Детско- родительский клуб "Я исследователь"
проект на тему

Макарова Елена Александровна

В помощь педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kozlovoy_e.a_474.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   ПРОЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

Тема:  ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИЙ  КЛУБ «Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Проект: Долгосрочный

Количество участников: Все родители ДОУ

Идея и разработка проекта: Козлова Е.А

Проблема проекта: Каково значение работы детско- родительского клуба в ДОУ?

 Главная цель деятельности родительского клуба – создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать исследовательскую, проектную деятельность в процессе совместной работы, просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации педагогов детского сада, психолога, логопедов.

 Задачи родительского клуба:

  • развитие культуры мышления ребенка;
  • развитие исследовательских способностей;

    -   развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы сотрудничества и самоуважения, дружелюбия, ответственности и т.д);

  • развитие интеллектуальных способностей (занятия, лекции);
  • формирование детских коллективов, групп родителей по интересам.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Педагог

Родители

1. Выявление проблемы

1. По результатам анкетирования выявляю, что родители затрудняются ответить на некоторые вопросы анкеты.

2.Постановка проблемы: «Каково значение работы детско- родительского клуба в ДОУ?»

1. В ходе анкетирования осознают и воспринимают проблему.

2. Организация работы над проектом

Подбор необходимой информации и консультаций для родительских стендов в группах.

Просвещение на тему «Что такое детско- родительский клуб (его цели и задачи) »

3. Практическая деятельность по решению проблемы.

Организую практическую деятельность.

1. Разработка положения о детско- родительском клубе.

2. Планирование встреч:

1 встреча- Информирование родителей о теме клуба «Я- исследователь», Мастер- класс «Развитие творческих, познавательных способностей детей».

2 встреча- Презентация детско- родительских проектов.

Родители посещают и участвуют во всех встречах детско- родительского клуба, отзываются на просьбы и поручения педагогов.

4. Презентация продуктов деятельности.

1. Прихожу на помощь по мере необходимости.

2. Делаем вывод, что встречи в клубе позволяют родителям лучше понимать собственного ребенка; детям- прививать чувство гордости за свою семью; педагогам- более эффективно строить воспитательно- образовательный процесс.

  1. Готовят презентации по проектной деятельности на  разные темы.
  2. Представляют продукты деятельности, делятся опытом.

Положение о детско- родительском клубе «Я- исследователь»

1.Общие положения

  1. Настоящее положение разработано  старшим воспитателем ГОУ детский сад комбинированного вида № ( далее- ДОУ).
  2. Положение регулирует деятельность детско- родительского клуба при ДОУ.
  3. Детско- родительский клуб является самостоятельным структурным подразделением образовательного учреждения.
  4. Детско- родительский клуб организован для детей, посещающих учреждение, и их родителей.

2.Цели и задачи родительского клуба:

  1. Главная цель деятельности родительского клуба – создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать исследовательскую, проектную деятельность в процессе совместной работы, просветительскую деятельность, получить консультации, рекомендации педагогов детского сада, психолога, логопедов.

2.2 Задачи родительского клуба охватывают комплекс проблем:

  • развитие культуры мышления ребенка;
  • развитие исследовательских способностей;

    -   развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (проблемы сотрудничества и самоуважения, дружелюбия, ответственности и т.д);

  • развитие интеллектуальных способностей (занятия, лекции);
  • формирование детских коллективов, групп родителей по интересам;

3. Организация деятельности детско- родительского клуба

3.1. Деятельность детско- родительского клуба регулируют следующие нормативно- правовые документы:

  • городская программа «Московская семья- компетентные родители»
  • городская  программа развития образования на 2012-2016 годы;

3.2. Функционирование детско- родительского клуба осуществляют педагоги ДОУ: руководитель, старший воспитатель, учителя- логопеды, педагог- психолог, воспитатели учреждения под руководством заведующего.

4. Формы психолого- педагогической деятельности детско- родительского клуба

4.1. Инвариантные:

-групповые мероприятия для всех родителей: семинары, деловые игры, тренинги, консультации по развитию исследовательской и проектной деятельности.

4.2. Вариативные:

-подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями;

-индивидуальные консультации для родителей;

-совместные детско- родительские встречи в различных формах: занятия, игровые упражнения по развитию исследовательской деятельности.

4.3. Постоянно действующие:

  • клуб «Я- исследователь»- функционирует для родителей и детей на протяжении 3 лет.

5. Управление детско- родительским клубом.

5.1. Непосредственное руководство детско- родительским клубом осуществляет заведующая ДОУ.

5.2. Педагоги и специалисты ДОУ детско – родительского клуба ведут планирование и учет его деятельности с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОУ, а также в соответствии с инновационными методическими требованиями.

        

                                     

                                            АНКЕТА

                                 Уважаемые родители!

Ваши искренние ответы на вопросы помогут нам в организации детско- родительского клуба в ДОУ.

Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.

1.Что такое детско- родительский клуб?

2.Какова миссия детско- родительского клуба?

3.Готовы ли Вы получать полезную информацию от педагогов ДОУ и делится опытом с родителями на встречах в клубе?

4.Требуется ли специальная подготовка при встречах в детско- родительском клубе?

5. При встречах в детско- родительском клубе развиваются (необходимо подчеркнуть):

  • творческие способности детей и родителей;
  • познавательные способности;
  • исследовательские способности;
  • интеллектуальные способности;
  • нравственные качества детей и взрослых;
  • коммуникативные способности.

1) Организация родительского клуба «Я- исследователь»- 1 встреча

Мастер- класс по теме: «Проектный метод как форма развития творческих, познавательных способностей детей»

Для того чтобы работать в инновационном режиме необходим поиск новых форм, методов и приемов в работе детьми и родителями.

Нас заинтересовала проектная деятельность, потому что она позволяет педагогам и родителям решать множество психолого- педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы детей. Процесс совместной деятельности родителей и детей может стать более интересным, увлекательным и разнообразным.

Каждый проект по своему уникален и предоставляет родителю  возможность проявить на практике свои знания, интуицию, фантазию, увлечение и оригинальность.

Метод проектирования позволяет превратить планирование воспитательно- образовательной работы в творческий процесс, а каждую встречу с детьми делает яркой и незабываемой.

На наш взгляд проектный метод в работе с детьми и  родителями способствует созданию единого образовательного пространства и развитию творческих, познавательных способностей детей.

Внедрение проектного метода с раннего возраста убедительно доказывает, насколько важно не упустить возможность использования именного этого периода для освоения ребенком новых форм взаимодействия с родителем.

Хотим поделиться опытом и внедрить в практику родителей метод проектирования.

Изменения, происходящие в российской системе образования направлены не только на изменение содержания изучаемых программ, но и на изменение подходов к методике обучения и воспитания- это расширение арсенала методических приемов, активизация деятельности детей в ходе занятия, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поиска путей решения проблем.

Как показывает практика, в последние годы увеличилось число старших дошкольников, не желающих идти в школу. Это свидетельствует о том, что у них резко снизилась мотивация к процессу приобретения знаний. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей детей дошкольника.

Основоположником  метода проектов стал американский педагог У.Х.Килпатрик. По его мнению, проект предлагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Он полагал, что весь учебный процесс в школе должен представлять собой ряд опытов, связанных таким образом, чтобы знания приобретаемые в результате одного опыта служили развитию и обогащению ряда последующих опытов.

Что такое проект?

Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них,- это детская самостоятельность, это практическое, творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это- звено в системе воспитания, в целом развивающей личность программы.

Обобщив исторический опыт разработки проектов, можно выделить следующие основные этапы(4 этапа).

1 этап Целеполагание: на этом этапе помогаете ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени, вводите в проблемную, игровую  ситуацию, формулируете задачи. Например: деятельность педагога- проект «Азбука дорожного движения». В ходе беседы на тему «Знаешь ли ты правила дорожного движения?», выясняем, что у детей не достаточные знания на эту тему. Обсуждаем с детьми возникшие вопросы.

Дети осознают и воспринимают проблему, рассматривают иллюстрации в книгах с изображением дорожных знаков.

Подводим детей к проблемной ситуации. Задаем вопрос «Как вы считаете для чего людям нужны правила дорожного движения?». Принимаем ответы детей.

Сообщаем родителям о том, что началась работа над проектом «Азбука дорожного движения» и обращаемся с просьбой помочь, принять участие.

2 этап Разработка проекта- Составляем план работы, намечаем совместную деятельность с детьми.

Организуем работу над проектом (поэтапно) направляем деятельность детей и родителей на поиск решений. Беседуем с детьми о том где можно найти информацию. Знакомим родителей о начале проекта (оформлена информация для родителей на стенде).

Деятельность детей: Дети предлагают пути поиска информации. Например: -спросить у родителей

                   -найти информацию в книгах

                   -в библиотеке

                   -посмотреть мультфильм, фильм (СМИ)

                   -понаблюдать за чем то на улице и.т.д.

Приглашаем на занятие специалиста в зависимости от тематики проекта. Например: если это связано со здоровьем- врача, медсестру; если это ПДД- инспектора и.т.д.

Разделяем детей на рабочие группы по сбору информации в портфолио на заданную тему.

1.Собирают информацию с родителями

2.Оформляют иллюстративный отдел с родителями

3.Готовят презентацию

3 этап Практическая деятельность по решению проблемы- Активизируем инициативы в игровых действиях, в досугах, развлечениях, в ознакомлении с художественной литературой, в экскурсиях, в беседах, в наблюдениях, в занятиях.

4 этап Презентация продуктов деятельности- Организуем деятельность по подготовке презентации, приходим на помощь по мере необходимости, проводим праздник либо открытые мероприятия гостям. Подводим детей к формулировке вывода о решении проблемы.

Деятельность детей: готовят презентацию, предлагают продукт деятельности гостям, делают выводы.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1) Исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2) Ролево- игровые(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)

3)Информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.)

4)Творческие(оформление результата в виде детского праздника. Детского дизайна, например: «Театральная неделя»).

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило,- между группами, но бывают и личностные, индивидуальные проекты.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты:

-«Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие проекты, в том числе:

-Комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»

-Групповые:  «Математические коллажи», « Мир животных и птиц», «Времена года»

-Творческие: «Мои друзья», «Любимым сказки», «Мир природы»

Индивидуальные: «Я и моя семья», « Генеалогическое древо», Секреты Бабушкиного сундука», «Сказочная птица»

-Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье»

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от одного занятия до одного дня) и длительными (от недели до 3 месяцев и более)

Используя метод проектов в работе, необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

Работа над проектом имеет большое значение для развития творческих, познавательных способностей детей и их интересов. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединения различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество.

Умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Уважаемые родители, мы предлагаем вам совместно с детьми выбрать тему для разработки детско- родительского проекта и через месяц презентовать его, поделиться опытом что у вас получилось.

Спасибо.

Источники

  1. И. Урмина, Т. Данилина Инновационная деятельность в ДОУ //Москва, Линка- пресс 2009-12-30
  2. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова образовательные проекты в детском саду // Москва,2008
  3. Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения // Москва,2006
  4. Н.В. Журавлева Проектная деятельность старших дошкольников// Волгоград, 2009
  5. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников //Москва,2008

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы детско-родительского клуба по взаимодействию детского сада с семьями воспитанников

Что такое детско-родительский клуб?Чтобы разобраться, что представляет собой родительство сегодня, необходимо просто присмотреться к современному обществу в целом, к той ситуации в нашем государстве, ...

Паспорт проект детско - родительского клуба по предупреждению и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма .

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»

Ограничиваться только пропаган­дой педагогических знаний, которые родители погло­щают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в ка­честве одной из основных форм работы с семьями на­ших воспитанников ...