Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей 6 - 7 лет с ОНР "Экскурсия в мебельный магазин"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Данное занятие соответствует лексическое теме Мебель для деьей 6 - 7 лет, на котором дети закрепят прямой и обратный счет в пределах 20, математические знаки >, <; поупражняются в ориентировке в пространстве относительно себя и на плоскости; научаться решать простые арифметические задачи и закрепят умение употреблять в речи такие понятия, как "между", "до", "после", "перед".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
ГБОУ ОРОШ № 18 г. Новокуйбышевск
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР)
по лексической теме «Мебель»
Составила:
воспитатель: Десятова Л.П.
2024
Конспект занятия
по формированию элементарных математических представлений
с детьми подготовительной группы с ТНР (ОНР)
по лексической теме «Мебель»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи:
Развивающие: Упражнять в умение выполнять счет от заданного числа. Упражнять в ориентировке в пространстве и на плоскости (на листе квадратной формы). Упражнять в умении сравнивать не равные группы предметов и отражать результат сравнения с помощью математических знаков >, <. Продолжать учить решать простые арифметические задач и выкладывать решение с помощью цифр и знаков.
Коррекционные: Совершенствовать слуховое и зрительное внимание, умение действовать по словесной инструкции, умение сравнивать и анализировать. Продолжать развивать логическое мышление. Упражнять в употреблении в речи понятий «между», «после», «перед» или «до». Упражнять в умении согласовывать движения рук и пальцев рук в соответствии с текстом физминутки. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать до конца ответы других детей, умение работать в команде. Проявлять инициативу.
Методы и приемы:
Практические: игра – разминка «Мяч поймай и дальше считай», и/упр. «Назови правильно», игры «Поможем расставить мебель», «Поставь туда куда скажу», «Поставь правильно знак», «Кто быстрее соберет картинку», решение арифметических задач. Физминутка «На полянке дом стоит».
Наглядные: показ, демонстрация.
Словесные: игры «Посчитай правильно», вопросы к детям, объяснение.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: мяч, предметные картинки с изображением мебели, вариант расположения мебели для игры «Постапвь туда, куда скажу».
Раздаточный материал: на каждого ребенка - тонированный квадратный лист бумаги на каждого ребенка, наборы цифры от 1 до 10 и математические знаки (+, -, =); карточки с изображением разного количества мебели с правой и с левой стороны для игры «Поставь правильно знак», маленькие подносы для раздаточного материала, простой карандаш.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «На полянке дом стоит» |
Игровая | Игровые упражнения «Мяч поймай и дальше считай», и/упр. «Назови правильно», «Поставь мебель туда куда скажу», «Поставь правильно знак», «Кто быстрее соберет картинку», речевые игры «Посчитай правильно» |
Познавательно-исследовательская | Решение арифметических задач |
Коммуникативная | Игровое упражнение «Назови правильно», вопросы к детям, объяснение. |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи (с обозначением обр. области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемый результат |
Мотивационно-организационный | Игровая ситуация «Экскурсия в магазин Мебель» | |||
Воспитатель предлагает детям встать в круг и сообщает, что сегодня на занятии по математике они совершат экскурсию в магазин «Мебель». | Дети стоят по кругу и слушают | |||
Деятельностный | Упражнять в умение выполнять счет от заданного числа. | Игра – разминка «Мяч поймай и дальше считай» | Умеют считать прям и обратным счетом от названного числа. Умеют считать двойками, пятерками | |
Воспитатель сообщает детям, что прежде чем отправятся в магазин МЕБЕЛЬ нужно провести математическую разминку. Далее воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку и дает задание посчитать от заданного числа (счет прямой и обратный). | Дети стоят в по кругу, ловят по очереди мяч, считают от заданного числа прямым, обратным счетом, двойками, пятерками | |||
Совершенствовать зрительное внимание, ориентировку в пространстве. Закрепить порядковый счет. Упражнять в употреблении понятий «между», «после», «перед» или «до» | Игровое упражнение «Назови правильно» | |||
Воспитатель предлагает детям подойти к доске и обращает внимание детей на картинки, с изображением предметов мебели. Картинки расположены в ряд. Предлагает детям посчитать , сколько предметов мебели они видят на доске (10 шт.) Далее воспитатель задает детям вопросы индивидуально Например: - Сколько всего предметов мебели? Назовите предмет мебели, который стоит 7 по счету? Какой по счету стоит стол (кровать, комод). Назовите предмет мебели, который стоит между столом и креслом. Назовите между какими предметами мебели стоит кровать. Какой предмет мебели стоит перед комодом, какой предмет мебели стоит после дивана и т.д. | Дети стоят около доски, смотрят на картинки по теме «Мебель», слушают вопросы воспитателя и отвечают по вызову. Например: 7 по счету стоит диван. Стол стоит третий по счету (кровать пятая по счету). Между столом и креслом стоит стул. Перед комодом стоит шкаф, после дивана стоит кровать и т.д. | Владеют количественным и порядковым счетом. Используют в речи понятия «между», «перед», «после». Ориентируются в пространстве | ||
Упражнять в ориентировке на плоскости (на листе квадратной формы), в умение действовать по словесной инструкции. Проявлять инициативу | Игровое упражнение «Поставь мебель туда куда скажу» | Дети ориентируются на листе бумаги и правильно называют место расположения мебели Развита детская инициатива | ||
Воспитатель предлагает детям расставить мебель в комнате и поставить мебель туда, куда скажет. Обращает внимание детей на квадратные листы на столе и игрушечную мебель на подносах. Например: Шкаф поставьте в правый верхний угол, диван поставьте в левый верхний угол, кресло поставьте в правый нижний угол, кровать поставьте в левый нижний угол, а по середине комнаты стол и стулья. После того, как дети расставят мебель, только тогда воспитатель открывает картинку на мольберте с правильным вариантом. Уточняет у детей кто куда поставил мебель; индивидуально Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно расставить мебель и рассказать куда поставили. | Дети сидят за столами и ставят на квадратные листы («в комнате») картинками с изображением мебели по словесной инструкции Отвечают на вопросы воспитателя по вызову. Например: Я поставил шкаф в правый верхний угол, диван в левый верхний угол и т.д.» Дети самостоятельно располагают по своему замыслу мебель и рассказывают, куда поставили | |||
Упражнять в согласовании движений рук и пальцев с текстом игры | Физминутка «На полянке дом стоит» | |||
Воспитатель предлагает детям встать за стульчики и выполнить физминутку На полянке дом стоит (Руки «домиком») Ну, а путь к нему закрыт (Пальцы ладошек соединены, ладони соединены в виде ворот) Мы ворота открываем (Раздвинуть ладошки в стороны) Всех вас в гости приглашаем (Зовем к себе ладошками) Стол стоит на толстой ножке (Кулачок одной руки и сверху ладонь другой руки) Рядом стульчик у окошка (Кулачок одной руки и сбоку ладонь другой руки) Два бочонка под столом (Двумя кулачками стучим друг об друга, меня их метами сверху – снизу) Вот такой мы видим дом (Руки «домиком»). | Дети встают за стульчики и выполняют физминутку, проговаривают слова и выполняют движения руками и пальцами | Умеют согласовывать движения рук и пальцев с текстом игры | ||
Упражнять в умении сравнивать не равные группы предметов и отражать результат сравнения с помощью математических знаков >, < Развивать мелкую моторику руки | Игровое упражнение «Поставь правильно знак» | |||
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и обращает внимание на карточки. разделенные на три вертикальные части. В левой и правой части изображены предметы мебели с разным количеством. В средней части два знака > и < . В нижней части карточки три клеточки для цифр и знака. Воспитатель объясняет детям, что нужно посчитать сколько мебели на правой стороне, на левой стороне карточки, сравнить и в нижней части карточки написать цифры в соответствии с количеством мебели и поставить знак > или < | Дети сидят за столами и каждый выполняет задание на своей карточке. Отвечают на вопрос воспитателя по вызову. Например: Я поставил знак больше, потому что 5 стульев больше, чем три кровати. Или: Я поставил знак меньше, потому что 4 дивана меньше, чем 5 комодов. | Умеют сравнивать две неравные группы предметов через счет. Знают и правильно пишут цифры и математические знаки >, < . Отражают результат сравнения в речи. Читают запись слева на право. | ||
Продолжать развивать умение решать простые арифметические задачи и выкладывать решение с помощью цифр и знаков | Решение арифметических задач | |||
Воспитатель предлагает решить задачи и сделать запись решения с помощью цифр и знаков. Например: - В магазин мебели привезли 3 новых дивана и 4 комода. Сколько всего предметов мебели привезли в магазин? 3 + 4= 7 - В магазине было 7 кроватей. Две купили. Сколько кроватей осталось? 7 – 2 = 5 | Дети слушают задачи, решают и делают запись с помощью цифр и математических знаков. Отвечают воспитателю по вызову | У детей развито слуховое внимание. Умеют решать простые арифметические задачи, правильно используют цифры и математические знаки при решения | ||
Закрепить умение собирать из частей целое изображение. Совершенствовать зрительное внимание, мышление. Проявлять инициативу | Игра «Собери картинку» (командная игра) | |||
Воспитатель предлагает детям поделиться на три команды и подойти к столам, где лежат разрезные картинки. Каждой команде дается одна разрезанная картинка мебели. Какая команда быстрее соберет целую картинку, та и выиграет. Одной из команд дается разрезная картинка Русского сундука Воспитатель рассказывает детям, что раньше в русских избах очень популярен был сундук, куда люди хранили вещи, одежду и в каких русских городах делали эти сундуки (Москва, Великий Новгород) | Дети делятся на три команды и подходят к столам с разрезными картинками. Каждая команда собирает из частей целую картинку мебели. | У детей развито зрительное внимание. Умеют собирать целую картинку из 7 - 8 частей. | ||
Заключительный | Игровая ситуация «Возвращение» | |||
Воспитатель предлагает детям встать, «вернуться» в детский сад и рассказать где они побывали, какие задания выполняли. Какое задание было для них труднее, какое легче. | Дети стоят, отвечают на вопросы предложением |
Приложение
Физминутка «На полянке дом стоит». Упражнять в умение согласовывать движение рук и пальцев с текстом игры.
На полянке дом стоит (Руки «домиком»)
Ну, а путь к нему закрыт (Пальцы ладошек соединены, ладони соединены в виде ворот)
Мы ворота открываем (Раздвинуть ладошки в стороны)
Всех вас в гости приглашаем (Зовем к себе ладошками)
Стол стоит на толстой ножке (Кулачок одной руки и сверху ладонь другой руки)
Рядом стульчик у окошка (Кулачок одной руки и сбоку ладонь другой руки)
Два бочонка под столом (Двумя кулачками стучим друг об друга, меня их метами сверху – снизу)
Вот такой мы видим дом (Руки «домиком»).
Используемые ресурсы:
- Новикова В.П. «Математика в детском саду, 6 – 7 лет. Сценарии занятий». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015;
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений». Конспекты занятий для детей 6 – 7 лет. Коррекционно – развивающее обучение». Издательство. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
- Панамарева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Подготовительная к школе группа. –М.:
МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы. Развивающая программа «Детство»
Конспект занятий для воспитателя....
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/09/picture-31578.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; форми...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей второй младшей группы
Закрепление знаний о прямоугольнике и квадрате. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения; зрительного, слухового внимания, зрительно-моторной координации. Воспитывать товарищеские в...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-64669-1355659575.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе. Занятие проходит в игровой форме. Дети встречаются с разными героями мультфильмов, выполняя их...
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/15/picture-1305191-1610744189.jpg)
Открытое занятие. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет
Цель:создание условий для развития математических знаний у детей 4-5 летЗадачи:- закрепить знания о геометрических фигурах; совершенствование навыка счета в пределах 5;- формирование познавательного и...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-1505982-1705326866.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет. Занятие 28
Цель:Показать независимость результата счёта от формы расположения предметов в пространствеЗадачи: 1. Упражнять в умен...