатулки по убыванию размеров. Убирают две шкатулки.

Выполняют задание.

Ответы детей.

Дети разматывают нити и сравнивают их по длине.

Предположения детей.

Ответ детей.

Ответы детей.  

Называют числа в обратном порядке от 10 до 1.

Дети подходят к девочке передают ей веретено и слова Метелицы.

Ответы детей

Дети уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная страна Времени»

Методическая разработка конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений) в старшей группе на тему: «Волшебная с...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» (спортивный праздник) для старшего дошкольного возраста тема: «Футбольная страна»

Данный материал знакомит с правилами и понятием футбола. Закрепление знаний детей о спорте. Можно использовать для тематических досугов воспитателям и инструкторам по физической культуре....

Сценарий открытой непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну Математики»

Сценарий открытой непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказочную страну Математики» З...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста ТЕМА: «Счет в пределах 5. Геометрическое фигуры»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Формирование элементарных математических представлений) для детей среднего дошкольного возраста  ТЕМА: «Счет в...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми седьмого года жизни на тему: «Путешествие в сказочную страну»

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "Лесовичок и белочка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)"Лесовичок и белочка"для детей второй младшей ...