Родителям о детях
статья на тему

Шамонова Светлана Альбертовна

Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлимые проявления нашей психической  жизни, как радость или грусть. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskie_strahi_-_stupenki_detstva.doc40 КБ
Microsoft Office document icon zabotlivym_roditelyam.doc34 КБ

Предварительный просмотр:


Детские страхи - ступеньки детства


«Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению».

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

  1. Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.
  2. В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.
  3. В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).
  4. 2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.
  5. В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).
  6. От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.
  7. В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется на прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.
  8. Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.
  9. В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.
  10. В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.

Это интересно! 

  1. Если ребенку часто снится Бармалей, Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом.
  2. Если же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.

Как избежать возникновения и закрепления страхов 

  1. Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.
  2. Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).
  3. Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)
  4. Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)
  5. Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.
  6. Повышайте самооценку малыша.
  7. «Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).
  8. Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи 

  1. Выясните причину страха.
  2. Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.
  3. Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.
  4. Может пригодиться игрушечное оружие, оно поможет малышу чувствовать себя увереннее (положите на ночь рядом с кроватью, что бы он мог «защититься»).
  5. Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).
  6. Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.
  7. Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.
  8. Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.
  9. Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).
  10. Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).
  11. Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).





Предварительный просмотр:

Заботливым родителям.

Подготовка к школе

 Чтобы успешно учиться,  ребенку  нужны  определенные  навыки  и умения. Различают специальные навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и др.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют следующие умения:

 1) принимать учебную задачу и следовать правилам;

 2) осуществлять контроль  над собственными действиями;

 3) «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму.

 1. Принятие учебной задачи - один из важнейших компонентов учебной деятельности, означает способность ребенка выделить вопрос - проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на личную ситуацию, а на те логические, смысловые отношения, которое отражены в условиях задачи. Например:

 «Дети пошли в сад за грушами. Витя сорвал 2 груши. Галя на 1 груша больше. Сколько груш сорвали дети?» По своим навыкам и умениям дети 6-7 лет уже могут справиться с этой задачей. Однако очень часто этого не происходит. Едва дослушав условия, многие из них начинают говорить, что они тоже любят груши. Такая реакция на задачу - не шалость, а результат непонимания специфики учебной ситуации и роли учителя в этом процессе. Непонимание этого затрудняет восприятие ребенком предложенной задачи как учебной, препятствует выделению учебной проблемы. Поэтому даже многократное объяснение способа решения аналогичной задачи может оказаться для таких детей безуспешным.

 Как проверить, умеет ли ребенок принимать учебную задачу? Для этого можно предложить малышу одну из задач следующего типа: «Лиса больше зайца, заяц больше медведя. Кто в этом случае больше - заяц или медведь?» Если ребенок примет эту задачу как учебную, он на какое - то время задумается, возможно, задаст вопрос, уточняющий условия. Но если этого не произойдет, он без особых колебаний даст ответ: «Медведь: Он самый большой и сильный», то это будет говорить о том, что ребенок данным умением не владеет.

 Как научить ребенка этому умению? Одна из наиболее простых, но очень действенных рекомендаций состоит в том, чтобы научить ребенка не давать поясняющих ответов, научить его перед ответом хоть немножко подумать. Для этого можно искусственно удлинить отрезок времени между вашим вопросом и его ответом. Например, ввести такое правило: давать ответ можно только после команды взрослого. И подавать эту команду только через 1 -2 минуты.

 Кроме того, важное место в развитии рассматриваемого умения занимает сюжетно-ролевая игра. В специально проведенных исследованиях было установлено, что дети, испытывающие трудности в принятии учебных задач, как правило, не умеют играть. Вся их игра часто сводится к простому манипулированию игрушками. Они не в состоянии удержать роль в течение длительного времени, не согласуют свои действия с другими участниками.

 Детям необходимо предлагать игры с разнообразными сюжетами, например, в больницу, в детский сад, в школу и т.д. Хорошо, если ребенок научится самостоятельно придумывать сюжеты для таких игр. При этом важно, чтобы он выполнял в игре разные роли: врача, медсестры, пациента, учителя и ученика, шофера и пассажира.

 Когда дети научатся долго и без помощи взрослого играть по их  придуманному сюжету, когда для них не будет трудно согласовывать свои ролевые действия с действиями других детей, тогда они смогут легко принимать учебную задачу.

 Еще одно важное умение - следовать правилам. Для развития этого умения наиболее эффективны игры с правилами. Такие игры вообще имеют очень большое значение для психического развития дошкольников. В них ребенок учится подчиняться правилу, причем это правило становится для него внутренним.

 2. Самоконтроль важен на всех основных этапах деятельности:

 1) при принятии или самостоятельной выработке общей стратегии предстоящей деятельности и способов ее выполнения;

 2) в ходе непосредственного выполнения определенных действий;

 3) после завершения деятельности, при сличении полученного результата с планируемым.

 Действие самоконтроля у детей дошкольного возраста требует специального формирования.   Общий   принцип   формирования   и   закрепления   самоконтроля   - постепенный последовательный перевод детей с внешнего контроля, осуществляемого взрослым, на самоконтроль.

 На этапе принятия учебного или игрового задания действия    самоконтроля формируются путем установки ребенка на запоминание условий задания или правил игры.

 Для этого малыша нужно научить:

1) Повторять задание вслух сразу после того, как оно сформулировано:

2) Оценивать правильность этого повторений;

3) Обращать внимание на способы выполнения задания до того, как оно начато.

 При этом проговаривание вслух постепенно сменяется проговариванием шепотом, а затем «про себя».

 Формирование действий самоконтроля на этапе выполнения задания должно быть направлено на обучение таким умениям:

1) Оценивать правильность выполнения задания в самом начале и по ходу его исполнения

2) Повторять условия задания в ходе его выполнения;

3) Контролировать правильность выполнения задания другим ребенком или взрослым.

 Здесь тоже громкая речь постепенно должна быть вытеснена проговариванием «про себя». Действие считается сформированным, если ребенок работает молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправляет самостоятельно. Любые самоисправления следует поощрять, даже если из-за них возникает «грязь».

 Пока самоконтроль не сформирован, нужен постоянный «пошаговый» контроль. При этом основной формой указаний должны быть не замечания, а совет типа: «Попробуй поискать в этом месте ошибку. Нашел? Молодец! А теперь скорее исправь ее».

 Когда деятельность завершена, важно научить ребенка осуществлять оценку полученного результата. Для этого нужно обучить его следующим действиям:

1) Вспоминать, какие были условия задания;

2) Определять, какие условия он выполнил, какие выполнил неточно, а о каких вообще забыл.

3) Оценивать результаты работы других детей и аргументировать эту оценку в развернутой речевой форме.

 3. Важной задачей подготовки ребенка к школе является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма. Содержательная сторона - это умение представлять звуковой состав слова, которое пишется. Двигательная сторона письма - это умение сохранять и изменять направлена движения руки в соответствии с рисунком графемы, осуществлять плавное и неотрывное движение руки, регулировать размах такого движения.

 Развитию «ручной умелости» способствуют ИЗО, рисование, лепка, аппликация оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Отношения родителей и детей. Как психолог может помочь родителям в воспитании детей

В статье обсуждаются особенности развития и воспитания детей разного возраста.Наш основной тезис - родители являются самыми важными людьми для их детей, в реальном времени-пространстве в детстве, а за...

Совместная деятельность детей и родителей вечер развлечений для родителей и детей средней группы «Как на Масленой неделе…»

Совместная деятельность детей и родителейвечер развлечений для родителей и детей средней группы«Как на Масленой неделе…»Цель проведения вечера развлечений: совместное с родителями воспитание и развити...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста"Возможные формы cовместного отдыха родителей и детей"

Данный материал могут использовать родители детей старшего дошкольного возраста для организации совместного отдыха....