Воспитание детей
статья на тему

         Роль семьи в воспитании детей до­школьного возраста трудно пере­оценить. Семья как первый инсти­тут социализации имеет решающее вли­яние на развитие основных черт лично­сти ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциа­ла. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, полу­чают уроки нравственности, расширя­ется их кругозор, формируется харак­тер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no865_noyabr_2010.doc123.78 КБ

Предварительный просмотр:

         Роль семьи в воспитании детей до школьного возраста трудно пере оценить. Семья как первый инсти тут социализации имеет решающее вли яние на развитие основных черт лично сти ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциа ла. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, полу чают уроки нравственности, расширя ется их кругозор, формируется харак тер, в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Воспитание детей в семье на со временном этапе не мыслится без по мощи специалистов. Анализ научных ис следований показывает, что возраста ет количество социально незащищен ных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей (физического и психического).

Данные тенденции в жизни обще ства нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержа ния, форм и методов в работе с се мьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей как в информаци онном, так и в организационном плане.

Деятельность родителей и педаго гов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом по мочь взрослым в понимании индивиду альных особенностей детей, развитии их способностей формировании цен ностных жизненных ориентиров, прео долении негативных поступков и прояв лений в поведении. Особенно эти по ложения ценны в работе дошкольного учреждения с приоритетным направле нием в физкультурно-оздоровительной работе. Ведь создание благоприятных педагогических условий для физиче ского воспитания детей только в рам ках дошкольного учреждения не явля ется достаточно эффективной мерой. Часть времени активного бодрствова ния дети проводят в семье, и на ро дителей ложится особая ответствен ность за здоровье ребенка.

Важным условием успешной рабо ты с семьей стало выдвижение перво очередных целей:

  1. Повышение уровня педагогиче ской культуры родителей в вопросах здоровьесбережения.
  2. Достижение оптимального уров ня взаимодействия детского сада и се мьи через созданную систему сотруд ничества и партнерства.

Основные задачи

  1. Формирование положительной мотивации здорового образа жизни, активное включение родителей в оздо ровление детей.
  2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в дет ском саду и семье.

Для реализации поставленных за дач улучшена материально-техническая база для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, заключены договора на сотрудничество с детской поликли никой, детской спортивной школой. Составлена программа работы с се мьей, социальными институтами дет ства в вопросах оздоровления. Про веден социально-гигиенический скри нинг семьи, который показал,

что 25% семей ведут в целом здоровый образ жизни, 23% — тяготеют к нему у 43% здоровый образ жизни в семье не сло жился, 9% — проигнорировали вопрос. Из полученных результатов следует вы вод, что часть родителей (48%) пыта ется вести здоровый образ жизни, а значит у нас есть единомышленники, на которых можно опереться.

Кроме того, чтобы сложилась объек тивная картина здоровья детей, в дет ском саду проведена оценка физическо го и психологического здоровья ребен ка, где кроме диагностических методик учитывались результаты опроса, анкети рования родителей. Анализ результатов исследования физического развития по казал, что 19,6% детей имеют дисгар моничное развитие, у 18,6% будущих первоклассников биологический возраст ниже календарного, функциональные от клонения и хронические заболевания у 45% детей. Медицинское обследова ние выявило, что 28,7% детей имеют нарушения стопы, 5,2% — нарушение осанки, у 18,1% можно констатировать «вялую осанку», 19% детей имеют ка риес. Количество детей с аллергиче скими проявлениями составило 26 %, 14,5% детей испытывают психоэмоцио нальный дискомфорт средней степени. Оценка развития двигательных навыков и физических качеств показала, что у 27% детей уровень развития физиче ских качеств не соответствует возрасту.

Результаты оценки позволили на метить индивидуальные пути оздоров ления ребенка в детском саду и се мье. Даны индивидуальные консульта ции родителям по оздоровлению. Для того чтобы родители приобрели прак тические навыки по вопросам здоро вьесбережения, проводим в детском саду практические занятия. Тематика их разнообразна: «Игровой самомас саж для детей», «Акватерапия в оздо ровлении дошкольников», «Закалива ние и здоровье» и др.

Популярной формой работы с се мьей стали психологические тренинги, которые помогают родителям освоить психологические особенности ребенка- дошкольника, а также самим научить ся управлять своими эмоциями. Наи более популярными стали темы «Азбу ка нравственности», «Пути психопрофи лактики стресса».

Организована работа консультаци онного пункта, целью которого является оказание помощи родителям в приоб ретении педагогических знаний, знаний особенностей физического и психиче ского развития ребенка, знакомство их с практикой работы с детьми. Многие консультации даются специалистами, занимающимися оздоровительной на правленностью в детском саду: стар шей медсестрой, инструктором по фи зической культуре, психологом, руково дителем по лечебно-профилактической работе, старшим воспитателем.

         Более трех лет в детском саду со вместно с родителями ведется выпуск валеологической газеты. Тематика ее разнообразна: «Как воспитать ребен ка валеологически грамотным», «Чтоб улыбка сияла», «Подвижные игры в дет ском саду и семье», «Царственная осан ка — залог здоровья» и др.

Совместно с родителями сделан вы бор программы по физическому вос питанию в пользу игровых технологий. Именно поэтому успешно реализуется в детском саду авторская программа «Играйте на здоровье» Л. Н. Волоши ной. С автором программы педагоги и родители знакомы лично, так как Люд мила Николаевна является руководи телем экспериментальной площадки в детском саду по проблеме «Формиро вание компетентности здоровьесбережения у дошкольников». Поэтому с же ланием родители подключились к соз данию условий для реализации про граммы. Помогли установить баскет больные щиты, изготовили из обычных ручек для тяпок наборы для игр в го родки, закупили клюшки. Успешность работы по программе подтверждает ся тем фактом, что значительно улуч шился прирост физических качеств у детей, определяемый по методике В. П. Усакова: с 12,4% первоначально до 15,4% всего за год работы.

В совместные спортивные меропри ятия с родителями также включаем та кие соревнования, как «Почекань мяч», «Футбольные баталии», «Попади в коль цо» и др. Причем формы совместной физкультурной работы с семьей раз ные. Это недели здоровья, спортив ные праздники, туристические походы. Самыми удачными в прошедшем году стали «Папа, мама, я — спортивная се мья», «Папа — гордость моя!», туристи ческий поход «Осенний денек». Такие мероприятия имеют большую воспита тельную ценность. Родители наблюдают своего ребенка в коллективе сверстни ков, оценивают его физическую подго товку. Когда родители на глазах у де тей демонстрируют свое умение бе гать, прыгать, соревноваться, это по лезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит огром ную радость от взаимного общения.

На наш взгляд, успешным факто ром активизации родителей в воспита нии здорового образа жизни стал показ слайдов и видеороликов физкультурно-оздоровительного характера. Это сня тые физкультурные праздники, соревно вания, недели здоровья, оздоровитель ные гимнастики в группах, работа спе циалистов детского сада по оздоровле нию, положительный опыт семьи в оздо ровлении из семейных архивов. Такие видеоматериалы были включены в роди тельские собрания, демонстрировались перед утренниками. Наиболее интерес ным стал материал «Как я занимаюсь физкультурой дома»: показанные интер вью детей позволили выявить положи тельный опыт семейного воспитания по оздоровлению, а многим семьям — за думаться о совместном досуге с детьми.

По предложению родителей в дет ском саду организована группа часто болеющих детей. Для успешной орга низации работы в такой группе в дет ском саду работает освобожденный спе циалист по лечебно-профилактической работе. Работа ведется на основании утвержденного плана, который согла суется с родителями. Детям делает ся массаж, организуется дыхательная гимнастика, проводится фито- и вита минотерапия.

Очень важным фактором здоровья ребенка является его эмоциональное благополучие и комфорт. Поступле ние ребенка в детский сад связано с изменением его жизни: режим дня, от сутствие родителей, иные требования к поведению, постоянный контакт с боль шим количеством детей, новое поме щение и стиль общения. Все это об рушивается на ребенка одновременно, создавая стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адапта ционного периода может привести к невротическим реакциям, болезням. Поэтому в детском саду организована работа адаптационной группы. Основ ное ее предназначение — обеспече ние благоприятного течения адаптации, сохранение эмоционального комфор та детей и родителей. В группе имеют возможность находиться родители вме сте с детьми, поэтому работа строит ся в два этапа.

1-й этап — предварительная рабо та с родителями и педагогами;

2-й этап — включение детей в ре жим ДОУ.

Работа адаптационной группы дает положительные результаты. Оценка про хождения адаптации показала: 50% де тей достаточно быстро и легко прошли адаптационный период. У 41,6% детей адаптационный период прошел с оцен кой средней степени, 8,4% детей тя жело прошли адаптационный период. Работа группы также позволяет роди телям лучше познакомиться с работой детского сада, понять его специфику, подготовить себя и ребенка к соблю дению режима дня.

Совместная работа с семьей по вопросам оздоровления дает положи тельные результаты. Родители стали не зрителями и наблюдателями, а актив ными участниками различных оздоро вительных мероприятий. Формируется созидательная позиция по отношению не только к здоровью ребенка, но и к своему. Пропуски детей по болезни сравнительно невысокие. Оценка ан кетирования родителей показала высо кий процент удовлетворенности рабо той детского сада. Также родители по ложительно оценивают работу в инно вационном экспериментальном режиме по оздоровлению дошкольников.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Наши наблюдения показы вают, что в жизнь входит новое поко ление родителей, понимающих значе ние здорового образа жизни, хороше го образования и воспитания и стре мящихся обеспечить его для своего ребенка. Совместная работа детско го сада и семьи способствует реше нию этих важных задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем самым, не оставляя ему шанса на со...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей

Воспитание детей. Полезные советы для родителей о воспитании детей...